Разборы
Leonid Pasternak

Деньги для одних и политическая сила для других: насколько вероятно объединение России и Белоруссии

Соглашение о частичной интеграции страны планируют подписать в конце 2019 года, но перспективы этого проекта туманны.

Фото Reuters

16 сентября «Коммерсантъ» рассказал детали программы экономической интеграции России и Белоруссии, при которой разрабытывается единый налоговый и гражданский кодекс, новый внешнеторговый режим, пакет соцгарантий, а также регуляторы рынка нефти и газа. По данным издания, степень интеграции договора выше, чем в Евросоюзе. Фактически на уровне экономик речь идет о создании с 2022 года конфедеративного государства.

В Минске информацию СМИ отвергли и назвали «досужими штампами», а президент Александр Лукашенко заявил, что «нет даже такой идеи и мысли об объединении двух государств». А Путину он советовал «выбросить из головы» подобные концепции.

Однако в конце того же месяца лидеры двух стран вновь обменялись высказываниями о возможной интеграции для создания Союзного государства (СГ). Проект предполагает наличие единого законодательства в экономике, развитие системы единого налогообложения и одну денежную политику с общим Центробанком. Всё это говорит о постепенной эволюции проекта в нечто более существенное и влиятельное.

Белорусская дорога к власти

Лукашенко занимает президентский пост с 1994 года — 25 лет. За это время в стране резко упала свобода слова в СМИ, большинство оппозиционных и правозащитных движений закрылись. По данным международной неправительственной организации Freedom House, система политических и гражданских свобод в Белоруссии находится на крайне низком уровне. Белорусскую политическую модель организация характеризует как «авторитарную».

Во внешней политике Лукашенко ориентировался на постсоветское пространство. Белоруссия активно интегрировалась в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). При этом около 70% населения поддерживало внешнеполитический курс президента, и лишь 30% граждан занимали проевропейскую позицию.

Фото посольства Казахстана

Вскоре после прихода к власти глава страны расширил собственные полномочия и преобразовал систему высших органов власти, значительно сократив роль парламента. Результаты референдума не признали в Евросоюзе, Совете Европы и ОБСЕ. Действующий президент также выстроил вокруг себя элиту, на которую опирается вся политическая система.

От авторитаризма к суверенитету

Единоличную власть президент Лукашенко использует не только для поддержания «имиджа» «стабильного» режима, но также для укрепления национального суверенитета Белоруссии. В 2015 году во время очередной президентской кампании политик впервые использовал словосочетание «независимая Беларусь», подчёркивая незыблемость национального суверенитета.

Более того, после победы на президентских выборах трансформировалась внешнеполитическая доктрина страны. В обращении с ежегодным посланием к белорусскому народу и Национальному собранию Лукашенко уделил внимание двусторонним отношениям Белоруссии и России, а также перспективам сотрудничества с Евросоюзом и США.

Вы знаете, я встречался с евросоюзовцами много, с американцами, они передо мной такой проблемы никогда не ставили: с Россией или с Западом? Наоборот, просят, чтобы у Беларуси были хорошие отношения и с Западом, и с Россией. Но я хочу, чтобы россияне понимали, особенно руководство России, что мы не будем «мальчиками на побегушках». Мы — самостоятельное суверенное государство, живущее с вами в одном доме, но имеющее свою квартиру, пусть маленькую, небольшую, но свою квартиру.

Александр Лукашенко

Отношения ЕС и Белоруссии в последние годы улучшились. В 2016 году Брюссель отменил санкции против страны в связи с «возможностью развития» сотрудничества «в более позитивном ключе». Была отмечена и «растущая открытость Белоруссии к диалогу» с ОБСЕ. Более того, Евросоюз выразил готовность помочь белорусской стороне с процессами демократизации.

В сентябре 2019 года Брюссель и Белоруссия договорились о подписании соглашения об упрощении получения шенгенской визы для граждан последней. Но уже 3 октября стало известно, что представитель Евросоюза по внешней политике и безопасности Федерика Могерини отменила визит в Минск, во время которого планировала встретиться с премьер-министром и президентом страны.

Впрочем, президент Лукашенко сдержанно относится к уступкам ЕС, опасаясь «ревизии независимости». По мнению белорусского лидера, «и слева, и справа, и на Западе, и на Востоке [страна] подвергнута» тщательной проверке «на предмет суверенитета». Таким образом, Лукашенко обратился к Западу и России, намекая на невозможность односторонней интеграции.

