Что случилось с лайками в VK
Объясняет директор по росту и исследованиям «ВКонтакте».
Андрей Законов Фото пресс-службы «ВКонтакте»
6 августа пользователи обратили внимание на исчезновение счётчика лайков и репостов у части пользователей «ВКонтакте». Это изменение — часть тестирования нового алгоритма, и экспериментирует в этом направлении не только «ВКонтакте», но и Instagram.
В случае с Инстаграмом эффект отсутствия счётчиков главных метрик «успешности» постов уже известен. В рамках эксперимента над пользователями Канады стало заметно, что они стали публиковать больше контента, избавившись от стремления набрать больше лайков, и перестали оценивать качество чужих постов на основе данных со счётчиков. Есть вероятность, что команда Instagram продолжит тестировать отказ от лайков в других странах или раскатит новую парадигму на всех — и это поменяет потребление контента в одном из самых популярных мобильных сервисов мира.
За решением «ВКонтакте» тоже стоят данные экспериментов и определённая философия. TJ попросил рассказать об этом Андрея Законова, директора по росту и исследованиям «ВКонтакте».
Каждый день параллельно существуют тысячи версий «ВКонтакте». Они отличаются не только алгоритмами, но и интерфейсами и функциональностью — в рамках тестов.
Большинство экспериментов проходят достаточно незаметно, но один из недавних стал очень резонансным. Для теста мы убрали счётчик лайков и репостов в ленте новостей у небольшой части пользователей. В тот день многие подумали, что «ВКонтакте» убирает лайки совсем и везде — но нет, у нас другая задумка. Лайки остаются, они всё так же доступны в рамках этого эксперимента на экране отдельного поста, но измениться могут их задачи и то, как они воспринимаются.
Мы в курсе, что перемены — это сложно. Но только так победим
Менять продукт, которым регулярно пользуется почти 100 миллионов человек, очень и очень непросто. Лента новостей — один из главных разделов, пользователи проводят в нём десятки минут ежедневно. Любое обновление интерфейса может сломать привычные паттерны поведения. Часто через пару дней или неделю обновление становится удобным, новый UX — привычным. Но в момент изменений всё новое вызывает негатив.
Ещё сложнее профессиональным авторам. Изменения иногда влияют не только на субъективный комфорт, но и на охват аудитории, монетизацию или бизнес-метрики. Учитывая всё это, мы максимально серьёзно относимся к любому существенному апдейту.
Так может и не надо ничего трогать? Но не меняться невозможно. Потому что меняется всё вокруг: технологии, ритм жизни, способы использования социальных сетей, локальные и глобальные тренды, пользовательские привычки и вкусы. Это не только теория, мы проверяем и экспериментально: периодически на небольшую тестовую группу возвращаем версию алгоритма, который был несколько месяцев или полгода назад. И каждый раз видим, что старые версии действительно хуже решают задачи пользователей в ленте. Так же и с интерфейсами.
Интерфейс мобильного приложения «ВКонтакте» без счётчика лайков и репостов
Нужны ли лайки в ленте новостей
Тут важно разобраться, что такое лайк. Мы воспринимаем ленту не просто как сервис потребления контента, как чтение газеты или просмотр телепередач, а как платформу для общения и коммуникации между автором и читателями. Комментарии дают возможность дополнить публикацию, высказать мнение, задать вопрос автору или поспорить с ним. Репост — поделиться контентом с подписчиками.
А лайк, который на самом деле в VK называется «Мне нравится» — это самый лаконичный способ сказать автору «Отличная запись», согласиться с мнением, похвалить друзей за классную фотку, плейлист или видео.
В этом плане с лайками всё супер. В нашем эксперименте кнопка лайка из ленты никуда не пропадает — даже становится крупнее и заметнее.
Почему не нужны счётчики лайков
Есть очень популярное некорректное мнение, что количество лайков — это оценка качества контента. Почему это не так?
Количество лайков само по себе совсем ни о чём не говорит. Вы видите один пост с фотографией, у которого 1000 лайков, и другой, у которого 50. Какой больше нравится пользователям? Сделать вывод, исходя только из этих двух чисел, объективно невозможно. У автора первой записи может быть миллион подписчиков, и 1000 лайков публикация набирала три дня. А вторая получила 50 лайков за первые 15 минут — притом что у её автора несколько сотен подписчиков.
