Офтоп
Никита Лихачёв

Журналистка CNN Türk рассказала обстоятельства выбора FaceTime для звонка Эрдогану

Телеведущая CNN Türk Ханде Фырат (Hande Fırat) рассказала в интервью немецкому журналу Bild, что перед тем, как выйти на связь с президентом Турции в наиболее напряжённый момент попытки военного переворота, она обсуждала с помощником Эрдогана другие способы связи. Однако в итоге журналистка и президент сделали исторический звонок через FaceTime — видеосвязь Apple.

Кадр CNN Türk

По словам Фырат, пятница 15 июля была для неё обычным рабочим днём: вечером она вернулась домой после смены и собиралась отдохнуть. Позднее её коллеги сообщили, что в Анкаре стало происходить что-то странное: на улицах появились солдаты, некоторые из них стали отбирать оружие у полиции. Журналистку попросили вернуться в студию новостей CNN Türk.

Пока напряжённость обстановки нарастала, Фырат обзванивала своих источников: что-то знали только близкие к правоохранительным органам, остальные были не в курсе. Один из двух помощников Реджепа Тайипа Эрдогана, Хасан Доган (Hasan Doğan), предупредил журналистку, что президент собирается сделать заявление для прессы: в тот момент глава государства находился на отдыхе в Мармарисе в часе полёта от Анкары.

Я сообщила о [готовящемся заявлении для прессы] как о срочной новости. Спустя час заявления всё не было. Но в тот момент мы не знали, что два вертолёта открыли огонь по отелю, где останавливался президент.

Ханде Фырат, телеведущая CNN Türk

По словам Фырат, в тот момент она вновь обратилась к Догану с просьбой к президенту прояснить ситуацию и выступить перед нацией. Но помощник президента Турции заявил, что заявление уже было сделано.

«Мы уже сделали заявление через Periscope», — ответил Доган. «Но о нём никто не знает. Сделайте новое для CNN Türk», — сказала я.

В тот момент из-за нападения они уже покинули отель, так что ни камер, ни оборудования с ними не было. Я предложила сделать это по телефону. Он спросил президента, а затем спросил меня — есть у меня Скайп или нет. «Давайте сделаем это по FaceTime», — сказала я. Они мгновенно набрали мне по FaceTime и я увидела лицо президента на экране.

Ханде Фырат, телеведущая CNN Türk

Чтобы президента услышали зрители, Фырат пришлось снять с себя микрофон-петличку и приложить его к динамику её iPhone. Видео иногда прерывалось: в первый раз журналистке позвонил её контакт о нападении на национальную разведывательную организацию, а во второй раз — её подруга, не смотревшая ТВ из-за неполадок в её доме и попытавшаяся узнать, в порядке ли Фират или нет.

Позднее за этот телефон бизнесмен из Саудовской Аравии предложил Фырат миллион риалов (около 267 тысяч долларов США). Она отказалась, заявив, что смартфону место скорее в музее.

По словам Фырат, звонок Эрдогана по FaceTime стал самым важным, переломным моментом попытки военного переворота в Турции, так как до этого момента никто не видел президента и появились слухи, что он погиб или в плену. «Люди увидели и услышали Эрдогана с этого телефона. Кроме того, его призыв сохранить демократию поменял всю картину», — заявила телеведущая.