Разборы
Leonid Pasternak

«Тяжеловес» Нетаньяху и «оптимист» Ганц: почему Израиль переживает политический кризис и что это значит для России и США

Борьба между давним «соратником» Путина и Трампа и политиком либеральной повестки.

Беньямин Нетаньяху (слева), президент Израиля Реувен Ривлин (в центре), Бени Ганц (справа) Фото Reuters

17 сентября в Израиле состоялись внеочередные парламентские выборы: вторые за последние полгода. На фоне политической неопределённости и нестабильности итоги голосования ухудшили положение действующего премьер-министра Беньямина Нетаньяху. Оппозиция в лице лидера либерального блока «Кахоль-Лаван» Бени Ганца, напротив, усилила свои позиции.

21 октября Нетаньяху отказался вести переговоры по коалиции. Большинство партий выступили против единого блока с премьером. Президент Израиля Реувен Ривлин, согласно закону, передал мандат на формирование правительства лидеру второй политической силы в стране — Ганцу. От того, с каким правительством Израиль выйдет из «политического тупика», во многом зависит дальнейшее развитие сотрудничества между Москвой и Иерусалимом.

Битва за Нетаньяху

Перед апрельскими внеочередными выборами в Кнессет (парламент страны) Генпрокуратура Израиля заявила о намерениях предъявить премьер-министру Нетаньяху обвинения по трём уголовным делам. По мнению генерального прокурора Авихая Мандельблита, политик замешан во взяточничестве, злоупотреблении доверием и мошенничестве.

Израильская пресса назвала обвинения против Нетаньяху «делом 1000», «делом 2000» и «делом 4000». По предположениям журналистов, премьер-министр неоднократно получал подарки от крупных бизнесменов с 2007 по 2016 годы, а также лоббировал интересы владельца издания Yediot Aharonot Арнона Мозеса ради ущерба конкурентам — газете Israel Hayom.

Израильское издание The Jerusalem Post не исключило, что подобные проблемы с законом могут оказать негативное влияние на политическое будущее премьера. Обвинения в коррупции уже отрицательно повлияли на рейтинг Нетаньяху. Весной многие израильтяне вышли с акциями протеста против лидера страны.

Фото AP

В свою очередь, руководство правящей партии «Ликуд» назвало обвинения против Биби (распространённое прозвище Нетаньяху со школьных времён) «охотой на ведьм». По мнению членов «Ликуда», все уголовные дела «рассыплются, как карточный домик, как только премьер даст показания». Более того, в партии отметили, что «дело 1000» и «дело 2000» не имеют никакого отношения к коррупции и мошенничеству.

На апрельских выборах Нетаньяху не потерял поддержку у «основного» избирателя, а «Ликуд» победил на досрочном голосовании. Комментируя итоги голосования, премьер-министр отметил, что правое правительство собирается по меньшей мере ещё четыре года работать на благо израильского народа.

В Израиле Беньямин Нетаньяху получил репутацию «сильного лидера», «патриота» и «влиятельного» политика. Его жёсткая позиция в отношении агрессии Палестины, Сирии и других стран Ближнего Востока помогла премьеру заручиться поддержкой правого избирателя. Политик реформировал свою партию «Ликуд»: из консервативно-ревизионистской он сделал её национал-либеральной.

Впрочем, отказ от создания коалиции после выборов в сентябре увеличивает шансы отставки Нетаньяху, а так он может лишиться иммунитета от любых обвинений. Ответственность для израильских служащих в случае вины наступает после их ухода с государственных постов.

По закону, премьер-министр Израиля не защищён от судебного преследования. Однако он может обратиться в специализированную комиссию Кнессета для получения депутатского иммунитета, который позволяет создать защиту от возможных обвинений.

По мнению российских и израильских политологов, Нетаньяху будет до последнего «цепляться» за власть. Бывший советник премьера Бенни Брискин заявил, что политическая карьера лидера Израиля и коррупционный скандал непрерывно связаны друг с другом. «Если Нетаньяху удастся» вновь возглавить правительство, то «расследование дел против него будет отложено в долгий ящик», говорит Брискин.