Есть более сложный и тоже некорректный пример аналитики — в уме посчитать коэффициент вовлечённости (engagement rate), поделив количество лайков на число просмотров. Но так мы можем только узнать, как просмотры конвертируются в лайк. Ведь отметка «Мне нравится» — это только один из многих способов вовлечения. Некоторые посты собирают мало лайков, но много комментариев. Да, есть и счётчик комментариев, но и это только вершина айсберга, если говорить об аналитике поста. В статьях важны дочитывания, в видео — досмотры, в подкастах — время прослушивания, в постах со ссылками — клики. Например, когда алгоритмы ленты оценивают запись, они используют сотни разных метрик: время прочтения, количество обсуждений, взаимодействия с медиаконтентом и документами и другие.
В итоге, если быть объективными, количество лайков не даёт никакой возможности адекватно оценить пост, даже если привлекать всю доступную информацию и вычислять конверсии в уме. А если информация не нужна в интерфейсе, то логично попробовать разгрузить его, сделать минималистичнее и удобнее. Именно поэтому мы запустили эксперимент с новым интерфейсом ленты.
С этой же идеей был связан один из наших недавних экспериментов, когда мы скрывали часть аттачей у длинных записей. Неудобно читать ленту, когда один пост может занимать два-три экрана. В этом направлении тоже будем продолжать развитие.
Какая информация полезна в ленте
В первую очередь — сам контент. В нём важен автор и содержание. Его мы и акцентируем, разгружая интерфейс. Запись — это коммуникация между автором и читателем. Чтобы понять, нравится вам пост или нет, вам нужно увидеть сам контент, а не реакции других читателей.
Аналитика по количеству лайков может быть привычной, но она выглядит нелогичной — так что, возможно, это та привычка, которую полезно поменять.
В этом эксперименте мы оставляем в ленте блок, в котором показываем, кому из ваших друзей понравился пост. Потому что это про коммуникацию: вы знаете, что друзья тоже отреагировали на эту запись, и вам может быть интересно обсудить этот контент с ними. Социальная составляющая медиапотребления в эксперименте не затрагивается и даже визуально акцентируется.
Счётчик количества комментариев мы оставили — потому что он, в отличие от счётчика лайков, помогает принять решение, стоит ли переходить на экран поста. Если комментариев нет или их мало, возможно, нет смысла делать лишний клик. Если их много и запись вас заинтересовала, то это подсказка, что можно перейти на экран поста, почитать мнения и, возможно, принять участие в обсуждении.
Что мы ждём от эксперимента
Бывало ли так, что пост вроде классный, но как-то первому ставить лайк странно? Хотим попробовать избавиться от таких психологических ловушек. Авторам важно, чтобы хороший контент получал справедливую обратную связь.
Мы ожидаем, что обратная связь станет менее подвержена эффекту толпы. Это сделает контентную систему более сбалансированной. Возможно, эксперимент не приведёт к росту продуктовых метрик, но лента станет удобнее для пользователей. Мы ждём обратной связи, чтобы проанализировать и понять, стало ли лучше.
Когда выкатим на всех
Ни про одно обновление мы не знаем изначально, что оно точно будет успешным. На первом этапе выдвигается гипотеза — например, «Давайте уберём лишнюю информацию из ленты новостей, чтобы больше внимания уделялось контенту».
Следующий этап — внутреннее ревью идеи. С учётом опыта команды мы обсуждаем, на что это может повлиять. Затем делаем разные макеты, чтобы понять, как это может выглядеть. Потом реализуем идею на одной или всех платформах и начинаем внутри команды пользоваться новой версией приложения. Часто на этом этапе мы сами понимаем, как и что можно переделать, и дорабатываем, пробуем заново, пока нам не станет удобно. Очевидно, что этот этап очень субъективный.
Поэтому следующий шаг — A/B-тесты на небольших случайных выборках пользователей, чтобы получить объективные и статистически значимые результаты. На этом этапе мы не только смотрим на сотни продуктовых метрик, но и анализируем обратную связь: от пользователей в комментариях и в поддержке, а также от профессионального комьюнити. Очень часто по итогам обратной связи мы вносим изменения и запускаем эксперимент заново.
Так что новый режим ленты без счётчика лайков мы выкатим на всех только в том случае, если эксперимент будет успешным по всем параметрам. Если результат окажется спорным или отрицательным, будем дорабатывать идею по новым вводным.
Чего ждать дальше
Много всего. У нас сейчас активно прорабатывается много гипотез, как сделать удобнее просмотр ленты. Мы знаем, что лайк используют по-разному: кто-то так говорит спасибо автору, а кто-то сохраняет себе пост, чтобы прочитать позже. Есть и те, кто не ставит лайк некоторым понравившимся постам, так как не хочет, чтобы эта информация была публичной. Поэтому мы ищем способы сделать все эти паттерны максимально удобными.
Также мы видим, что общение в комментариях на платформе становится гораздо активнее, поэтому в этом направлении у нас тоже много продуктовых планов. Традиционно, stay tuned!
#вконтакте #соцсети #мнения