Офтоп
Вадим Елистратов

Потрачено

Шеф-редактор TJ о The Gamechangers — фильме про авторов GTA, который доверили снимать людям, не любящим игры

15 сентября на телеканале BBC 2 состоялась премьера фильма The Gamechangers («меняющие игру» или «революционеры»), рассказывающего о реальном противостоянии создателей серии игр GTA с адвокатом Джеком Томпсоном. Шеф-редактор TJ посмотрел картину и констатирует: «Социальной сети» про разработку GTA: San Andreas не получилось.

The Gamechangers начинается сразу с нескольких предупреждений: этот фильм основан на реальных событиях, некоторые фрагменты истории изменены в угоду драматизму, картина не согласована с Rockstar Games — создателями GTA.

Иными словами, британец Оуэн Харрис, ранее работавший над сериалами «Отбросы» (Misfits) и «Чёрное зеркало» (Black Mirror), сделал вид, что снимает серьёзную псевдодокументальную драму, но при этом формально разрешил себе любые вольности.

Первым делом зрителей знакомят с Сэмом Хаузером в исполнении Дэниела Рэдклиффа: сооснователь Rockstar Games приезжает в свой офис на велосипеде и узнаёт, что GTA: Vice City разошлась тиражом в миллион копий за первые сутки. На дворе 2002 год.

Несмотря на то, что его сотрудники «чуть не умерли, работая над Vice City», Хаузер быстро принимает решение делать следующую игру — историю противостояния лос-анджелесских банд с темнокожим главным героем, которого можно модифицировать, «как в ролевых играх».

Однако эйфорию Хаузера от нового проекта — как всегда, более амбициозного, чем предыдущий — омрачает трагический инцидент: 18-летний фанат GTA: Vice City из Алабамы угоняет автомобиль, после задержания полицией выхватывает у офицера пистолет, убивает трёх служащих правопорядка и безуспешно пытается скрыться из участка на полицейской машине (позже он будет приговорён к смертной казни).

Стрельба в Алабаме и фраза подростка о том, что «это всё было как в игре», привлекает внимание адвоката Джека Томпсона (Билл Пэкстон), который начинает свой многолетний крестовый поход против Rockstar Games и их видеоигр, «обучающих детей насилию».

После просмотра The Gamechangers создаётся неприятное впечатление, словно авторам не хватило хронометража: за десять минут до финальных титров с трудом верится, что картина вот-вот закончится, ведь она только-только набрала обороты, но именно так и происходит. «Социальная сеть» Дэвида Финчера, которой режиссёр фильма BBC явным образом вдохновлялся, длится всего на 26 минут дольше, но, кажется, именно их Харрису не хватило для внятного высказывания. А ещё — таланта.

Поскольку разработка видеоигры командой из трёхсот человек — процесс достаточно скучный (мозговые штурмы, совещания, плейтесты), Харрис сильно романтизирует это действо. В The Gamechangers гигантская GTA: San Andreas создаётся из одного разговора в баре, одной поездки в гетто Лос-Анджелеса, нескольких истерик Хаузера в офисе («Мы сделаем ещё круче! Мы покажем миру, как надо!») и традиционного монтажа под музыку.

В кадре за полтора часа появляется лишь пара разработчиков из огромной международной команды, а офис Rockstar North в Эдинбурге похож на магазин джинсовой одежды.

Такой же одномерной, как разработка GTA, здесь оказывается и личность Хаузера. The Gamechangers создавался в рамках программы Make It Digital и должен был привлечь молодых людей к программированию, рассказав историю успеха создателей GTA, но почему-то преследует противоположную цель. Фильм не только не прививает интерес к разработке игр, но и встаёт на сторону их противников.

Большую часть The Gamechangers Сэм Хаузер что-то требует от своих сотрудников, а потом спустя два года как бы сама собой на свет выходит GTA: San Andreas. За это время о личности создателя одной из самых успешных игровых серий в истории и его роли в её рождении на свет мы не узнаем ничего, кроме, разве что, его странной одержимости голливудским продюсером Доном Симпсоном и склонности к мату и крикам.

