Офтоп
Анатолий Чиквин

Дню молодёжи посвящается

27 июня, вот уже в двадцать третий раз в нашей стране будет праздноваться День молодёжи. И, хотя дата праздника закреплена, отмечать всё равно будут все предшествующие выходные. Российская молодёжная политика за это время сделала гигантский скачок в своём развитии - от общеобязательных октябрят, пионеров и комсомольцев до огромного разнообразия клубов, движений и организаций. Как государство пытается регулировать эту самую непослушную сферу жизни и с какими итогами будем отмечать сам День молодёжи - подробно в материале.

Я молодой?

Львиную долю дискуссий о молодёжной политике занимает разрешение вопроса о том, кто же у нас считается молодым. Ответ на него не столь очевиден, как может показаться. Дело в том, что в настоящий момент у нас нет федерального закона, который чётко описывал бы, что такое социальная группа «молодёжь». До сентября 2013 года (!) в России действовал Закон СССР «Об общих началах государственной молодёжной политики в СССР», который определял, что его действие распространяется на граждан в возрасте до 30 лет, но не устанавливал нижней границы.

Всё ещё в силе, например, постановление Верховного Совета России 1993 года «Об Основных направлениях государственной молодёжной политики», которое говорит, что «…государственная молодёжная политика проводится в отношении граждан … в возрасте от 14 до 30 лет».

До 2014 года действовало распоряжение правительства РФ «О Стратегии государственной молодёжной политики», в котором содержались три противоречащие друг другу возрастные установки, что только подливало масла в огонь спорщикам.

Единственный действующий документ федерального уровня на сегодня - это «Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года», который был утверждён правительством в том же 2014 году.

«молодёжь» - социально-демографическая группа [...] лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях [...] - до 35 и более лет.

Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации

Что это за «некоторые случаи»? Документ подробно рассматривает три варианта, когда быть молодым можно официально и после 30 лет - это быть в статусе молодой семьи, молодого специалиста или молодого учёного.

«молодая семья» - семья, состоящая в первом зарегистрированном браке, в которой возраст каждого из супругов [...] не превышает 30 лет (для участников жилищных программ поддержки молодых семей возраст участников увеличивается до 35 лет).

Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации

Обратите внимание, что правительство делает акцент на том, что брак семьи должен быть именно первым.

Определение следующего понятия в своё время тоже вызвало немало споров и разногласий. Кого считать молодым специалистом, на предприятиях порой решали «на глазок».

«молодой специалист» - гражданин Российской Федерации в возрасте до 30 лет (для участников жилищных программ поддержки молодых специалистов - до 35 лет), имеющий среднее профессиональное или высшее образование, принятый на работу по трудовому договору в соответствии с уровнем профессионального образования и квалификацией.

Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации

Важно здесь то, что выпускники средних профессиональных заведений приравнены по статусу к выпускникам институтов, и то, что они должны работать по специальности - только в этом случае они считаются молодыми специалистами.

Самый радикальный случай увеличения молодёжного возраста - для молодых учёных.

«молодой учёный» - работник образовательной или научной организации, имеющий учёную степень кандидата наук в возрасте до 35 лет или учёную степень доктора наук в возрасте до 40 лет (для участников программ решения жилищных проблем работников - до 45 лет).

Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации

Дольше всего оставаться молодым, грубо говоря, в России могут доктора наук с ипотекой - до 45 лет!

Пока на российском уровне определялись с возрастными границами, в регионах успели принять свои законы - и, как правило, у всех они оказались свои. Были, однако, и те, кто предвосхитил федеральные выводы. Например, Свердловская область.

А что говорит на эту тему международный опыт? Мировая практика уже достаточно устоялась и в целом довольно однообразна - возраст молодёжи определяется от 15 до 29 лет. В ряде случаев есть несколько интересных отступлений. Например, в США - это 13-29 лет, в Германии - 14-27, в Индии - 13-35, а в Китае - 15-30.

