Профиль: Ян Саудек — чешский фотохудожник, переживший Освенцим и прославившийся провокационными эротическими снимками
Долгий пусть к славе через нацистские лагеря, советскую цензуру, жизнь в подвале и культуру обнажённого тела.
Ян Саудек позирует в американской военной форме Фото из личного архива фотохудожника
Одним из самых известных чешских фотохудожников современности считается Ян Саудек — в его портфолио сотни работ, побывавших в выставочных залах более 400 городов мира. Он — признанный мастер эротической фотографии, однако путь к этому статусу дался ему дорогой ценой.
В детстве Саудек едва не стал жертвой нацистских экспериментов в Освенциме, а большую часть молодости провёл под наблюдением тайной полиции Чехословакии. Для советского режима, установленного в стране, его работы выглядели чужеродно, а самого фотографа избивали и вынуждали отказаться от провокационного творчества.
Выжить вопреки
Ян Саудек и его брат-близнец Карел (Кайя) родились в Праге 13 мая 1935 года. Их мать занималась бытом и детьми, а отец работал в банке. Четыре года спустя, в марте 1939 года, в Чехословакию пришли нацисты, и многочисленный еврейский клан Саудек подвергся тяжким испытаниям.
В 1945 году большую часть семьи Саудека отправили в концентрационный лагерь Терезин. За годы войны через него прошли около 140 тысяч человек (включая 15 тысяч детей). Из них около 33 тысяч погибли, а 88 тысяч депортировали в Освенцим и другие лагеря смерти.
Близнецов Яна и Карела перенаправили в Освенцим в специальный блок доктора Йозефа Менгеле для проведения научных экспериментов. Менгеле, более известный как «Доктор смерть», проводил опыты на узниках концлагерей и лично занимался отбором заключённых и экспериментами над ними.
Менгеле (посередине) в Освенциме, 1944 год Фото из открытых архивов
Менгеле давно изучал психическую связь близнецов друг с другом, пытаясь использовать полученные знания в науке. Для этого детей разводили по разным комнатам: в одной ребёнка били током, погружали в ледяную или горячую воду, впрыскивали под кожу препараты, которые вызывали боль. В это время в другой комнате наблюдали за вторым ребёнком, проверяя, есть ли у него видимая реакция на мучения близнеца.
За годы войны в Освенцим прибыло более 1500 пар близнецов, из них выжило только около 300. Порой, если один из близнецов плохо себя чувствовал и не представлял интереса для науки, его убивали и использовали его внутренние органы. Второго близнеца отправляли в газовую камеру. Но Саудек и его брат прибыли в концентрационный лагерь за несколько дней до окончания войны, и вскоре все узники Освенцима были освобождены.
Ян и Карел вернулись в Прагу. Там их встречали только родители — их шестерых братьев и младшую сестру убили в Терезине. На память о годах войны у Саудека остались ночные кошмары и тяжёлые воспоминания, которые в будущем сыграли важную роль в его творчестве.
1944-й год. Видел умирающих людей, прямо на дороге, в полях, убитых. У некоторых ещё дёргались ноги, словно в кино. Они умирали и казалось, что их тела становятся восковыми или гипсовыми. Я долго, пристально на них смотрел, как может смотреть только ребёнок. [...]
Толпа повесила немецкого солдата, совсем мальчишку, на фонарном столбе. Даже я, ребёнок, понимал, что он из Вермахта, а не из СС. Его облили бензином и подожгли. Это та невинная душа, которая всегда платит за любую войну.
Поиски себя и первый фотоаппарат
В юности Саудек мечтал о творческой свободе, но в полной мере получить её не смог, а вскоре она вовсе стал дефицитом: в послевоенную Чехословакию пришёл советский режим. Лишь в небольшом промежутке перед этим в Прагу из США поступала послевоенная гуманитарная помощь, а в качестве подарков детям американцы присылали журналы и комиксы. По воспоминаниям Саудека, эти посылки помогли ему на пути к творчеству.
В 1947-1950 годах в журналах Life видел репортажи Маргарет Борк-Уайт, Уильяма Юджина Смита, Жизель Фройнд (культовые фотографы 20-го века — прим. TJ). Видел репродукции произведений Джексона Поллока, Нормана Роквелла и картин Уайета. Я был сражён наповал.
