Алкоголь
Игорь Николаев

От «бражных тюрем» с кнутами до палат класса «люкс»: как в России работали вытрезвители и почему их опять открывают

Заведения закрыли по всей стране из-за их плохой репутации и экономии, но теперь, кажется, их ждёт свой «ренессанс».

В вытрезвителе Фото Reuters

С 1 января 2021 года, спустя десять лет после закрытия, в России вновь начнут работать вытрезвители. Как и прежде, они будут платными и окажутся в ведомстве регионов, которым предстоит не допустить ошибки, приведшие к закрытию заведений в прошлом.

Вытрезвители существуют в России более 400 лет, и условия содержания в них постепенно менялись от суровых к относительно гуманным. В первых учреждениях эпохи Бориса Годунова пьяниц пороли кнутами, а в советских «трезвяках» сообщали на работу данные пациентов, портя им карьеру. Именно в эпоху СССР вытрезвители, с одной стороны, стали символом милицейского произвола и коррупции, с другой – оказались частью советской культуры, а затем и российской культуры.

Гипноз и граммофон: вытрезвители в дореволюционной России

Первые подобия вытрезвителей в России – «бражные тюрьмы» – появились в эпоху Бориса Годунова в Москве на Варварке. Пьяниц, попавших туда вторично, секли кнутами, а если и это не помогало – то пьяный «да останется в тюрьме, пока не сгниёт». Окольничий царя Алексея Тишайшего Фёдор Ртищев на свои деньги собрал дружину, подбиравшую пьяных, немощных и обмороженных на улицах столицы и доставлявшую их в «больницы Ртищева».

В кабаках Семёновского и Преображенского полков были чуланы, куда на ночь укладывали спать пьяниц, сперва раздев их догола. Наутро посетителей этих комнат ждало «словесное увещевание». Если какой-то посетитель кабаков напивался до смерти, то кабацкий голова уплачивал крупный штраф в пользу семьи умершего.

7 ноября 1902 (по другим данным – 1904) года на улице Рубцовской (ныне Сойфера) в доме Гудковой в Туле по инициативе врача Фёдора Архангельского открылся первый в стране полноценный вытрезвитель, называемый «приютом для опьяневших». Такое название связано с тем, что пьяниц тогда считали больными людьми. Доктор озаботился спасением рабочих с местных оружейных заводов, ведь те традиционно крепко выпивали, благо их заработки позволяли не экономить на спиртном, а спьяну часто гибли в драках или замерзали зимними ночами.

В Туле много любопытных учреждений, но едва ли не самое достопримечательное – это приют и амбулатория для алкоголиков. Будем кротки и признаем, что всякий алкоголик – прежде всего больной человек. Пётр Великий прорубил окно в Европу, и мы видим, что там подверженных пьянству лечат как серьёзно больных. Мы с особым удовольствием сообщаем, что Тула – первый город в России, который додумался до учреждения такого приюта и амбулатории.

цитата из газеты «Тульская молва» за 1908 год

Тульский вытрезвитель не знал отбоя от клиентов. Здесь работали два отделения – амбулатория для пьяных и приют для детей родителей-алкоголиков. Его посетителями были мужчины и женщины всех сословий. Пьяных бесплатно кормили и лечили водным раствором нашатыря, рассолом, экспериментировали с гипнозом, впрыскивали мышьяк и стрихнин под кожу. С сердечными приступами боролись камфорой – лекарственным маслом с мощным запахом.

В «приюте» бедно одетых пьяниц переодевали в чистую, хотя и не новую, одежду. Здесь же работала библиотека, иногда включали успокаивающую музыку на граммофоне. Клиенты могли добровольно сдать деньги персоналу «на хранение», чтобы не потерять их. Некоторые «постоянные посетители» даже оставались при вытрезвителе, чтобы помогать товарищам по несчастью.

В вытрезвителе работали фельдшер и кучер, собиравший пьяных на улицах. Их обслуживали волонтёры и навещали священники расположенной поблизости церкви Николая Чудотворца. Всё это принесло свои плоды – за первый год работы «приюта» уличная смертность «от опоя» в Туле снизилась в 1,7 раз, а общая эффективность лечения превысила 60%. Удачный опыт повторили по всей стране, и в 1900-е вытрезвители появились в Саратове, Киеве, Ярославле, а к 1917 году такие заведения работали в каждом крупном городе Российской империи, в том числе в Москве и Петербурге.

