Интернет
Сергей Звезда

Обсуждение: Онлайн-митинги — это игрушка на один день или формат всерьёз и надолго

Давайте переосмыслим: политические акции в интернетах — это уже вчерашнее явление или вид протеста, который вполне себе приживётся.

20 апреля в России прошли первые виртуальные митинги в период, когда многие вынужденно сидят дома из-за пандемии коронавируса Covid-19. Жители Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Москвы, Красноярска и других городов выступали против самоизоляции, требовали ввести чрезвычайное положение или выплатить людям пособия.

С одной стороны, желающие нашли способ коллективно и эффектно высказаться против действий властей даже в условиях карантина. Но с другой, совершенно непонятно, приживётся ли формат онлайн-акций и не забудется ли он, оставшись незамеченным для широких масс.

Онлайн-митинги — это вынужденная мера. Крупные уличные акции сейчас под запретом

Ещё в марте крупную уличную акцию вполне могли спровоцировать новые поправки в Конституцию, среди которых – «обнуление» президентских сроков Владимира Путина. Но уже тогда — хотя в России ещё не вводили режимы изоляции — многим было очевидно, что проводить крупный митинг не слишком безопасно. И даже не из-за возможного применения силы со стороны властей, а из-за риска заразиться.

«Наилучшей первой реакцией на „обнуление“ стали бы массовые акции по всей стране, но пытаться проводить их сейчас было бы безответственно, — писал в марте Алексей Навальный. — Может быть, через год мы посмеемся над сегодняшним карантином и выясним, что все эти меры были излишними, но сейчас всем нам стоит исходить из того, что риск подхватить где-то вирус и заразить им родителей, бабушек и дедушек, для которых это чревато смертностью 15-20%, полностью неприемлем».

За месяц ситуация с коронавирусом в России только усугубилась: в стране выявлено почти 50 тысяч заражённых и пик ещё не достигнут. В Москве, Петербурге и других городах запретили массовые мероприятия, под которые подпадают митинги. В России действуют режимы повышенной готовности и всеобщей самоизоляции. Большая часть рекомендаций во время пандемии строится вокруг социального дистанцирования, то есть призывов не собираться и не толпиться.

В общем, так себе условия для уличных акций, хотя поводы для недовольства копятся – к коронавирусу добавился обвал рубля и экономический кризис, а реакция и меры властей стали много кого не устраивать. Люди, разумеется, стали искать другие форматы протеста, доходя до несколько абсурдных: например, коммунисты на Алтае провели домашние «пикеты» против «обнуления», сфотографировавшись с плакатами у себя в квартирах.

20 апреля к «удалёнке» адаптировался и офлайн-протест. Жители Ростова-на-Дону, а затем и нескольких других городов России стихийно собрались в «Яндекс.Навигаторе». Функция «Разговорчики», с помощью которой обычно ругаются на пробки, других водителей и пешеходов, оказалась вполне себе подходящей для жалоб на ситуацию в стране. Люди стали оставлять комментарии вроде «Вводите ЧС. жрать нечего, работы нет» и «Выплатите людям пособия». Отмечались протестующие в центральных местах городов — от Кремля в Москве до площади перед администрацией Екатеринбурга. Офлайн-акции там устроить, мягко скажем, несколько сложнее.

Онлайн-митинги 20 апреля несколько скромно повторились на следующий день. Жители Новосибирска и Красноярска устроили акцию в «2ГИС»: они отметились на карте с лозунгами вроде «Хочу мяса», «Москва для москвичей», «Дайте чистое небо» и «Россия щедрая душа, другим поможем, на своих ***** положим».

Следующим крупным онлайн-митингом должен стать «cход» 28 апреля — на YouTube запланирована акция с требованием отказаться от изменения Конституции (закон о поправках уже подписал Владимир Путин) ради поддержки граждан во время эпидемии и кризиса. Спикеры выступят через Zoom.

Ко всему прочему, несмотря на карантин, уличных митингов в период пандемии боятся не все: 20 апреля это показали примерно две тысячи людей во Владикавказе, 24 апреля — несколько десятков в Красноярске. Впрочем, за обеими акциями последовали задержания. Если что, в Северной Осетии и Красноярском крае, как и в других регионах, действуют запреты на массовые мероприятия из-за коронавируса.

На TJ и в соцсетях шутили про виртуальную «Росгвардию» и реальные сроки за онлайн-акции. Куда этот формат действительно приведёт — непонятно

На митингах в «Яндекс.Навигаторе» полиции и рамок металлоискателей нет. Законом не запрещено. Да и какого-то очевидного противодействия, силовиков, олицетворения власти поначалу не находилось. Так что эта роль сама собой отошла «Яндексу».

Компания удалила комментарии протестующих в «Разговорчиках», объяснив это своими правилами: комментарии не относятся к ситуации на дороге, если их много — время показа сокращается для удобства навигации, да и «рано или поздно любые такие сообщения удаляются автоматически, особенно когда их много в одной точке».

Кстати, «Разговорчики» использовали для протестов не впервые. Такое случалось ещё в 2011-2013 годах: по данным «Проекта», «Яндекс» начал модерировать сервис после обращения властей. Компания объяснила изданию, что не хочет «отвлекать водителей от дороги ненужной информацией». Для этого в «Разговорчиках» реализовали автоматическую модерацию и дополнительную проверку на релевантность дорожным событиям.

В соцсетях и на TJ онлайн-митинги и реакция «Яндекса», разумеется, широко обсуждались.

Что ж, давайте серьёзно о шутках и мемах — где, если не на TJ.

Насколько формат онлайн-митингов вообще эффективен и не наблюдали ли мы пик интереса к нему на минувшей неделе — это вопрос, которым на днях задавались СМИ. Исключая самые очевидные вроде «зачем это всё», оставим свои вопросы и мы:

  • Будут ли ещё попытки провести митинги в картографических сервисах, если это не особо поощряется модераторами? Тот же «Яндекс» довольно оперативно зачистил то, что «не относилось к ситуации на дорогах». А если не в условных «Разговорчиках», то где?;
  • Так ли популярны онлайн-митинги, чтобы власть о них беспокоилась? Обычно зависимость прямая, разве нет? По подсчётам «Коммерсанта», на пике с учётом исчезнувших комментариев одновременно «митинговало» около 5 тысяч человек. На фоне аналогичных событий в офлайне привычно видеть ситуативные законодательные инициативы, тогда как сейчас в медиа фигурирует только один комментарий депутата «Единой России» Александра Хинштейна. Он ничего не предлагает и лишь в ответ на вопрос журналистов допускает, что Госдума вмешается, если сервисы сами не разберутся, как реагировать на онлайн-акции;
  • Не прошёл ли пик онлайн-митингов на минувшей неделе или не наступит ли он 28 апреля (митинг на YouTube/Zoom)? Конечно, участвовать в подобном намного легче и безопаснее, чем в уличной акции, эффект в СМИ и соцсетях кажется соизмеримым, а задача единения в условиях карантина действительно выполняется. Но это однодневное событие, которое можно забыть, или формат, который проживёт с нами как минимум до конца самоизоляции?

Давайте обсудим в комментариях.

Скриншот из Telegram-канала «Субъект»

#мнения #политика #яндекс #митинги