Разборы
Никита Лихачёв

Volvo первым в России из автопроизводителей запускает сервис подписки на автомобили. Зачем это нужно

На первый взгляд невыгодно, но обладать машиной уже нужно не всем, а производителю приходится придумывать новый способ привязки клиента к себе.

Volvo XC60 Фото пресс-службы компании

3 июня Volvo анонсировал запуск в России сервиса CarDrive — аренды автомобиля по подписке. Хотя подобные сервисы уже работали на рынке (например, Willz), Volvo — первый из автопроизводителей с подобной услугой: за неделю до официального анонса о похожих планах рассказали в Hyundai, но крайне неопределённо.

TJ поговорил с Volvo о новом сервисе и кратко рассказывает, о чём он и почему это ещё один пример того, как интернет меняет огромную отрасль.

Как работает подписка

Все детали из утечки в конце марта подтвердились:

  • В сервисе предлагается только одна модель — кроссовер Volvo XC60 в комплектации T5 Inscription (2 л, 249 л. с.);
  • Стоимость — 59 500 рублей в месяц;
  • Срок — ровно 1 год;
  • На старте будет доступно всего 50 автомобилей;
  • Условия — от 25 лет и старше, стаж не учитывается.

Хотя речь идёт не о покупке автомобиля, клиенту всё равно придётся пройти банковский скоринг — сервис должен убедиться, что он способен выплачивать в месяц такую сумму. Скоринг придётся проходить в одном из дилерских центров, причём пока только в Москве и Московской области. Приглашать на личную встречу оставивших заявки могут начать уже с 4 июня.

Автомобиль можно бесплатно передать специалистам Volvo для проведения техобслуживания (на время работ клиенту дают подменный автомобиль) и смены колёс с летних на зимние и обратно. Транспортный налог, КАСКО и ОСАГО, а также хранение зимних и летних шин входят в стоимость подписки.

Существует масса ограничений, указанных в правилах аренды:

  • ТО требуется проводить регулярно, когда это требуется согласно пробегу;
  • В правилах указаны периоды, когда на какой резине следует ездить: с 1 ноября по 1 апреля — на зимней, остальное время — на летней;
  • Штрафы и существенный ремонт арендатор оплачивает сам;
  • Курить в салоне нельзя;
  • Ездить можно только по Центральному и Северо-Западному федеральным округам — то есть поехать на Volvo XC60 по подписке в Нижний Новгород, например, будет нельзя. В случае выезда за разрешённую зону двигатель могут удалённо заблокировать и подать заявление об угоне;
  • Пробег тоже ограничен: в подписку входит 4 тысячи километров в месяц и 30 тысяч километров в год. Дважды за перепробег можно доплатить (по 20 тысяч рублей за 2,5 тысячи километров), но он всё равно ограничен 35 тысячами километров — по достижению этого количества подписка заканчивается;
  • Пользоваться такой машиной может не только тот, кто оплачивает подписку, но и второй водитель — его клиент может назначить самостоятельно. Однако использовать автомобиль коммерчески — например, в такси — запрещено правилами;
  • Можно завершить подписку раньше, чем через 1 год, но тогда оставшуюся сумму пересчитают «в соответствии с тарифами» — предполагается, что она вырастет, и отменять подписку до завершения крайне невыгодно;
  • Машину нельзя будет продлить или выкупить после 1 года аренды — её перепродают на вторичном рынке.

Что такое машина по подписке для потребителя

CarDrive ментально похож на нечто среднее между каршерингом и покупкой машины: ты не обладаешь автомобилем, хотя он всё время один и тот же. Главное отличие — Volvo выдаёт именно новый автомобиль, а не уже бывший в употреблении: кроме арендатора, в него никто не садился и не использовал ранее.

Подписка — это не кредит и не лизинг. Здесь есть ежемесячный платёж, но нет первоначального взноса, как при кредите, и по завершении аренды машина не передаётся плательщику в собственность, как при лизинге. Всё время использования автомобиль остаётся в собственности у дилера.