«Нас здесь уважают»: страх и ненависть в советском вытрезвителе

После Октябрьской революции «приюты для опьяневших» закрыли. Новая власть поначалу боролась с пьянством пропагандой и открытием наркодиспансеров, но этого было недостаточно. Требовалось уберечь пьяных от антисоциальных действий, оказать им медпомощь, спасти от замерзания в холодное время года, не дать их обокрасть. В ноябре 1931 года в Ленинграде на улице Марата, 79 (дом купца Хлебникова), открыли первый советский медицинский вытрезвитель.

Врачи, работавшие там, поначалу не знали, как оформлять пьяных. Было неясно, что делать с найденным при «клиентах» алкоголем, и вскоре вышел циркуляр, предписывающий утром возвращать им недопитое. В 1940 году личным указом Лаврентия Берия вытрезвители передали от Наркомата здравоохранения к НКВД, а позже к милиции. В них продолжали работать фельдшеры, но дежурили там уже правоохранители.

Карикатура из журнала «Крокодил»

Потребление алкоголя в СССР постоянно росло, особенно в эпоху застоя, и к 1980 году достигло рекордного показателя в 10,8 литров спирта на душу населения (в 1930 году этот показатель составлял литр). Именно на этот период приходится активное открытие «трезвяков» по всему Союзу. В СССР обычно строили по одному вытрезвителю на 150-200 тысяч человек, но, например, их совсем не было в Армянской ССР.

В зависимости от местонахождения и персонала условия в них сильно отличались. Милиционеры подбирали пьяных на улицах и везли на автофургонах с надписью «Спецмедслужба» в вытрезвитель. Если граждане отказывались ехать добровольно, их затаскивали в машину, а потом привлекали к ответственности за сопротивление милиции.

Милиционеры заталкивают пьяного в служебную машину

Милиционеры при вытрезвителе

В вытрезвителе пьяного усаживали на скамью, а если он не мог сидеть – привязывали. У него изымали документы с деньгами «на хранение», устанавливали личность, определяли степень опьянения и фотографировали. Затем пациента раздевали, иногда брили наголо, и отправляли в холодный душ, чтобы тот быстрее пришёл в себя.

После клиента укладывали спать на койку в палате, иногда – без одеял и подушек. Самых буйных привязывали к кроватям, женщин и иностранцев располагали в отдельных комнатах. Питание не предусматривалось, кроме случаев, когда по предписанию врачей выдавали хлеб, чай или кофе.

В 1981 году я впервые переступил порог этого заведения. Самыми жуткими были первые дни. Мне казалось, что пьяные заполняли собой всё пространство. Набиралось порой до 50 человек и более. Крики, рёв, мат, мычание, хохот… Настоящий сумасшедший дом... До этого пьянства я не знал и не видел. А тут каждый день эти несчастные люди, убивающие себя вином. Хорошо помню одну зареченскую учительницу, в чём-то надломившуюся и спившуюся быстро и мгновенно. Она падала, как падают в пропасть. Её так и не удалось спасти, хотя и направляли на лечение. В пьяном угаре она где-то потеряла ногу, а потом сгинула совсем.

Сергей Лазукин

Утром всех будили и после осмотра фельдшером отпускали, выписав каждому штраф. Ночь пребывания в «трезвяке» обходилась в 15-25 рублей – почти пятая часть средней советской зарплаты. У «завсегдатаев» порой накапливались долги суммой в несколько окладов.

В советском вытрезвителе Фото из архива журнала «Огонёк»

Советские люди опасались даже не штрафа, а уведомления из вытрезвителя по месту работу или учёбы. Обычного работягу с завода эта бумага мало страшила, а вот интеллигентам, особенно партийным, документ мог осложнить карьеру, стоить премии, льготной поездки в санаторий или очереди на квартиру, студента же могли отчислить из института. Некоторые милиционеры, пользуясь этим, хватали не явных алкоголиков, а прилично выглядящих людей, перебравших со спиртным. Они готовы были дать взятку, чтобы на работе ни о чём не узнали.