Фото Reuters

Ведущий исследователь Института востоковедения РАН Татьяна Красова считает, что «эти выборы отличаются тем», что «основная битва ведется вокруг личности самого премьер-министра». По мнению Красовой, в Израиле «образовался очень сильный центр известных генералов, которые действительно могут противостоять Нетаньяху и правящей партии «Ликуд».

«Настоящий друг Израиля»

В мае 2018 года в Иерусалиме впервые открыли посольство США. Церемонию приурочили к 70-летию годовщины образования Израиля. В мероприятии приняли участие несколько высокопоставленных лиц обеих стран, в том числе дочь Дональда Трампа Иванка. Сам Трамп на открытии не присутствовал, но выступил с видеообращением.

Президенты откладывали признание Иерусалима столицей Израиля, так как были убеждены, что отсрочка будет способствовать делу мира. Но США ни на шаг не приблизились к прочному мирному соглашению между Израилем и палестинцами.

Дональд Трамп

После заявлений официальных лиц США о переносе посольства из Тель-Авива в Иерусалим последовала резко негативная реакция мусульманских стран. Турция и Иран первыми осудили подобный дипломатический шаг, а генеральный секретарь Лиги арабских государств (ЛАГ) Ахмед Абу аль-Гейт назвал действия Вашингтона «чрезвычайно опасными».

Иерусалим считают своей столицей не только израильтяне, но и палестинцы. В то же время город лишь частично признан международным сообществом в качестве столицы Израиля. По мнению стран-членов ЛАГ, статус Иерусалима должен быть определён путём мирных переговоров между палестинцами и израильтянами.

Фото Flash90

Для Нетаньяху подобный внешнеполитический шаг со стороны Трампа стал важной дипломатической победой. При Трампе и Нетаньяху у Израиля сложились самые близкие союзнические отношения с США за последние несколько лет. Многие израильтяне уверены, что окончательное признание единого Иерусалима в качестве столицы Израиля на международном уровне ведущими державами — это заслуга премьера.

В то же время сближение Израиля и США ухудшило геополитическую ситуацию на Ближнем Востоке. Это повлияло на отношения между Иерусалимом и Анкарой, а также с палестинцами. Несмотря на значительный прогресс в израильско-арабских отношениях ситуация в регионе несколько дестабилизирована.

Для Трампа парламентский кризис в Израиле – удар по собственной репутации. Весной 2019 года президент предложил план по миру на Ближнем Востоке. Однако отсутствие правительства в Израиле создаёт преграды для полноценного завершения «сделки века», которая направлена на урегулирование израильско-палестинского конфликта.

Более того, успех Трампа на международной арене мог бы положительно повлиять на рейтинг президента перед выборами в 2020 году. Устранение разногласий между Израилем и Палестиной – важная геополитическая цель США. Именно поэтому Трамп стремится создать условия для диалога между конфликтующими сторонами.

Фото Белого дома

По мнению востоковеда Алексея Малашенко, «на фоне всех событий, которые мы сегодня наблюдаем на большом Ближнем Востоке, – это [конфликт с Палестиной] не самое главное». «Посмотрите, как себя ведёт Саудовская Аравия, которая, казалось бы, должна особенно против этого быть настроена, – достаточно пассивно и аккуратно», считает эксперт. Нет «ничего такого, что перевернуло бы ситуацию», уверен Малашенко.

Аналитик CNN Бен Ведеман убеждён, что арабский мир поддерживает палестинцев «на эмоциях». Проблема израильско-арабского конфликта не исчезнет. И перенос посольства ключевого союзника Израиля в Иерусалим совершенно не изменит ситуацию на Ближнем Востоке.

Эмиграция русских в Израиль и дружелюбие Путина

Между премьером Нетаньяху и президентом Путиным сложились доверительные отношения. В 2014 году, после введения санкций против РФ со стороны ЕС и НАТО, Израиль стал единственной страной Западного мира, которая выступила против ограничений. На голосовании в ООН по вхождению Крыма в состав России представитель Израиля воздержался.