Журнальные и комиксные истории увлекли и брата Яна — Карел заинтересовался иллюстрацией, что в будущем превратилось в профессию. Карел стал успешным художником-иллюстратором, и, как и у брата-близнеца, основополагающей темой его творчества стала эротика. Его самую известную работу, «Муриэль и ангелы», уже после падения советского режима описывали как пример одного из лучших чешских комиксов.
Карел Саудек в домашней студии, 1986 год Фото из личного архива семьи Саудек
Обложка комикса «Муриэль и ангелы»
На 15-летие родители подарили Яну Саудеку его первый фотоаппарат — Kodak Baby Brownie. В тот период он пытался подойти к искусству фотографии с другой стороны, раскрашивая снимки, добавляя цвета и атмосферы. Свои работы юноша показал семейному врачу, но тот раскритиковал фотографии, назвав их «устаревшим китчем». Опустив руки, Саудек переключился на музыку, которой увлекался с детства, но вскоре разочаровался и в ней.
В 1950-1953 годах Саудек посещал Школу промышленной фотографии в Праге, параллельно работая помощником фотографа в студии. Он делал много снимков «в стол», а затем на два года ушёл в армию. Срочная служба давалась нелегко.
В армии во время ночной переброски войск отправился с каким-то сообщением, по пути попал в ловушку из прочных натянутых сеток. В течение нескольких часов, до утра, я отчаянно пытался вырваться. Тогда я впервые почувствовал себя беспомощным, и с тех пор уже ничего не чувствовал.
В 1958 году Саудек женился на школьной подруге по имени Мария. До Яна девушка встречалась с его братом, но Карел хотел свободных отношений без обязательств, а Ян, хотя и понимал брата, мечтал о семье и детях. В качестве свадебного подарка супруга подарила мужу фотоаппарат Flexaret 6х6, который он использовал ещё многие годы спустя.
Жизнь в подвале и окно свободы
Семейное счастье Марии и Яна длилось недолго — Саудека тянуло к другим женщинам. Он легко знакомился с девушками и приглашал их на обнажённую съёмку, хотя соглашались далеко не все. В ранних работах Саудека главными героинями часто выступали его любовницы и подруги, а порой он нанимал для съёмок проституток.
Со временем Саудек всё больше отдалялся от семейной жизни. Он пропадал в компаниях, выпивал и спал с героинями своих фоторабот. Через несколько лет брака Мария разочаровалась в муже и ушла от него к чешскому художнику Милану Книжаку. После развода Саудек лишился единственного жилья, оформленного на супругу.
«Моя самая первая фотография» 1953 год Ян Саудек
«Самуэль», 1963 год Ян Саудек
«В пути», 1964 год Ян Саудек
Расставшись с Марией, Саудек продолжал много фотографировать. Его всё больше привлекала работа с нагим телом. Стыдного в естестве Саудек ничего не видел, но его деятельность не вписывалась в идеологию партии Чехословацкой ССР.
Правительство контролировало творческое самовыражение писателей, музыкантов, художников и фотографов тех лет. Его работы были слишком откровенными, слишком свободными, а образ жизни — распутным.
Я никогда не старался навязывать свои снимки кому бы то ни было и не ходил по редакциям с просьбами — всё равно они бы меня вышвырнули. Что-то было в моих снимках, что вызывало враждебное отношение ко мне у товарищей. Никто не мог толком объяснить, но в целях безопасности они просто наложили запрет на всё, что я делал.
В 1963 году фотохудожник познакомился с книгой фотографий под редакцией Эдварда Стайхена «Род человеческий». В издании содержалось 500 фотографий 273 фотографов из 68 стран мира. Эти работы вдохновили Саудека продолжать работать, несмотря на запреты со стороны власти. На становление его как фотохудожника повлияла и музыка — он часами слушал композиции Rolling Stones, Боба Дилана, Роя Орбисона.
В 1968 году началась «Пражская весна», а с ней пришли реформы расширения гражданских прав и свобод. Цензура на время ослабла, благодаря чему Саудек получил визу в США. В Чикаго он встретился с куратором отдела фотографии в Art Institute Хью Эдвардом. Тот разглядел в чехе талант и убедил его продолжать заниматься фотографией. Вскоре в Университете штата Индиана прошла первая зарубежная выставка Саудека. С тех пор он стал желанным гостем на Западе.
Однако на родине Саудек оставался обычным работником печатной фабрики. В конце 1960-х и начале 1970-х годов Саудек не мог просто фотографировать и жить на доходы с продажи работ — за это ему грозило наказание за «тунеядство». В те годы он жил в тёмном сыром подвале, единственное окно которого выходило на облупленную серую стену. «Это окно означало для меня свободу», — позже рассказывал фотохудожник.
