Новости
Сергей Звезда

«Штамповать уголовные дела будет невозможно»: что изменится после смягчения статьи 282 УК об экстремизме

Прогнозируют руководитель «Роскомсвободы», глава «Агоры» и главред «Медиазоны».

3 октября Владимир Путин внёс в Госдуму законопроект, смягчающий наказание по статье 282 Уголовного кодекса (публичное разжигание ненависти или унижение достоинства). По ней чаще всего возбуждаются дела за репосты и записи в соцсетях.

Согласно законопроекту, уголовная ответственность наступит, только если человек совершил аналогичное правонарушение по административной статье в течение года. При этом административные статьи, в отличие от уголовных, в этом случае не будут иметь срока давности, так как нарушение отсчитывается от момента его выявления: размещение запрещённой информации в интернете будет считаться длящимся преступлением до тех пор, пока она не удалена.

Mail.Ru Group, владеющая «Одноклассниками» и «ВКонтакте», поддержала законопроект Путина. А правозащитники и профильные издания настроены более осторожно: они хвалят частичную декриминализацию, но считают, что резкого увеличения административных дел не избежать.

«Роскомсвобода»: число административных дел вырастет

Глава правозащитной организации Артём Козлюк в разговоре с TJ назвал смягчение статьи 282 УК РФ «важным шагом вперёд», но предложил дождаться применения новых норм на практике. По мнению руководителя «Роскомсвободы», общество ожидало от властей более радикальных мер вроде полной декриминализации уголовных наказаний за слова.

Козлюк предупредил о росте количества административных дел и штрафов. «Российская казна, мне кажется, в текущем политическом тренде будет активно пополняться. Вот такое своеобразное развитие цифровой экономики», — заметил он.

Козлюк подчеркнул, что «ничего не может помешать» возбуждению условного административного дела за запись в соцсетях, вынесению решения суда и стремительному заведению уголовного дела за другую запись.

Это [реальное применение обновлённой статьи] зависит от конкретных исполнителей на местах. Усложняется процедура: нужно не сразу два поста найти, а сначала возбудить административное дело, привлечь этого пользователя, потом после его первой публикации возбуждать следующее.

С одной стороны, кто-то ринется за отчётностью: можно получить аж две палки вместо одной — возбудить административное и уголовное дело. Кому-то это покажется усложнением. Может, сотрудники МВД переориентируются на другие дела, которые на самом деле влекут опасность для общества, а не будут заниматься подобными фикциями. [...]

Это сигнал исполнителям на местах. Делайте меньше уголовок, но, возможно, больше административок. Я прогнозирую, что количество административных дел резко увеличится, может, даже на порядок, а количество уголовных — снизится. Но если они захотят, то найдут не один, не два, а три поста, по которым можно привлечь пользователя к уголовной ответственности.

Артём Козлюк

Козлюк отметил, что пока точно не известно, как смягчение статьи 282 отразился на уже существующих уголовных делах и начавшихся судебных процессах.

Интересно посмотреть на реакцию прокуроров, судей и Следственного комитета на момент ещё до принятия закона. Все понимают, что законопроект от Путина быстро превратится в закон, и только что осуждённых за экстремистские статьи надо будет освобождать и прекращать уголовное преследование. То есть сейчас идёт какой-то фиктивный этап работы.

Артём Козлюк

«Агора»: по закону уголовные дела за экстремизм должны прекратить, а пока уголовных дел не будет

В правозащитной группе «Агора», чьи юристы защищают обвинённых за репосты, заявили, что после вступления поправок в силу суды должны прекратить уже заведённые уголовные дела.

В целом оперативникам Центра по противодействию экстремизму работать теперь будет сложнее, сидеть у компьютера и штамповать уголовные дела по статье 282 будет невозможно.

Однако законопроект никак не затрагивает статью 280, у которой «чекистская» подследственность. То есть просматривается конкурентная борьба между МВД и ФСБ за экстремистские уголовки. Полицейским работу планируется усложнить, а госбезопасности, соответственно, нет.

Павел Чиков

По мнению Чикова, после смягчения статьи 282 повысится роль судебных процессов по административным правонарушениям: «Нужно будет активно защищаться именно там».

Как объяснил Чиков «Медиазоне», нельзя просто найти два уже опубликованных поста и наказать человека за административное правонарушение, а затем сразу за уголовное преступление. Необходимо, чтобы человек второй раз нарушил закон (разместил пост) уже после первого привлечения к административной ответственности, допустил глава «Агоры». Пока это только предположение Чикова: в законопроекте этот момент не разъясняется.

«Медиазона»: для наказания за высказывания в соцсетях есть и другие статьи

Главный редактор «Медиазоны» Сергей Смирнов согласен с прогнозом о росте числа административных дел. Вместе с тем он положительно оценил смягчение статьи 282 УК РФ.

В любом случае декриминализация части 1 282 УК – это хорошо. Реально случайные люди попадать будут меньше, ментам будет сложнее делать статистику (эшники, привет!)

Для активистов практически ничего не изменится, увы. Вместо 282 статьи всегда есть 280 (экстремистская деятельность). То же «Новое величие» под декриминализацию тоже не попадает, там экстремистское сообщество.

Сергей Смирнов

По предположению Смирнова, сотрудники Центра по противодействию экстремизма «зайдут с новой стороны» на дела за репосты и записи в соцсетях. Он допустил, что за мемы теперь чаще будут наказывать именно по статье 148 УК (об оскорблении чувств верующих) и 280 УК (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности).

#срокизарепосты #законы #мнения