В теории сокращение цепочки до двух звеньев (производитель → покупатель) должно уменьшить конечную цену для потребителя, но сравнить в России цены пока особо не с чем. У ближайшего конкурента, Willz, есть парк из 43 автомобилей, писали «Ведомости» в марте, и среди них есть Volvo XC60 (правда, в более лёгкой комплектации) — подписка на него обойдётся в месяц в 95 тысяч рублей, но Willz гораздо более гибкий и поддерживает отмену подписки без штрафов, хотя разрёшенный пробег там меньше.

На vc.ru в комментариях сравнили подписку Volvo с операционным лизингом и примерно подсчитали разницу в тратах с покупкой и кредитом. Официальная цена на новую XC60 — 3,8 миллиона рублей, к чему сразу приплюсовывается страховка в 200 тысяч рублей. При постановке на учёт цена машины сразу же падает, а ещё самому придётся проводить и оплачивать ТО.

За три года придётся заплатить около 3 миллионов рублей, что больше на 900 тысяч, чем по подписке: «Придя за машиной в 4 миллиона [в кредит] на три года вы одномоментно заплатите 800 тысяч первого взноса, 200 тысяч страховки, будете платить в год 350 тысяч за проценты и более миллиона за машину. Первый год 2,35 миллиона, потом два года по 1,4 миллиона. Через три года у вас будет машина стоимостью 2,4 миллиона». Разница в том, что при покупке машина останется у владельца (но если он захочет от неё избавиться, ему придётся продавать её самому — это головная боль), а при завершении подписки у него не будет никакой машины — но он может раз в год брать новую (и не заботиться о том, чтобы продать её по завершении срока).

Как сервис подписки видят в компании

В Volvo явно хотят подстроиться под тренд подписок на всё, что угодно: от музыки и фильмов до стирки и химчистки. Аренда премиального автомобиля (а XC60 — это недешёвая модель) достаточно сильно напоминает аренду премиального жилья: тебе сразу дают всё готовое и заряженное на максимум, ты платишь значительную сумму в месяц, но в итоге жильё у тебя не остаётся. Здесь есть определённые свободы и определённые ограничения.

По большей части, сервис подписки — это развитие ещё одного канала продаж для Volvo. Сейчас большая часть автомобилей реализуется офлайн: этот процесс очень различается от дилера к дилеру. Фактически Volvo является только производителем, а все товарные отношения, включая жирный кусок сервисного техобслуживания, завязаны на партнёрах. Цены на один и тот же автомобиль тоже отличаются у разных дилеров, и процесс покупки осложняется необходимостью торговаться (хотя для тех, кто ищет выгоду, он этим и хорош).

В компании считают, что на фоне развития подписок везде в интернете появился класс людей, который хотел бы получить автомобиль предельно быстро и без мук выбора дилера, банка и других обстоятельств. Предполагается, что это могут быть обеспеченные корпоративные клиенты, которые приехали поработать или пожить в Центральный регион на время, и всё это время хотят иметь машину в своём распоряжении.

В прочем, в отличие от цифровых сервисов CarDrive не даёт машину мгновенно. Даже после оплаты первого взноса нужно будет ждать около двух недель, пока машину поставят на учёт — в Volvo пока не могут решиться выкупить машину у дилера и поставить её на учёт заранее, поскольку после этого она по стандартам рынка будет считаться не новой.

При помощи подписки компания хочет сильнее привязать клиента к себе, а не к дилеру: вся коммуникация с арендатором происходит через личный кабинет на сайте Volvo, оплата тоже проходит через их эквайрингового партнёра, а не дилерского. И хотя объём продаж через этот канал пока невелик — всего 50 машин из примерно 3 тысяч продаваемых XC60 в России в год (по данным за 2018 год) — компания собирается наращивать подписку глобально до пропорции 50% от общего объёма реализуемых автомобилей к 2025 году.

Почему сервис назвали в России CarDrive, а не расширили на страну глобальную подписку Care by Volvo — вопрос открытый: сервис пока экспериментальный, и даже насчёт точного количества доступных по подписке автомобилей в компании не уверены. Возможность для компании заработать на таком направлении упирается в то, найдутся ли те самые пресловутые клиенты, которые считают процесс покупки и владение машиной после нескольких лет использования обременяющими, и насколько бережно они будут ездить.

Если все машины побьют или угонят, Volvo даже со штрафами деньги за машины не отобьёт — поэтому у компании пока нет достаточных данных о культуре использования таких сервисов в России, проект считается пилотным.

#авто #volvo