Послушать новое: космическая опера от создателя саундтрека к «Бегущему по лезвию»
Вангелис возвращает ощущение торжества науки в новом альбоме Juno To Jupiter.
В безвоздушном космическом пространстве звук не распространяется. Все баталии из «Звёздных войн», будь эта сага научно достоверной, проходили бы в полной тишине. Безмолвие сопровождает и самые захватывающие научные достижения в космосе — стыковку с МКС или путешествие к далёким планетам.
Греческий композитор и пионер электронной музыки Вангелис решил исправить это недоразумение. Его новый альбом — это посвящение полёту космического аппарата НАСА «Джуно» к Юпитеру.
Музыка Вангелиса подходит космосу и тематике будущего идеально: ещё в 1982 году он создал звуковой образ мира победившего киберпанка для фильма Ридли Скотта «Бегущий по лезвию». Саундтрек получился не менее легендарным, чем фильм, и повлиял на поколения электронных музыкантов и композиторов музыки для кино.
Эта работа, а также оскароносный саундтрек к спортивной драме «Огненные колесницы» превратили Вангелиса в живую легенду электронной музыки и сделали его классиком эмбиента. На этих саундтреках он показал возможности новых синтезаторов компаний Yamaha и Roland, в первую очередь Yamaha CS-80 и Roland Jupiter-4.
Новый альбом Juno To Jupiter Вангелиса — это космическая опера, рассказывающая об одной из самых впечатляющих миссий НАСА. «Джуно» — всего лишь второй в истории аппарат, добравшийся до орбиты Юпитера (первым был «Галилео» в 1995 году) и первый зонд для межпланетных полётов на солнечных батареях.
Добравшись до самой большой планеты Солнечной системы (на это аппарату потребовалось 5 лет), «Джуно» передал огромное количество невероятных фотографий Юпитера и ценных данных для учёных. Когда «Джуно» только вышел на орбиту Юпитера, о нём много писали в СМИ, теперь за давностью лет о нём почти не вспоминают.
Произведение Вангелиса рассказывает о полете «Джуно» с самого начала: альбом начинается треком Atlas' Push, в котором барабаны имитируют оглушающий шум двигателей и нагнетают тревогу, неизбежную в первые минуты любого космического запуска. Затем — оптимистичный и успокаивающий синтезаторный рифф, символизирующий, что пуск прошёл по плану.
В остальных композициях Вангелис наделяет «Джуно» личностью и рассказывает о целеустремлённости космического корабля, его одиночестве в космосе, его миссии, а ещё о магии космоса и древнеримской мифологии, подарившей имена и Юпитеру, и космическому аппарату, и синтезаторам, на которых работает Вангелис.
У записей есть и голос — в двух треках вокальные партии исполняет оперная певица Анжела Георгиу, но они ничего не рассказывают о содержании альбома. Они работают исключительно как мелодический инструмент, основной же смысл записи передаётся музыкально и в трек-листе в названиях композиций.
Juno To Jupiter больше похож на произведение для оркестра, чем на строго электронный альбом. Тем не менее он звучит как классическая запись Вангелиса с эмбиентными аранжировками и общим возвышенным, драматичным настроением. Она прямиком из семидесятых, когда космос казался таким близким и притягательным.
Вангелис возвращает ощущение торжества науки и технологии, незамутнённое политикой и соревнованиями миллиардеров в области покорения суборбитального пространства. В его прочтении космос — это пространство для свершений и попыток осознать свою роль во Вселенной.
В рассказе Рэя Брэдбери «О скитаньях вечных и о Земле» главным героям пришлось достать с помощью машины времени писателя Томаса Вулфа для создания романа об эпохе великих космических открытий.
Дело в том, что больше никто из современников должным талантом и способностью осознать невероятный масштаб событий не обладал. У нас, к счастью, есть Вангелис: его драматизм и эпичность отлично подходят для саундтрека к космическим достижениям современности.
Возрастная категория 0+