Кино и сериалы
Дамир Камалетдинов

Весёлый парад абсурда: каким получился «Веном» — фильм с «детским» рейтингом про главного врага Человека-Паука

От картины и так не ждали откровений, но получилось совсем плохо.

Изображение Sony Pictures

4 октября в России выходит «Веном» — экранизация истории об известном суперзлодее и антигерое, который чаще других противостоял Человеку-пауку. Незадолго до выхода картина получила «детский» рейтинг PG-13, а исполнитель главной роли Том Харди рассказал, что из фильма вырезали 40 минут его любимых сцен.

Редактор TJ посмотрел «Венома» заранее и рассказывает, почему картина вышла слабой и её вряд ли смог бы исправить даже взрослый рейтинг.

Осторожно, возможны спойлеры.

* * *

Что не так

Студия Sony стояла у истоков современных фильмов по комиксам: в 2002 году ей первой удалось запустить успешную франшизу о супергерое — Человеке-пауке. Однако через шесть лет на рынок ворвалась Marvel и начала строить киновселенную, объединяющую сразу несколько персонажей, а затем подтянулись и DC с Warner Brothers.

Sony пыталась «перезагрузить» франшизу, выпустив «Нового Человека-паука», но фильмы были противоречиво приняты и зрителями, и критиками. Судя по «Веному», студия так и осталась где-то в начале 2000-х, хотя с тех пор правила игры сильно изменились.

Картина рассказывает о журналисте Эдди Броке (Том Харди), который расследует похищения людей для экспериментов компании Life Foundation и случайно становится «носителем» агрессивного симбиота Венома. Фильм начинается с того, что космический корабль, везущий инопланетные организмы на Землю для исследований, разбивается, а один из образцов вырывается на свободу.

Похожим образом начинался «Рэмпейдж» и заканчивалось «Живое», но авторы обоих фильмов не поленились показать, что происходило в этот момент на борту.

Первые недостатки «Венома» видны с самого начала: для сцены падения корабля не стали даже ничего снимать — просто нарисовали на компьютере. Эта часть картины происходит в Китае и вообще существует обособленно от всей остальной ленты. Похоже, её сняли только для того, чтобы выпустить картину в Китае — к тому же местная компания Tencent Pictures обеспечила треть бюджета картины.

Фильм становится интереснее, когда появляется Веном. К этому моменту проходит примерно полчаса хронометража: до этого авторы знакомят зрителей с буднями Брока.

Первая часть фильма просто не работает — авторы пытаются показать харизму героя Харди, но на самом деле он ведёт себя как инфантильный идиот.

Единственное, что в «Веноме» работает хорошо — «химия» между симбиотом и героем Харди (актёр исполнил обе роли). На этом взаимодействии держатся почти все смешные шутки фильма. Они пробиваются сквозь весь абсурд картины и несколько из них, хоть невольно, вынуждают улыбнуться зрителей в зале.

Ощущение, что Веном — единственный персонаж фильма, который знает, что попал в плохое кино. И его это полностью устраивает.

Образ Венома как персонажа сильно отличается от первоисточника, но это становится для фильма отдушиной среди избитых приёмов. Симбиот ведёт себя как прозорливый ребёнок в песочнице — и хотя бы это завлекает.

Один из слабейших аспектов «Венома» — главный злодей, который вовсе не симбиот, а обычный человек по имени Карлтон Дрейк. Он является кем-то вроде нашего Илона Маска — миллиардер-изобретатель со вселенскими амбициями.

Главный злодей «Венома» Карлтон Дрейк. Кадр Sony Pictures

Естественно, Дрейк обладает неограниченной властью и якобы пытается спасти человечество от голода и глобального потепления, скрестив людей и симбиотов. Как именно это может помочь — неясно, ведь по фильму инопланетянам тоже нужно есть, только они питаются головами людей.

Авторы даже не пытаются обосновать мотивацию Дрейка — у него нет никакой предыстории или причин делать то, что он делает.

Ещё одна проблема «Венома» — странное смешение жанров. «Веном» пытается быть и хоррором, и боевиком, и комедией одновременно, но повествование прыгает слишком резко: не всегда успеваешь понять, что и почему только что случилось.

Кадр Sony Pictures

Техническое исполнение «Венома» тоже оставляет желать лучшего. Сам симбиот неплохо детализирован, но ощущается не как реальный объект на экране, а как нечто инородное.

Сцене с дракой двух симбиотов можно вне очереди выдать «Золотую малину»: это что-то на уровне битвы Хищника и его гибрида в «Чужие против Хищника: Реквием».

Почему «взрослый» рейтинг ничего не исправит

Рейтинг «Венома» до последнего момента держали в секрете. Сначала ходили слухи, что студия якобы подумывает сделать фильм «18+» с кровью и насилием. Sony этого не подтверждала, но масла в огонь подлил режиссёр Рубен Фляйшер, который пообещал, что «Веном» будет самым жестоким фильмом Marvel.

За две недели до выхода картина получила «детский» рейтинг «PG-13» (в России — 16+). Постановщик Рубен Фляйшер и продюсер Ави Арад вскоре после этого заявили, что фильм изначально не собирались делать под взрослую аудиторию. По словам Арада, создатели картины выжали максимум из «детского» рейтинга.

Кадр Sony Pictures

С этим сложно не согласиться: Веном в фильме действительно откусывает головы и убивает людей, как и полагается такому персонажу. Правда ни в одном кадре нет крови — даже когда кого-то протыкают насквозь огромным лезвием, оно остаётся стерильно чистым. Головы откусывают только «плохим парням» и невозможно понять, пострадали ли мирные жители Сан-Франциско.

В каком-то смысле Венома в фильме можно даже считать супергероем — он не сделал ничего плохого и даже спас планету.

Мы никогда не увидим «взрослую» версию «Венома», но в случае с этим фильмом более высокий градус жестокости вряд ли бы чем-то помог. Дело в том, что Веном весь фильм ведёт себя как пай-мальчик и почти никого не убивает.

Даже если добавить в картину сцены с расчленёнкой, то это ничего не изменит — это просто будет плохой фильм с «взрослым» рейтингом. Всё выглядит так, будто «Веном» действительно делался с прицелом на «PG-13», для «взрослой» версии нужна какая-то совершенно другая история.

Неизвестно, что именно могло оказаться в финальной версии картины, но судя рваному монтажу можно предположить, что из «Венома» вырезали эпизоды, замедляющие динамику. Из самых очевидных догадок: сцены, посвящённые отношениям героев Тома Харди и Мишель Уильямс, раскрытию персонажа Карлтона Дрейка и других симбиотов.

Что дальше

СМИ неоднократно сообщали, что Sony делает на «Венома» большую ставку — с этого фильма студия хочет начать новую киновселенную о Человеке-пауке. Том Харди подписал контракт на три картины о Веноме, но всё зависит от сборов.

При бюджете в 100 миллионов долларов «Веном» по прогнозам соберёт в первый уикенд до 65 миллионов долларов только в домашнем прокате и ещё 85 миллионов — в мировом. Октябрь считается застойным месяцем в кинопрокате: обычно выходящие в этот период картины имеют длинную выдержку.

С учётом послетитровой сцены с намёком на продолжение и среднего бюджета, Sony, вероятно, снимет как минимум ещё один фильм о Веноме.

#мнения #обзоры #кино