Фото пресс-служба Кремля

Большую роль в этих взглядах сыграл и конфликт на юго-востоке Украины. Президент Лукашенко создал подходящие условия для проведения встреч между лидерами «нормандской четвёрки» (РФ, Германия, Франция, Украина) в Минске с целью урегулирования ситуации в Луганской и Донецкой областях.

На фоне украинско-российского конфликта Лукашенко стал больше времени уделять проблеме суверенитета и белорусской независимости, а также выступать на белорусском языке перед народом. Сам президент часто публично ностальгирует по СССР и видит в сегодняшней Белоруссии преемственность поколений. При этом он считает, что суверенитет для Белоруссии — «икона», которую нужно бережно хранить.

Братские народы

В 2018 году между Москвой и Минском произошёл самый крупный нефтегазовый конфликт за последние несколько лет. Поводом послужило повышение цен на российскую нефть, ухудшив условия для экспорта продукта в Белоруссию. Президент Лукашенко заявил о намерениях Москвы отказаться от компенсаций и поглотить своего союзника. В то же время, первый вице-премьер РФ Антон Силуанов заговорил о потере доверия между странами.

После возникновения разногласий в российских и белорусских СМИ появились материалы о «продвинутой интеграции» Белоруссии и России. Часть российской элиты, настроенной националистически, посчитала возможным объединение двух стран. Другая, более прагматичная, была убеждена, что подобный сценарий слишком дорого обойдётся Москве и необходимости в ещё более тесной интеграции нет.

Фото пресс-служба Кремля

Летом 2018 года в «Российской газете» опубликовали фрагмент выступления Александра Лукашенко на совещании в Могилёвской области. На нём президент вновь затронул проблему суверенитета и независимости, но уже в несколько иной форме.

Не выдержим эти годы, провалимся, значит, надо будет или в состав какого-то государства идти, или о нас просто будут вытирать ноги.

Александр Лукашенко

Именно тогда многие политологи и журналисты предположили, что Лукашенко опасается слишком тесного взаимодействия с Москвой и пытается обезопасить себя и свою власть, ограничивая контакты с Путиным дружескими и союзническими отношениями. В то же время СМИ Белоруссии и России не исключили варианта слияния двух государств и образования нового Союзного государства на полноценной основе.

Впрочем, после заявлений Александра Лукашенко о возможном вхождении страны в состав другого государства глава МИД Белоруссии Владимир Макей отверг все предположения и заявил, что о таком развитии событий «не может быть и речи».

Владимир Макей Фото AFP

Белорусский политический обозреватель «Карнеги» Артём Шрайбман отмечает, что за 2017 и 2018 год команда Лукашенко заметно вытеснила российское влияние из внутренней политики страны. Например, разрешила митинги оппозиции по случаю столетия независимости антикоммунистической Белорусской народной республики. Акция «Бессмертный полк» превратилась в «Беларусь помнит», а георгиевские ленточки заменили на красно-зелёные, символизирующие цвета белорусского флага.

В мае 2018 года в Белоруссии открыли памятник Тадеушу Костюшко — антироссийскому деятелю, который возглавил народное восстание в 18-м веке.

Эксперт «Карнеги» Europe Томас де Ваал считает, что Лукашенко «хоть и выглядит как грубо скроенный директор колхоза, которым он когда-то был, но его не стоит недооценивать». «Он осторожно нащупывает почву в Евросоюзе, вместе с тем не позволяя России считать его союзничество чем-то само собой разумеющимся», говорит де Ваал. Белорусский президент «расчищает пространство для локтя», интегрируясь с Москвой лишь в экономическом аспекте.

Перспективы интеграции и выгода для России

Летом 2019 года правительство Белоруссии представило Александру Лукашенко программу интеграции с Россией. Премьер-министр страны Сергей Румас заявил, что данный план согласован с председателем правительства РФ Дмитрием Медведевым. Он также отметил, что документ должен помочь «общественности снять опасения по поводу вопроса суверенитета» Белоруссии.