Подобные действия негативно отразились на американо-израильских отношениях, но Нетаньяху всё равно занял позицию «организатора» встреч между США и Россией. В июне 2019 года благодаря премьер-министру состоялись трёхсторонние переговоры между США, РФ и Израилем по Сирии.

Беньямин Нетаньяху (слева), Николай Патрушев (в центре), Джон Болтон (справа) на переговорах в Иерусалиме.  Фото «Российской газеты»

Путин часто высказывается об Израиле в положительном ключе. В сентябре 2019 года на заседании израильского благотворительного фонда «Керен ха-Йесод» он заявил, что Россия «считает Израиль русскоязычным государством». Президент отметил, что на территории еврейского государства проживает «около полутора миллионов выходцев из Советского Союза».

Мы всегда считали их [израильтян] своими людьми, своими соотечественниками и, конечно, нам небезразлично, какие люди придут в парламент Израиля.

Владимир Путин

В 2019 году в Израиль эмигрировало наибольшее число россиян за последние десятилетия: около 40 тысяч человек. Многие из иммигрантов не имеют еврейских корней. Израильские СМИ связывают подобную ситуацию с ухудшение свободы слова и отсутствием демократии в России. По данным газеты The Jerusalem Post, сегодняшняя эмиграция в Израиль сопоставима с той, которая наблюдалась в СССР в «эпоху застоя».

Ослабление российской экономики и ухудшение гражданских свобод – не единственные причины, по которым русские евреи покидают страну. The Jerusalem Post выделяет ещё одну – вспышки антисемитизма. «Несмотря на то, что в России они всё ещё редки по сравнению с Западной Европой», их становится больше, утверждает издание.

Путин называл сотрудничество между Израилем и Россией «партнерским и конструктивным». По мнению президента, «такого отношения между странами никогда не было, если не вспоминать, конечно, самые первые месяцы, пару лет образования Государства Израиль».

Союзнические отношения между РФ и Израилем повлияли на позицию еврейского государства по российско-украинскому конфликту. По мнению социолога и эксперта Института Ближнего Востока Алека Эпштейна, «нахождение в составе руководителей Израиля на высших должностях уроженцев бывшего Советского Союза внесло вклад в принятие взвешенных решений».

Фото 3mv.ru

В преддверии сентябрьских выборов Нетаньяху провёл съезд русскоязычных активистов партии «Ликуд». На ней премьер-министр затронул тему репатриации советских евреев в Израиль, а также рассказал о дипломатических отношениях Советского Союза и еврейского государства в конце 1970-х годов.

«В Израиль приехало свыше миллиона выходцев из СССР — представителей качественной, образованной алии [возвращение на Родину], которая изменила Израиль до неузнаваемости», — заявил Нетаньяху. По словам премьера, он всегда «верил, что железный занавес падёт, и в еврейское государство приедут сотни тысяч выходцев из Советского Союза».

Укрепление двухсторонних отношений между Москвой и Иерусалимом сыграло «на руку» Нетаньяху. Он извлёк существенную внутриполитическую выгоду для себя и своей партии. Благодаря налаживанию дипломатических и культурных связей с Россией премьер заручился поддержкой части русскоязычного населения страны перед выборами.

Бени против Биби

Осенью 2018 года политический кризис в Израиле вошёл в «острую» фазу. В отставку ушёл министр обороны страны Авигдор Либерман из-за несогласия с позицией правительства по вопросам перемирия с палестинским движением ХАМАС. Уход Либермана спровоцировал проведение внеочередных парламентских выборов.

Я считаю, что решение о прекращении огня вкупе со всем процессом заигрывания с ХАМАСом, – это капитуляция перед террором. Другое определение невозможно. Принятое правительством решение не имеет другого смысла, кроме капитуляции перед террором.

Авигдор Либерман

По итогам досрочных выборов в апреле главную конкуренцию правящей партии Нетаньяху «Ликуд» составил центристский блок под председательством экс-начальника Генштаба Армии обороны Израиля Бени Ганца «Кахоль-Лаван». Ганц выступил за более мягкое решение израильско-арабского конфликта путём переговоров, а также раскритиковал внутреннюю политику Нетаньяху.

