Офтоп
Никита Лихачёв

Ослабили хватку: в чём ключевое отличие iPhone SE, воспетое ещё Стивом Джобсом

В апреле Apple начала продажи iPhone SE — четырёхдюймового смартфона, пополнившего основную линейку смартфонов возвратом к «классическому» дизайну, заданному ещё в 2010 году. Обзоров iPhone SE вышло немало, и все они сводятся к одному: он бюджетный, но мощный и уже привычный всем, кто знаком с продукцией компании. Главный редактор TJ на основе собственного опыта рассказывает о другом главном достоинстве iPhone SE, которое одновременно является и основным недостатком перед старшими моделями Apple.

Когда Тим Кук представил iPhone SE на мартовской презентации, он привёл две причины, по которой люди всё ещё готовы покупать айфоны с небольшим экраном. У многих владельцев техники Apple первый айфон имел 3,5-дюймовый или 4-дюймовый экран, и люди всё ещё любят небольшие смартфоны, несмотря на засилье фаблетов от конкурентов и появление iPhone 6 и iPhone 6 Plus.

В целом ситуация такова: не все готовы переходить на большие экраны — из-за ностальгии ли, старых привычек или банального удобства. Для многих решающим фактором становится цена: iPhone SE дешевле всех других смартфонов Apple, и из-за этого его даже считают бюджетным.

Конечно, iPhone SE не бюджетный — язык не поворачивается так называть устройство стоимостью от 38 тысяч рублей. Хотя он и стоит меньше старших братьев-айфонов, бюджетный сегмент — это устройства до 20 тысяч рублей, и среди Android-смартфонов таких великое множество: и с маленькими, и с большими экранами.

Для тех, кто предпочитает смартфоны Apple из-за удобства, привязанности к экосистеме, программ или даже понтов, iPhone SE — далеко не самый очевидный выбор. Он хоть и равен по мощности iPhone 6s, но обладает рядом недостатков: слабой батареей, старым экраном, чуть менее качественным корпусом и отсутствием 3D Touch (пусть и весьма бесполезного).

После усиленного внимания Apple к Дню Земли становится чуть лучше понятно, что такое iPhone SE для корпорации Тима Кука. Вспомним того самого робота Лиама, который ловко разбирает старые телефоны на запчасти. Компания не просто заботится об окружающей среде: ей надо что-то делать с миллионами устаревших телефонов, и теперь их есть во что пересобирать — в iPhone SE, конечно же.

Впрочем, пересборка с косметическими обновлениями — это хорошо. Пользователи получают классический телефон в зарекомендовавшем себя дизайне (а округлые «шестёрки» пришлись по вкусу далеко не всем), но что делать с маленьким экраном? Для кого он?

Посужу по себе. В 2008 году я начинал с оригинального 3,5-дюймового iPhone 2G, и счастливо прожил с ним до 2012 года. Дальше — 4-дюймовый iPhone 5s, после него — 4,7-дюймовый iPhone 6, а затем я перебрался на 5,5-дюймовую «лопату» iPhone 6s Plus.

По поводу Plus у меня было много сомнений. Зачем нужен гигантский экран в повседневной жизни? Как дотягиваться большим пальцем до левого верхнего угла экрана, где непременно находится какая-нибудь важная кнопка «Назад»? Оказалось, на эти вопросы прямого и однозначного ответа нет: лишь со временем ко мне пришло осознание удобства большого дисплея.

Ради этого удобства пришлось отказаться от ряда привычек: вместо использования айфона одной рукой я стал почти всегда держать его двумя. На нём действительно удобно смотреть видео в горизонтальном режиме, однако фишка с интерфейсом (когда переворачиваешь Plus в ландшафт, строка дока тоже переворачивается и становится вертикальной) оказалась не такой уж полезной.

Главное, к чему я привык, так это к гигантской туше в руке. Поверьте, это было непросто: мне до сих пор кажется, что в устройстве моей кисти произошли необратимые изменения, возможно, вредные для здоровья. Первые полгода у меня сильно болел кистевой сустав указательного пальца правой руки и мышца, соединяющая большой палец с указательным — от необходимости держать широкий и плоский предмет рука постоянно ныла.

Поначалу проблемы возникали даже с простым удержанием телефона в одной руке. Чтобы высвободить большой палец, Plus приходится «ставить» на мизинец — вряд ли это одобрили бы ортопеды.