План интеграции — часть стратегии по укреплению сотрудничества между Россией и Белоруссией, о развитии которого президент Лукашенко говорил ещё в июле на встрече с Путиным. Он предложил принять новые положения и устранить вопросы и недопонимания до декабря 2019 года, к 20-летию подписания договора о Союзном государстве.

Фото пресс-служба Кремля

Москва в большей степени заинтересована в экономической и политической интеграции для расширения зоны влияния в Восточной Европе. В то же время для Белоруссии подписание программного взаимодействия в рамках Союзного государства позволило бы получить ещё большие преференции от России и стимулировать рост инвестиций в страну.

После встречи глав двух стран премьер-министр Белоруссии Сергей Румас заявил о начале подготовки к интеграции в границах Союзного государства Белоруссии и России.

Нам, действительно, в течение ближайших двух месяцев предстоит очень большая работа, чтобы к началу декабря подготовить для подписания нашим президентам пакет из программы действий, перечня „дорожных карт“ и нескольких межправсоглашений.

Сергей Румас

На фоне подготовки документа об интеграции со своим ближайшим союзником Белоруссия внезапно восстановила межгосударственные отношения с США. Более того, в Минск впервые за 11 лет вновь пригласили американского посла. Замгоссекретаря США Дэвид Хэйл во время своего визита в республику заявил, что возобновление двустороннего сотрудничества не нанесёт ущерб какой-либо из сторон. Он также заверил, что восстановление отношений между Вашингтоном и Минском происходит исключительно с целью взаимного сотрудничества.

Дэвид Хэйл и Владимир Макей Фото посольство США в Белоруссии

В большом сентябрьском интервью российскому изданию РБК белорусский министр иностранных дел Владимир Макей отверг предположения российской стороны о том, что Белоруссия может «уйти» на Запад. Он добавил, что республика «не собирается дружить с кем-то за счёт России, в ущерб России или против России».

Макей также оценил перспективы возможного вхождения страны в состав другого государства. По словам дипломата, в Белоруссии «несколько поколений выросло в независимом государстве, и никто не готов положить на алтарь эту независимость». Более того, первоначальные положения Договора об интеграции двух стран абсолютно не устраивали белорусскую сторону. Многие аспекты соглашения по-прежнему находятся в разработке именно по просьбе Белоруссии.

План об углублённой взаимной интеграции на сегодняшний день не является основанием для построения федерации или конфедерации, а также создания наднациональных структур: общего парламента, комитета министров, оборонно-промышленного комплекса.

Положение предусматривает укрепление сотрудничества в экономической сфере, что представляется более выгодным для Минска. Москва, напротив, хочет усилить политическое влияние, чтобы иметь возможность беспрепятственно вмешиваться в многоуровневую структуру белорусских политических элит.

Впрочем, многие политические эксперты скептически относятся к идее объединения Москвы и Минска. Историк Валерий Соловей предполагает, что создание конфедерации «не решит для Кремля ни одной проблемы, зато создаст массу новых». «Изменить Конституцию, учредить Госсовет и прочее можно и без этого, ну и никакого перелома в падении рейтинга власти при объединении тоже не случится», считает Соловей.

Валерий Соловей Фото «Коммерсантъ»

По мнению профессора факультета политологии Высшей школы экономики Николая Петрова, в настоящее время невозможно представить, чтобы Лукашенко дал добровольное согласие на вхождение своей страны в состав РФ. Петров уверен, Кремлю в большей степени «выгодно положение в рамках реального союза», так как сегодня между Москвой и Минском действует только «формальное союзное государство, на деле же Лукашенко постоянно балансирует между Россией и Западом, и все попытки Москвы как-то более жёстко его «привязать» к себе пока ни к чему не привели».

Эксперт Атлантического совета Андерс Ослунд убеждён, что реальная «цель Путина – поглотить Беларусь, включить её в состав России и возглавить новое союзное государство». По словам Ослунда, «таким образом глава государства не нарушает российскую конституцию, оставаясь на очередной президентский срок».

Сегодня переговоры об интеграции России и Белоруссии входят в решающую стадию. От того, насколько сильным станет влияние Москвы на Минск после подписания соглашения об интеграции в декабре 2019 года зависят последующие шаги российской стороны, которые будут направлены на создание общенациональной федерации и слияние двух государств.

Эта статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#политика #истории #россия #белоруссия #лонгриды #лигаавторов