Предупреждение о неуплате услуг вытрезвителя

Сообщение из вытрезвителя на работу его посетителя Фото РГАКФД

В вытрезвителях должны были проводить с «подопечными» профилактическую работу против пьянства. Для этого государство ввело в их штаты новую должность – инспекторы профилактики. Обычно их деятельность ограничивалась лекциями о вреде алкоголя, читаемыми по утрам через громкоговорители в палатах.

После третьей ночёвки в вытрезвителе человека обычно посылали на лечение в наркодиспансер. С 1970-х их стали направлять ещё и в лечебно-трудовые профилактории (ЛТП) для принудительного лечения и трудового перевоспитания.

Как и большинство советских учреждений, вытрезвители тоже работали по плану, который нужно было выполнить. Поэтому в конце месяца милиционеры хватали всех, от кого шёл даже слабый запах алкоголя. Они дежурили у ресторанов и танцплощадок, а в дни зарплаты – у заводских проходных, увозя выходящих оттуда пошатывающихся людей.

Приятно всё же, что нас здесь уважают.
Гляди, подвозят, гляди, сажают,
Разбудит утром не петух, прокукарекав,
Сержант подымет, как человеков.

Владимир Высоцкий

Находя на улице бесчувственного пьяного, советские милиционеры порой не брезговали забрать у него деньги – всё равно он бы не доказал, что не сам потерял или пропил их. В вытрезвителях вплоть до момента их закрытия к пациентам часто применяли насилие, грабили и избивали, что иногда становилось причиной народных восстаний.

В вытрезвителе до смерти забили рабочего

В Тульской области возбуждено уголовное дело в отношении сотрудников Щёкинского медвытрезвителя. Некоторое время назад работники ГАИ незаконно задержали мастера Щёкинского огнеупорного завода, который после этого в их присутствии был жестоко избит в вышеупомянутом вытрезвителе. Потерявшего сознание рабочего фельдшер вытрезвителя отправил в районную больницу с диагнозом «алкогольная кома». Не приходя в сознание, слесарь скончался от черепно-мозговой травы. Двое работников медвытрезвителя задержаны как подозреваемые в совершении преступления, трое работников районного ГАИ и фельдшер медвытрезвителя уволены. В областное УВД направлены также представления об увольнении начальника медвытрезвителя и дежурного офицера.

сообщение из газеты «КоммерсантЪ» от 21 марта 1998 года

По статистике, большая часть клиентов вытрезвителей в СССР – лица 40-49 лет. Среди мужчин в «трезвяки» чаще всего попадали сотрудники строительной сферы, ЖКХ и бытового обслуживания, а среди женщин – занятые в торговле, общепите, сотрудницы автотранспорта.

В вытрезвители не брали явных инвалидов (например, безногих), беременных женщин, депутатов, военнослужащих, сотрудников КГБ, милиционеров, Героев СССР (позже России), кавалеров высших орденов, иностранных дипломатов. Всех их по возможности старались доставить домой либо передать коллегам или начальству. Подростков забирали, если были неизвестны их личность и адрес проживания. Пьяных с симптомами «белой горячки» или травмами сразу везли в больницы.

Милиционеры и клиент вытрезвителя Фото Андрея Лыженкова

«Этот позор пора ликвидировать по всей России»: власти закрыли вытрезвители, но проблему пьянства это не решило

После распада СССР вытрезвители повесили на баланс муниципальных бюджетов, и их финансирование резко сократилось. Начались перебои с зарплатами, оплатой коммунальных услуг. Доходило до того, что милиция пешком патрулировала улицы и на себе тащила пьяных – не было денег на бензин для служебных машин.

Бывали и исключения – в феврале 1992 года в Екатеринбурге открыли элитный оздоровительный вытрезвитель АТАС (Антиалкогольное товарищество анонимного содружества). Здесь пьяницы восстанавливались в двухместных палатах, а к их услугам были сауна, бар и деловой клуб.

Клиентов здесь лечили два-три дня, а за деньги выполняли гемосорбцию крови (метод внепочечного очищения крови, когда её прогоняют через сорбенты, на которых остаётся спирт или другой яд). АТАС не только гарантировал клиентам конфиденциальность, но и выдавал больничные листы.

