Universal Music Group

Макс Рихтер выпустил новый альбом

Гуманистическая работа Voices 2 — в обзоре от журналиста Павла Борисова.

Павел Борисов
журналист, автор Telegram-канала «Альбомы по пятницам»

В августе прошлого года композитор-минималист Макс Рихтер выпустил гуманистический альбом Voices, в котором под тревожную струнную музыку зачитывалась декларация прав человека. Сейчас Рихтер выпускает продолжение — Voices 2, которое развивает музыкальные идеи первой части альбома-агитки, но работает на более тонком и более интересном уровне. А ещё это отличный способ ознакомиться с современным минимализмом.

Первая часть Voices продолжала серию альбомов-высказываний, которые Рихтер выпускает с начала нулевых и посвящает всему хорошему против всего плохого. Его жанр, когда дело не касается саундтреков, — это постминимализм, использующий наработки Филипа Гласса и других композиторов, которые поставили себе задачу изучить, насколько много элементов из академической музыки можно убрать, чтобы она при этом не превратилась в 4:33 и осталась музыкой.

Рихтер не экспериментирует, а просто берёт приёмы коллег на вооружение, отсюда и приставка «пост-». Его отличает высокая доступность композиций и умение заставить целый оркестр звучать как пара инструментов, живьём такие произведения звучат впечатляюще, а в записи иногда кажутся слишком простыми и убаюкивающими.

Рихтер о такой критике прекрасно осведомлён, он даже выпустил восьмичасовой альбом, под который рекомендуется спать. По иронии, именно эта запись, не считая саундтреков к блокбастерам, считается его самой известной работой.

С музыкальной точки зрения Voices был безупречной записью, но декламация строчек о правах человека навевала тоску: довольно грубый и избитый приём, уместный в восьмидесятых, но потерявший актуальность сейчас. Декларацию прав человека нужно не читать на разные голоса спокойным тоном, о правах в пору уже орать дурным голосом на всех перекрёстках. К счастью, и такую претензию Рихтер, видимо, тоже предвидел и выпустил вместе с Voices точно такой же альбом, только без голосов, получилось куда лучше.

Voices 2 — это как будто вторая сторона Voices, но лишённая смыслового костыля в виде фраз о праве на жизнь, работу и образование. Новый альбом больше похож на классический музыкальный альбом по форме и по сути, и от этого он только выигрывает.

Там, где Voices казался записью перформанса, лишённой визуальной составляющей и эффекта присутствия, Voices 2 добирает композиционным мастерством Рихтера.

Почти все треки в альбоме — это переупаковка идей первоначальной работы, в большинстве случаев куда более интересная, чем прежде. При прослушивании альбома нет ощущения, что вам читают нотации, в то же время он довольно драматичен, а в конце, наоборот, оптимистичен, и рассказывает он вполне понятную музыкальную историю о поиске гармонии.

Есть и скучные моменты. Первый сингл Mirrors поражает красотой видеоарта Юлии Мар, которая на протяжении многих лет работает с Рихтером на правах полноценного соавтора его произведений, — но совершенно разочаровывает музыкально. Нет ощущения пространства, присущего работам Рихтера, он попросту не вызывает никаких особенных эмоций.

О других композициях, к счастью, так сказать нельзя. Уже следующий после Mirrors трек Follower — это интригующее произведение, где основную роль играют скрипки и райские завывания, без мелодии и рефренов, но с полноценным развитием и катарсисом, которому бы позавидовали многие построк-группы. Solitarities, напротив, построен на мелодии, но на одной только мелодии, с минимальным обрамлением. Его дублирует Prelude, с тем лишь отличием, что мелодию развивает скрипка, а не деревянные духовые.

Voices 2 работает как корректировка в мире пандемии, где невозможно показать изначальный альбом так, как задумывал Рихтер, с живыми музыкантами и монументальным визуальным шоу. И эта работа именно как музыкальный альбом со всеми привычными его особенностями и менее чем часовым хронометражем оказалась удачнее, чем изначальный материал.

Voices 2 легко можно посоветовать как введение в современный минимализм, он хорошо раскрывает особенности жанра, где не принято исполнять много нот одновременно, а лаконичность поставлена во главу угла. При этом в него не нужно как-то особенно вслушиваться, в отличие от многих работ Гласса или Стива Райха.

Сама концепция альбома под названием «Голоса», лишённого этих голосов, рассказывает о минимализме куда больше, чем любая энциклопедическая статья. И, что удивительно, передаёт изначальную суть о том, что наш мир поломан, но надежда всё ещё существует, куда лучше и точнее.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Новенький месяц

Запостил и радуется

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Иванов

Круто, а кто это?

Ответить
Развернуть ветку
Твой Полеймелит

Заипала эта хрень выпадать при просмотре новостей, в телефоне хер закроешь. Принципиально не буду слушать все это "продвиГаеммое"

Ответить
Развернуть ветку
Громадный Валера

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Всемирный танк88

Сначала подумал что это про кирилла Рихтера, потом по музлу понял что рихтеров попутал

Ответить
Развернуть ветку
PaneraBreadBowlcut

Здаров 3insy

Ответить
Развернуть ветку
Shenmue

Отличная статья, после прочтения возникло желание ознакомиться

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 7 комментариев
null