Такая разница продиктована (как и стремление вообще определить возраст молодёжи) тем, что государство хочет однозначно понять для себя, в чём будет выражаться его политика по отношению к молодым гражданам. В большинстве европейских институтов её обозначают как систему, создающую условия для благополучного превращения «человека зависимого» в «человека продуктивного и самодостаточного».

В России государственная молодёжная политика определена как система, направленная на воспитание, расширение возможностей молодёжи для самореализации и повышение уровня её потенциала - в интересах страны.

Вот это последнее «для страны» вызывает больше всего вопросов.

Стратегический приоритет

Дело в том, что по указу нашего президента, молодёжная политика (оказывается) - это стратегический приоритет государственной политики (по крайней мере, один из. Для его реализации последовательно принимались несколько раз федеральные целевые программы «Молодёжь России» на 1998-2000 и 2001-2005 годы, однако их цикл потом оказался прерван - в первую очередь, из-за того, что из-за хронического недофинансирования ни одна из них так и не достигла своей цели. Также Росмолодёжь признаёт в своём докладе, что отсутствие концептуальных разработок в этих программах привело к тому, что они стали неактуальны.

Попытки сделать молодёжную политику востребованной предпринимались неоднократно. Высказывалось мнение, что её развитие тормозится в силу ряда идеологических причин. В первую очередь - неопределенностью самой национальной идеологии в нашей стране. Сторонники этого подхода убеждены в том, что «прежде чем приступать к формированию государственной молодёжной политики, необходимо определиться с её идеологией, затем выстроить концепцию, а только после этого воплощать в конкретных программах и мероприятиях». В разное время предлагались варианты такой идеологии. Так, в 2012 году обсуждалась т.н. национальная идея «3Д»: «Духовность. Державность. Достоинство», а в 2013 году в президентском Совете по межнациональным отношениям сформулировали идею из двух тезисов — «Жить по совести» и «Жить во благо Отечества». Ни одна из них так и не получила статус официальной.

Критика от Комитета гражданских инициатив

Неожиданную атаку на эти позиции с 2014 года развернул Комитет гражданских инициатив. Член комитета и руководитель Центра философских исследований идеологических процессов Александр Рубцов вообще высказался в том смысле, что у власти нет запроса на «креативные личности», поскольку нынешняя государственная идеология развёрнута в сторону «духовных скреп».

После проведения Общероссийского гражданского форума КГИ опубликовал резонансный доклад «О молодёжной политике как национальной системе воспитания и подготовки профессиональных кадров», в котором довольно жёстко проехался по существующей практике Росмолодёжи, указав на то, что та политика, которая реализуется, не востребована обществом и, прежде всего, самой молодёжью. По мнению комитета, в настоящее время происходит размывание, в том числе под воздействием проводимой информационной политики, «ценностного кодекса нации». В докладе также говорится, что государство толкьо на словах представляет молодёжную политику как про инструмент формирования человеческого капитала, но предлагаемая система мер больше похожа на попытку выбить больше бюджетных средств на очередную молодёжную структуру и поднять статус молодёжным чиновникам.

Налицо ступор власти и боязнь «выпустить джинна из бутылки». Власть боится возглавить современные молодёжные тренды и давно не может управлять самыми перспективными из них. Как результат – отрицательный отбор лучшего молодёжного человеческого капитала.

Из доклада КГИ «О молодёжной политике как национальной системе воспитания и подготовки профессиональных кадров»

Позиция властей

Руководитель Росмолодёжи Сергей Поспелов в ответ на критику КГИ заявил, что так говорят «люди, которые не понимают, что такое молодёжная политика». Агентство, по его словам, работает над стратегией развития молодёжной политики и собирается отразить в ней необходимые качества для молодых людей, «которые через десять лет встанут у руля государства».