Бени Ганц Фото Flash90

Нетаньяху, будучи правым политиком, всегда выступал за жёсткое урегулирование конфликта с Палестиной и Сирией. Более того, правительство «Ликуда» поддерживало тесные связи с ортодоксальными религиозными движениями. Премьер-министр неоднократно утверждал, что хотел бы для своей страны широкой коалиции «национального единства». Ганц, напротив, выступал за светское и либеральное правительство центристского толка.

Сам Нетаньяху неоднократно заявлял, что «непрерывно» работал над созданием «национального» правительства на благо страны, но его главный оппонент — лидер оппозиционного блока «Кахоль-Лаван» Бени Ганц — «раз за разом отказывался от этого». Как следствие — коалиционные переговоры проваливались и после апрельских, и после сентябрьских выборов.

Концпеции внешней политики Бени Ганца и Биби Нетаньяху существенно различаются. Ганц заявил, что не хотел бы отправлять молодых израильтян на войну. Однако сейчас это необходимо для защиты страны. По мнению политика, нужно найти выход из положения. «Нет ничего постыдного в стремлении к миру, нет ничего постыдного в поисках мира», считает Ганц.

По мнению израильских СМИ, внешнеполитическая доктрина Ганца напоминает кампании экс-премьер-министров Эхуда Барака и Ариэля Шарона. Лидер «Кахоль-Лавана» продвигает оборонную повестку, но при этом делает акцент на мирных переговорах и поиске компромиссов с арабской стороной. В Израиле считают, что подобные шаги создают условия для стабилизации обстановки на Ближнем Востоке.

На посту премьер-министра Нетаньяху давно пытался решить проблему Палестины. Он неоднократно заявлял, что готов к созданию палестинского государства с ограниченными правами. В качестве условия Нетаньяху называл признание палестинцами Израиля в качестве национального еврейского государства с гарантиями международной безопасности.

Фото Flash90

Бени Ганц, в свою очередь, делает упор на молодёжь. По его мнению, следующий глава правительства Израиля должен «дать надежду новому поколению израильтян». Ганц убеждён, что только сильная страна с сильными гражданами способна добиться успехов, в том числе и на международном уровне.

В одном Биби Нетаньяху и Бени Ганц всё-таки схожи: оба политика выступают за решительную борьбу с терроризмом, который угрожает Израилю. Ни Ганц, ни Нетаньяху не хотят идти на уступки перед странами Лиги арабских государств (ЛАГ). По их мнению, главный приоритет для Израиля – независимая внешняя политика.

23 октября президент Израиля Реувен Ривлин поручил лидеру блока «Кахоль-Лаван» Бени Ганцу сформировать правительство. У Ганца есть ровно 28 дней для создания правящей коалиции. В случае неудачи парламент страны должен выдвинуть нового депутата на пост премьера.

Я обещал, что сформирую либеральное правительство национального единства, и это то, что я намерен сделать. Я буду работать для всего Израиля.

Бени Ганц

Многие израильтяне поддерживают Ганца и хотят видеть его в качестве премьер-министра страны. К тому же, большинство израильских арабов голосовали именно за «Кахоль-Лаван», придерживаясь принципа «лишь бы не Нетаньяху».

Фото Flash90

Для США и Трампа наиболее выгодное развитие событий во внутренней политике Израиля — уход на третьи внеочередные выборы. Интересы Нетаньяху и Трампа в регионе совпадают. Оба политика придерживаются правых взглядов, поэтому США легче выстраивать отношения с Нетаньяху, нежели с Ганцом.

Для России выгоднее, если бы действующий премьер-министр остался на своём посту. По мнению члена Американо-Российской Торгово-Промышленной палаты Михаила Бобрышева, Путин и Нетаньяху находятся в «дружеских отношениях». Израиль «ценен для Путина как страна, обладающая современной экономикой и лучшими технологиями во многих сферах, сумевшей создать то, что не удалось Путину», считает Бобрышев.

Эта статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#политика #израиль #россия #сша #выборы #лонгриды #лигаавторов