Сложнее всего держать большой телефон лёжа: из-за более высоко расположенного (относительно ладони) центра тяжести он норовит выскользнуть, его приходится поддерживать второй рукой. Не самая большая, но, возможно, решающая для некоторых проблема — непросто найти брюки или джинсы, в которых Plus не вывалится из кармана. О том, чтобы носить его в шортах без удивлённых взглядов прохожих (и опасности оказаться жертвой вора), можно забыть напрочь.

Однажды меня даже пристыдил тамада на свадьбе друга в Воронеже, когда я достал Plus из кармана и попытался сделать снимок. Сейчас я уже не помню, что стало объектом насмешки: размер телефона или его цена, из-за которой чувствуешь себя мажором.

К чему всё это нытьё про формировавшееся годами привыкание к большим экранам? Я, как и Apple, следовал за рынком: батарейки становятся лучше, приложения становятся сложнее — давайте делать телефоны с большими экранами и использовать их потенциал на максимум. Apple вошла на рынок фаблетов поздно, когда конкуренты на Android отъели серьёзную долю и сформировали моду, но с тех пор не обновляла своего «малыша».

А меж тем в России iPhone 5s пользовался огромным спросом: бешеные скачки курсов валют из года в год не позволяли огромному числу людей перейти на старшие модели. В январе 2016 года ритейлеры максимально снизили цены на 5s, и их раскупили вмиг.

На этом фоне возвращение Apple к четырёхдюймовкам не кажется таким бессмысленным. Но после выхода iPhone SE я решил проверить эту мысль в действии и оказался разочарован.

Главное отличие iPhone SE от остальных смартфонов в том, что большой палец дотягивается в верхний левый угол. Сейчас это редкость.

Об этом в 2010 году говорил Стив Джобс, когда на пресс-конференции по проблемам iPhone 4 обрушился на конкурентов, начавших массово выпускать 4-, 4,3- и 5-дюймовые смартфоны. «Ты не можешь достать всюду одной рукой», — заявил Джобс, утверждая, что «никто не купит» такие устройства.

Джобс оказался неправ. Использовать смартфоны двумя руками так же естественно, как снимать при помощи фотоаппарата-зеркалки или играть в видеоигры при помощи контроллера. Мы используем две руки, потому что это удобнее: мы можем нажать две кнопки сразу или набирать текст быстрее, используя два пальца вместо одного.

Попробовав на время «вернуться» на iPhone SE, я понял, что кнопки клавиатуры на нём слишком маленькие — я начал промахиваться. Шрифт текста тоже стал меньше, иначе на экране помещается слишком мало информации.

Конечно, я могу легко пользоваться им одной рукой: удобно, когда едешь в метро, лежишь в постели или делаешь селфи. Снимать себя на фаблет может быть непросто, особенно учитывая слишком гладкий и скользкий корпус.

Для себя я решил эту проблему кожаным чехлом: он утолщает телефон незначительно, зато шанс не разбиться при падении вырастает, и хватка становится крепче. Увеличить ощущаемый размер iPhone SE тоже можно за счёт кожаных чехлов: они у Apple классные, по-другому и не скажешь.

А вот при разговоре по телефону, приложенному к уху, визуально отличий как будто нет. И сейчас шутки пятилетней давности над фотографиями людей с «лопатами» у головы звучат уже не так смешно.

iPhone SE

iPhone 6s Plus

После многолетнего использования больших смартфонов (в том числе Nexus 5) возврат на четырёхдюймовый экран выглядит шагом назад: порекомендовать такой телефон для power-пользователей нельзя никак. Поэтому мне всегда казалось, что iPhone SE в глазах Apple — это женский или детский телефон.

Он элегантен, мощен и удобен: я так и представляю, как дамы кладут его в тонкий клатч, и тот даже не пухнет. Без чехла он поместится даже в джинсовые шорты. И даже традицию понтоваться новой продукцией Apple в компании предусмотрели, ведь розовых четырёхдюймовых iPhone 5s не было — будет чем отличиться перед друзьями и подругами.

Но лично мне приобретённую хватку терять не хочется, поэтому я двумя руками — в прямом и переносном смысле — голосую за «старших братьев» iPhone SE. Зря я, что ли, терпел боль и унижение?