Достаточно приехать на один из наших форумов, которых в этом году только на федеральном уровне будет девять, и станет ясно, что у молодёжи есть идеи и проекты, которые они хотят развивать

Глава Росмолодёжи Сергей Поспелов

Кроме того, российские власти отмечают успехи, достигнутые в сфере социальной поддержки молодёжи. Так, например, говорится о подпрограмме ФЦП «Жилище», которая называется «Обеспечение жильём молодых семей» и предусматривает предоставление 157 тысячам молодых семей социальной выплаты на улучшение жилищных условий в срок до 2020 года. По официальным данным, в нашей стране насчитывается 376 тысяч молодых семей, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, и только в 2014 году почти 9 тысяч уже получили свидетельства о праве на социальную выплату.

На заседании Совета при Президенте по науке и образованию в июне 2014 года глава Росатома Сергей Кириенко заявлял, в частности:

Ситуация реально меняется [...] Мы сейчас сформировали эту программу, то есть расписали до 2021 года 14 500 инженерных специалистов прямо по годам, когда и сколько нам нужно, по 115 инженерным специальностям и направлениям подготовки [...] Мы вышли сейчас на среднюю заработную плату 52 тысячи.

генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Сергей Кириенко

Несмотря на сложную и напряжённую дискуссию, практически все специалисты и учёные отмечают, что дальнейшее развитие работы с молодёжью, социальная поддержка всех слоёв молодого поколения требуют самого серьезного совершенствования законодательной базы, приведения её в соответствие с требованиями и веяниями дня сегодняшнего. Мол, пора бы уж на двадцать втором году существования молодёжной политики всё же принять соответствующий закон. Таких попыток в настоящий момент предпринимается ровно две.

Законопроект №663594-6

Законопроект «О молодёжной политике в Российской Федерации» был внесён в ноябре 2014 года сразу шестью региональными парламентами Поволжского федерального округа и впоследствии поддержан ещё шестью другими.

Проект, по сути своей, делает гигантский шаг назад в понимании молодёжной политики, оставляя многие ключевые термины без разъяснений и задавая планку для возраста молодёжи в 14-35 лет. Пожалуй, единственная стоящая новация, которой уделено больше всего внимания - это молодёжные проекты.

Предполагается, что, в случае вступления в силу закона, молодёжные проекты станут одной из форм участия молодых граждан в управлении делами государства. Граждане будут направлять их для одобрения в молодёжные думы городов или регионов, откуда те будут направляться в органы по работе с молодёжью для экспертной оценки. После прохождения этой процедуры лучшие проекты на конкурсной основе могут получать поддержку органов власти при своей практической реализации.

Положительные результаты практической реализации будут вноситься в личную книжку молодёжных инициатив разработчиков молодёжного проекта. Аналогичным образом предлагается вести учёт волонтёров и заводить на каждого из них специальную электронную карту «в целях обеспечения официального признания результатов деятельности».

Взамен законопроект предлагает разработчикам пяти и более проектов некоторые социальные гарантии. Например, право на преимущественное включение в избирательный список партии на выборах, право на получение дополнительного профессионального образования за счёт бюджета, право на снижение квалификационных требований при приёме на государственную и муниципальную службу.

Новация, однако, не нова - это практически калька молодёжного паспорта из программы ЕС «Молодёжь в действии». Несмотря на столь внушительный старт, он завяз в недрах Государственной Думы с января 2015 года, да, наверное, и к лучшему.

Законопроект №1103505-6

Законопроект «О государственной молодежной политике в Российской Федерации» был внесён буквально на днях - 20 июня 2016 года. Под занавес работы очередного созыва Государственной думы такую инициативу проявил председатель комитета по по физической культуре, спорту и молодёжной политике Дмитрий Свищёв и ещё пять депутатов.

По своему содержанию это удивительно бессодержательный текст, поскольку он, кроме закрепления основных понятий, по сути ничего не содержит. На 20 страницах проекта перечислены такие общие разделы, как цели, принципы и полномочия. Перспективы его, таким образом, крайне туманны.

Всемирный фестиваль молодёжи и студентов

В октябре 2017 года Россия будет принимать XIX Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, и неплохо бы к этому времени уже определиться с тем, что же у нас с молодёжной политикой.

С наступающим вас.