«У самого младшего во рту была роза», 1968 год Ян Саудек
«Судьба спускается к реке ведя двух невинных детей», 1970 год Ян Саудек
«Чехословакия 1968», 1968 год Ян Саудек
Годы в подвале наложились на личную трагедию — в 1971 году от тяжёлой болезни едва не умер маленький сын Саудека — Дэниел. А в 1976 году его бывшая жена Мария скончалась от сердечного приступа. В этом же году умер пожилой отец фотохудожника. На фоне этого он впал в депрессию и стал употреблять наркотики, в итоге едва не покончив с собой.
Я приходил на работу в шесть утра, а потом ещё оставался на сверхурочные. Я не понимаю теперь, как мог выдержать десятилетие такой жизни. В конце этого тоннеля не было ни малейшего проблеска света. [...]
Надо копать землю не переставая — метром ниже, быть может, и закопан клад, который ты ищешь. Нельзя сдаваться, нужно копать и копать.
Справившись с душевными проблемами, Саудек всё больше работал над созданием фотографий с обнажёнными моделями. Властям это не нравилось, но тюрьма обходила его стороной, так как большая часть гонораров Саудека за зарубежные выставки и продажу фотокартин поступала в чехословацкую казну в конвертируемой валюте, а автор получал их меньшую часть в кронах.
Служба внешней разведки следила за фотохудожником и неоднократно предлагала ему сотрудничество. Ему бы якобы предоставляли возможность спокойно заниматься фотографией, зарабатывать на этом и ездить на выставки за границу. А в обмен спецслужбы хотели, чтобы Саудек сотрудничал с полицией против своих коллег, став информатором. Он всякий раз отказывался, за что, по словам фотохудожника, его избивали на допросах.
До нашей «бархатной революции» меня часто допрашивали в госбезопасности — СТБ, это как КГБ. Они разыскивали мои фотографии, интересовались ими, хотели знать, что они означают, потому что многие из них уже были опубликованы на Западе.
Я утверждал, что эти фотографии делал мой дедушка в прошлом веке. Они действительно так выглядели, кроме тех, где я стою с автоматом в руках. Наконец, госбезопасность оставила меня в покое. Но с тех пор я помечаю свои работы 19 веком.
«Вы будете крепостью, а я буду в безопасности внутри ваших массивных стен», 1978 год. Одна из самых известных работ Саудека, которую неоднократно повторяли другие художники Ян Саудек
«Новый рассвет», 1977 год Ян Саудек
«Пьета № 1», 1971 год Ян Саудек
Пока Саудек пытался примириться с властями, его слава за пределами Чехословакии множилась. С 1973-го по 1990 годы в зарубежных залах прошло 77 выставок фотографий и картин Саудека. В родной Чехословакии за этот же период их было всего три. Он передавал свои фотокартины контрабандой за рубеж для продажи или для экспоната выставки.
Порой его обманывали и не платили. Часть эротических фотографий разошлись пиратскими копиями на открытках по Бельгии и Нидерландам — за них он также ничего не получил. А его главной отдушиной, помимо фотографии, оставались женщины. После Марии он дважды женился и завел несколько детей — и в браке, и вне его.
Братья Саудек Фото Нгуена Фыонг Тхао
Однако даже с возлюбленными Саудек не был так открыт, как с братом-близнецом. На протяжении жизни и творчества они не прерывали общение, поддерживая друг друга. В 2015 году Карел скончался после продолжительной комы из-за несчастного случая. Его смерть стала для фотохудожника тяжёлым ударом.
Без сомнения, это величайшая любовь всей моей жизни. Это не может сравниться с любовью к женщинам и детям. К некоторых из моих детей. Я не могу сравнивать. Это была абсолютная любовь. Кристальной чистоты. Исключительно сильная. Мой брат был более известным, более талантливым, с крепчайшей волей.
Ян Саудек и Сара Саудкова
В 1984 году Саудек с помощью коллег-художников попал в Союз чешских визуальных художников. Членство в этом союзе позволяло заниматься только искусством без преследования по статье «за тунеядство». Долгие 30 лет он тратил время на выполнение обязанностей простого рабочего, но эта пора закончилась. Но слежка тайной полиции за ним всё равно продолжалась.