Женский вытрезвитель, Санкт-Петербург, 1997 год

В октябре 2003 года в Москве открыли первый в стране вытрезвитель для детей. Но в целом с 1980-х количество вытрезвителей в стране неуклонно снижалось. В 1990 году в России было 1249 вытрезвителей, в 1992 году – 1095, в 1996 – 993, в 2006 году – всего 608. В марте 1998 года Саратовская область стала первым регионом страны, где закрыли все вытрезвители, заменив их платной службой доставки пьяных домой.

В Саратове больше не будет этих унизительных помывок с поборами, и вообще, этот позор давно пора ликвидировать по всей России. Соответствующую бумагу в Конституционный суд я уже направил.

Дмитрий Аяцков

В нулевые количество вытрезвителей сокращалось ещё активнее. Сразу несколько регионов – Воронеж, Тула, Ростов-на-Дону, Ульяновск, Владимир – закрыли все «трезвяки» или большую их часть. Сходная тенденция была и в постсоветских странах – в 1999 году ликвидировали все вытрезвители на Украине, в 2002 году – в Туркмении. В феврале 2003 года то же самое произошло в Белоруссии, но уже к концу того же года вытрезвители вернули под названием «специзоляторы». Аналогичный путь прошла и Литва – от закрытия всех вытрезвителей в 2000 году до их возрождения спустя 16 лет.

В октябре 2011 года в России закрыли последние вытрезвители. Причиной этому стала и реформа МВД, и громкие скандалы в их стенах вроде гибели томского журналиста Константина Попова в январе 2010 года после избиения в местном «трезвяке». Но главным доводом в пользу их закрытия стала дороговизна – на работу каждого из них бюджет тратил 5-11 миллионов рублей в год.

Вытрезвитель в городе Кстово Нижегородской области, май 2006 года

Спустя несколько лет общественники и политики подняли вопрос о возрождении вытрезвителей, так как новая система помощи пьяным на улицах оказалась неэффективной. По новым правилам полиция теперь свозит выпивших в терапевтические отделения обычных больниц, чтобы те проспались. Такое соседство не по нраву обычным пациентам, особенно если «гость» агрессирует. Не везде есть охранники, способные справиться с ними, и врачи тоже не всегда умеют работать с пьяными.

Депутат Александр Хинштейн приводит данные, что в 2018 году в больницы страны привезли 681 тысячу пьяных, и 75% из них не получили помощи – оказать её было некому. По данным «Левады-центра», в сентябре 2015 года идею о возрождении системы вытрезвителей поддержали 80% населения страны.

В некоторых регионах России уже создают некие подобия вытрезвителей, но с другими названиями. В Башкирии это центры соцобслуживания для вытрезвления, а в Татарстане – центры детоксикации. Похожие заведения работают в Московской, Брянской, Кемеровской, Тамбовской областях и других регионах, и там уровень «пьяной» преступности упал в среднем на 16%.

В 2019 году после долгих споров Госдума одобрила законопроект о возвращении вытрезвителей, а Минздрав поддержал инициативу. Эти учреждения возродят на базе государственно-частного партнёрства. Бизнес будет строить здания вытрезвителей и сдаст их в аренду государству, которое займётся их обустройством. Цена за ночь в «трезвяке» будет варьировать в зависимости от региона и в среднем составит полторы тысячи рублей. Они начнут работу с 1 января 2021 года.

Чтобы в вытрезвителях больше не избивали пьяных, как это бывало раньше, их оборудуют камерами видеонаблюдения. Питерский журналист Михаил Рутман считает, что идея с вытрезвителями может не оправдать себя – люди сегодня намного лучше знают свои права, чем в советское время или в 1990-е, и наверняка завалят полицию исками из-за незаконного лишения свободы.

Быть может, я покажусь вам странным человеком, но вытрезвитель, при всей своей неприглядности и непрестижности – это грандиозный театр с поистине шекспировскими страстями и удивительными превращениями. Ещё вчера буйствовавший, гневно сверкавший очами и махавший пудовыми кулаками гигант утром превращался в тихого, застенчивого человека, который краснел, извинился и что-то бормотал в своё оправдание. А другой по пьянке кривлялся и обезьянничал так, что все заходились от смеха, а, протрезвев, уходил эдаким холодным аристократом, брезгливо окидывая взором «ничтожное» и «плебейское» заведение. А оно, быть может, спасло ему жизнь, укрыв на ночь от непредсказуемых последствий.

Сергей Лазукин

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#россия #ссср #история #алкоголь #лонгриды #лигаавторов