Офтоп
Вадим Елистратов

Прогулки с динозаврами

Шеф-редактор TJ о «Мире Юрского периода» — ещё одном ненужном продолжении оригинального фильма

11 июня на экраны российских кинотеатров вышел «Мир Юрского периода» — продолжение легендарного франчайза Стивена Спилберга, снятое малоизвестным дебютантом. Шеф-редактор TJ посмотрел картину и пришёл к выводу, что ради неё доисторических ящеров в четвёртый раз к жизни можно было и не возвращать.

Первый «Парк Юрского периода» 1993 года был поворотным фильмом. Последние достижения аниматроники и компьютерной графики сошлись в одной точке с гением Стивена Спилберга и подарили зрителям незабываемое путешествие — настолько реалистичное, что многие дети ещё долго думали, будто люди действительно научились клонировать динозавров.

В последующие двадцать лет соблазнительная тема возрождения доисторических ящеров в кино буксовала, однако Universal не оставляла попыток вернуть франчайзу былую популярность, и несколько лет назад проект всё-таки сдвинулся с мёртвой точки. Следуя свежей моде доверять дорогие блокбастеры новичкам, студия поставила на «тёмную лошадку» — режиссёра Колина Треворроу, у которого за спиной лишь одна инди-комедия с микроскопическим бюджетом.

«Парк Юрского периода 4» должен был выйти ещё в 2014 году, однако Universal решила дать Треворроу дополнительный год на полировку и переименовала фильм в «Мир Юрского периода», намекая на то, что масштаб событий существенно возрастёт.

Чем занимался Треворроу весь этот год — величайшая загадка человечества. О том, каким был фильм до этой самой «полировки», даже думать не хочется.

В первые двадцать минут «Мир Юрского периода» выстреливает череду плохо прописанных сцен, которые должны познакомить зрителя с главными героями, но, напротив, вызывают отталкивающий эффект. Быстро выясняется, что «Мир Юрского периода» — это всего лишь новое название перестроенного парка, а четвёртый фильм — вольный ремейк первой части, игнорирующий существование второй и третьей.

Когда на экране появляется Крис Прэтт (помимо динозавров он здесь главный кассовый магнит), ситуация немного выправляется, однако даже он не в состоянии спасти идиотскую завязку картины.

В «Мире Юрского периода» возрождённые динозавры уже наскучили человечеству, поэтому руководству парка приходится идти на создание страшных генно-модифицированных тварей, чтобы сохранять высокую посещаемость.

Один из таких проектов, получивший от маркетингового отдела стильное имя «индоминус рекс», становится главным катализатором сюжета: он оставляет на стенах своего вольера следы побега, а затем каким-то образом прячется от всех установленных внутри тепловых камер.

В этот момент сценарий «Мира Юрского периода» порождает своё первое преступное допущение. Вместо того, чтобы просмотреть на записях камер, чем динозавр занимался в последнее время, люди решительно заходят к нему в вольер для проверки. Тварь сбегает, закусив парой охранников и запустив череду событий, которая повергнет весь парк в традиционный для серии хаос.

Если не считать того, что в этом фильме у людей диалоги хуже, чем у динозавров, именно такие глупости постоянно мешают поверить в происходящее. Например, Треворроу напрочь забывает про существование транквилизатора из «Затерянного мира», способного с одного выстрела усыпить тиранозавра, и беззастенчиво скармливает «индоминусу» десятки охранников с бесполезными электрошокерами.

Все герои в «Мире» вообще не очень похожи на живых людей: например, руководительницу парка мало заботят жизни посетителей (хотя это работа, которой она со страстью посвящает всё своё время), а военные зачем-то соглашаются полететь на вертолёте с едва закончившим лётные курсы миллиардером у штурвала.

Наконец, весь фильм держится на бесконечно глупом допущении, что никто в парке не поинтересовался, из чего генетики сделали новую тварь, стоящую миллионы долларов.

Отдельная история — племянники главной героини. Играющие их актёры лишены даже самых малых крох таланта, но Треворроу зачем-то пытается разыгрывать с их участием неловкую драму про братскую любовь. В очередной раз смотреть на то, как они с поддельной нежностью и стеклянными глазами смотрят друг на друга и говорят «Я тебя всегда прикрою, ведь ты же мой брат» — невыносимо.

Единственный человек, карьере которого поможет «Мир Юрского периода» — это Крис Прэтт.

Блокбастер Universal блестяще работает для звезды «Стражей Галактики» как пробы на роль нового Индианы Джонса. После сцены, в которой Прэтт отправляется на охоту за «индоминусом» со стаей велоцирапторов, становится понятно, что Disney не сможет найти более подходящего актёра на эту роль.

К слову, именно с этого эпизода, когда Треворроу перестаёт мучить зрителей диалогами и запускает безостановочный экшен, фильм более-менее можно смотреть. Грандиозная заключительная экшен-сцена хоть и не спасает картину, но по крайней мере удовлетворяет все потребности фанатов гигантских ящеров.

Здесь нельзя не отметить, что «Юрский мир» вслед за «Годзиллой», «Форсажами» и чередой других популярных серий неожиданно обрёл черты картины про супергероев.

Если в финальной сцене мысленно заменить динозавров на Мстителей — почти ничего не изменится. У каждого ящера есть свой красивый выход и обязательный «геройский момент».

В ближайшие несколько недель о «Мире Юрского периода» в сети будет ещё много споров. С одной стороны, фильм представляет собой концентрацию всего самого худшего, что было в блокбастерах последних лет — плохие диалоги, неубедительный сюжет, «деревянные» актёры, отсутствие внятного злодея (а с ним и конфликта) и огромное количество бесстыжей рекламы в кадре. С другой, Треворроу действительно любит динозавров, запрос на которых у зрителя сейчас огромен, и отдаёт им должное.

Чего Треворроу не понял, так это того, что ключевой составляющей «Парка Юрского периода» были люди: удивлённое лицо Сэма Нила, неловко снимающего тёмные очки, имело не меньшее значение, чем то, что он увидел, а искренний ужас в глазах детей пугал куда больше, чем огромные челюсти аниматронного тираннозавра. В «Мире Юрского периода» человеческая составляющая провалена полностью, поэтому и эмоционального напряжения, присущего оригиналу, тоже нет.

Не ухватил Треворроу и первооткрывательский дух оригинала: он просто заставил одного из мальчиков без умолку тараторить энциклопедические факты о динозаврах, щедро разбросал отсылки к оригиналу и погромче включил ту самую музыку в надежде, что всё как-нибудь заработает само.

Не заработало,
Вадим Елистратов,
TJ

#Статья #Крис_Прэтт #Стивен_Спилберг #Парк_Юрского_Периода #Колин_Треворроу