Для творчества фотохудожнику выделили небольшую веранду, которую он частично переоборудовал в студию. Теперь в его доме хватало окон и света. Одну из стен он перекрасил в грязно-охровые тона — она стала фоном для большинства его работ.
«Маленькая прачка», 1999 год Сара Саудкова
«Зигзаг», 2011 год Сара Саудкова
В 2015 году вышел художественный фильм режиссёра Ирены Павлавсковой «Фотограф», повествующий о жизни Саудека. Он участвовал в написании сценария, уделив время и своим, возможно, самым неоднозначным отношениям с Сарой Саудковой. Она некогда была помощницей автора, затем — любовницей, и, по словам Саудека, позже обманом оформила авторские права на все его произведения.
Для этого, как утверждает фотохудожник, женщина воспользовалась его частыми пьяными загулами. В 2005 году она обманом убедила его подписать документы на передачу авторских прав на свои картины и фотографии, а также доверенность на все счета, где хранились его сбережения. По вине неосторожности или хитрости Сары, но фотохудожник стал получать лишь 15% дохода с продаж своих произведений и проведения выставок.
Позже Сара забеременела и родила ребёнка от старшего сына Саудека — Самюеля, начав снимать в подобной стилистике, что и бывший возлюбленный.
Сара Саудкова
«Тюльпаны», 2016 год Сара Саудкова
В 2012 году Верховный суд Праги постановил, что документы, которые подписал Саудек, составлены неверно и не несут юридической силы. Авторские права на работы в полном объёме вернулись к фотохудожнику. Сам он заявил, что не держит зла на бывшую подругу. Лично они не общаются, все деловые вопросы решают через электронную почту.
У них есть даже совместный официальный сайт, где представлена основная часть коллекция фотографий и картин каждого в хронологическом порядке.
Самое ужасное, что в этом [процессе] участвовали близкие члены семьи. И речь шла не о высших принципах или гневе, из-за, к примеру, сложной любовной истории: речь шла только о деньгах, что кажется мне очень печальным.
Суды не сломили меня, но породили отвращение, и я перестал верить [в фотографию]. Это стало лишь способом выживания. Но не думаю, что за [прошедшие] семь лет я сделал хоть один достойный снимок. Это был психологический блок. Не думаю, что смогу быстро восстановиться после такого.
Мировая слава и тонкости творчества
С падением советского режима в Чехословакии и с исчезновением цензуры карьера Саудека пошла на взлёт. Стало больше свободы, выставок и денег. За три десятилетия он провёл почти 500 персональных выставок в разных уголках планеты, в том числе в Париже, Чикаго, Нью-Йорке и Лос-Анджелесе.
Обнажённая натура — самый радикальный момент творчества Саудека. Он не единственный, кто творит в этом направлении, но стал одним из первых, кто приглашал на съёмки столь разноплановых моделей и так подавал естество человека. Каждую женщину он считает красивой и желанной, но сам предпочитает крупные формы. Это дородные, пухлые дамы с бугорками целлюлита, пигментными пятнами, родинками и морщинами.
После падения советского режима фотохудожник начал создавать диптихи — произведение искусства, состоящие из двух фотокартин. На первой фотографии Саудек показывал сцены с одетыми людьми, на второй — с обнажёнными, но в тех же позах.
«Последнее танго в Праге», 2000 год Ян Саудек
«Супружество», 1985 год Ян Саудек
По мнению Саудека, нагота в его снимках демонстрирует абсолютно беззащитный образ героев перед зрителем. При этом его сложно отнести к какому-то одному виду искусства фотографии. Его основой стал дуэт классицизма и сюрреализма. В подобной стилистике с эротическим подтекстом работал художник Бальтюс и фотограф Рафаэль Роа. Открытость моделей и их нагота даёт зрителю ещё одну отсылку на порнографические открытки 19-начала 20 века.
В мае 2020 года Саудеку исполнится 85 лет. Он по-прежнему снимает на плёночный фотоаппарат — старенький Flexaret 6х6 или Rolleiflex Model 49 — и не признает цифровую фотографию. Параллельно с творчеством Саудек завёл профиль в Инстаграме и воспитывает троих детей со своей четвёртой женой. И, несмотря на проделанный путь, до сих пор относится к своему творчеству просто и скромно.
В выставках и признании я не заинтересован. Мне просто хочется снимать, и я по-прежнему наивно полагаю, что лучшее мною ещё не сделано.
Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.
#искусство #творчество #профиль #лонгриды #лигаавторов