В то же время авторы явно симпатизируют адвокату Джеку Томпсону, о неадекватности которого в реальной жизни ходят легенды: в фильме он показан глубоко религиозным примерным семьянином, вставшим на путь праведной борьбы и проигравшим. Тот факт, что Томпсон писал письма с угрозами судьям, с которыми работал, и называл GTA, якобы распространяемую японцами (игра тогда выходила только на PlayStation 2), «вторым Перл-Харбором», в фильме едва упоминается.

В первой половине The Gamechangers Харрис берётся за тему насилия в играх и показывает, как Томпсон уверенно собирает доказательства того, что виртуальная жестокость действительно влияет на умы подростков. При этом дело о стрельбе в Алабаме проваливается из-за того, что суд не принимает мнения экспертов, которые не общались с самим мальчиком, убившим трёх полицейских. Сценаристы как будто намеренно вводят зрителей в заблуждение: достоверных исследований, подтверждающих, что игры делают людей жестокими, нет до сих пор, но в фильме на этот счёт есть только одна точка зрения — Томпсона.

Когда GTA: San Andreas выходит в свет и голландец Патрик Вильденборг создаёт знаменитую модификацию Hot Coffee, открывающую спрятанную в коде игры секс-сцену, Харрис получает возможность показать интересные судебные распри. Однако вместо этого режиссёр ограничивается одним лишь эпизодом разговора Хаузера с его адвокатами, в котором выясняется, что спрятанная в коде игры, но отключённая для пользователей секс-сцена может считаться обманом рейтинговой комиссии ESRB. Тем временем Томпсону попросту не дают говорить и выводят его из сюжета в качестве жертвы мощной адвокатской фирмы, нанятой Rockstar.

Получается, что Хаузер одерживает идеологическую победу над Томпсоном, не ударив пальца о палец. При этом ни тот, ни другой не приходят ни к каким внятным выводам: один немного рефлексирует и выпускает две ещё более успешных и не менее жестоких части GTA, а другой — обнимает жену покрепче и негодует из-за того, что его лишили лицензии за его проступки. И это в фильме, который тратит свои драгоценные минуты на бесполезные для истории сцены вроде создания движка RAGE, на котором потом будут сделаны GTA IV и GTA V.

В итоге от полуторачасовой драмы складывается удручающее впечатление: Пэкстон и Рэдклифф играют очень хорошо, но только не настоящих людей, которых они должны были изображать, а все поднятые по сюжету темы не приводят никуда.

Авторы The Gamechangers во многом похожи на ребёнка, которого закрыли на ночь на конфетной фабрике: он откусывает что-то одно, бросает на пол и бежит вскрывать следующую упаковку, оставляя после себя только горы мусора.

Судя по всему, главная проблема The Gamechangers в том, что его доверили снимать людям, которые не любят игры. Стоит только посмотреть, как режиссёр показывает геймеров — когда в фильме кто-то берёт в руки геймпад, он тут же превращается в зомби с пустыми глазами и без признаков эмоций на лице.

Две сцены из картины, в которых Харрис стилизует реальность под происходящее в GTA, выглядят так, словно единственное, что он знает об игре — это вид от третьего лица и возможность угонять машины.

Но, что самое обидное, в фильме о создании одной из самых важных видеоигр в истории создаётся впечатление, что San Andreas на самом деле не существует. Она как будто вымышленный шутер, придуманный для того, чтобы авторам The Gamechangers не пришлось покупать лицензию на использование какого-нибудь настоящего проекта, чтобы немного поныть про насилие.

К слову, создатели GTA намерены судиться с авторами The Gamechangers за неправомерное использование своего бренда, а ещё они уже успели дать фильму исчерпывающую оценку — «беспорядочная надуманная ерунда».

#Статья #GTA #GTA_San_Andreas #обзоры #рецензии #Дэниел_Рэдклифф #Сэм_Хаузер #Билл_Пэкстон #The_Gamechangers