Разборы
Алексей Боржонов

В топ «Яндекса» попала новость об отсутствии «Буков» в районе крушения MH17. В источнике есть повод сомневаться

Все СМИ ссылаются на «независимую платформу» бывшей журналистки RT, которую раньше подозревали в фейке об обломках самолёта.

​На месте крушения малайзийского Boeing Фото Максима Змеева, Reuters

Утром 18 февраля в топ «Яндекс.Новостей» попали заметки об отсутствии комплексов «Бук» в районе крушения малайзийского Boeing на востоке Украины. Об этом написали крупнейшие российские СМИ, в том числе ТАСС, «Газета.ру», «Коммерсант», «Лента.ру» и «Известия».

В заголовках изданий по-разному объяснялся источник информации. Они ссылались в том числе на «СМИ», «голландскую» и «нидерландскую разведку», а также писали, что сообщения появились «в Нидерландах».

Скриншот из ​«Яндекс.Новостей» Сделан в 13:29 по мск 

Скриншот из «Яндекс.Новостей» Сделан в 18:59 по мск

Единственный источник информации — это «платформа для независимых журналистов» Bonanza Media. На ней опубликовали материалы, названные четырьмя документами Объединенной следственной группы, которая занимается расследованием катастрофы:

  • Стенограмма разговора журналиста Билли Сикса с австрийским полицейским. Журналист рассказывает о свидетелях, которые якобы видели в небе украинские истребители в день крушения малайзийского Boeing;
  • Данные из отчёта австралийских специалистов, которые работали с фотографиями. Предположительно, изображения оказались неоригинальными;
  • Стенограмма разговора нидерландского полицейского со свидетелем крушения из Украины. Он рассказал, что за несколько минут до падения самолёта якобы видел в небе два украинских истребителя. Также он сообщил, что слышал громкий взрыв и горизонтальный белый след в небе;
  • Письмо, якобы отправленное разведкой Нидерландов прокуратуре в 2016 году. Из него следует, что Boeing пролетал в зонах, которые не входят в диапазон досягаемости «Буков», установленных Россией и Украиной.

Позже 18 февраля на публикацию отреагировал Кремль. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что эти данные ставят под сомнение «ангажированную позицию» следственной группы. Прокуратура Нидерландов заявила, что не может комментировать эту информацию до суда.

«Медуза» проверила данные, указанные в материале Bonanza Media — и они не подтвердились.

Что произошло 17 июля 2014 года — кратко о крушении MH17

В июле 2014 года на востоке Украины потерпел крушение малайзийский Boeing, который следовал рейсом MH17 из Амстердама в Куала-Лампур. 298 человек погибли, большинство из них были гражданами Нидерландов.

Расследование ведёт Объединенная следственная группа (JIT) под руководством Нидерландов (Россию к участию в ней не допустили). JIT пришла к выводу, что самолёт сбили из зенитно-ракетного комплекса «Бук»: установку курской 53-й бригады ПВО российских вооружённых сил перебросили на Украину. Россия многократно отрицала причастность к авиакатастрофе. Официальная российская версия часто менялась, но сейчас Минобороны утверждает, что «Бук» армии РФ не принадлежит.

Суд над подозреваемыми в атаке на самолёт начнётся 9 марта. На скамье подсудимых окажутся три россиянина — генерал-майор Сергей Дубинский (позывной «Хмурый»), полковник Олег Пулатов («Гюрза») и полковник Игорь Стрелков (настоящая фамилия Гиркин), а также украинец Леонид Харченко («Крот»).

Почему источник и его основатели вызывают сомнения

Платформу Bonanza Media основали нидерландский журналист Макс ван дер Верфф и российская журналистка Яна Ерлашова.

Ерлашова работала в Russia Today (так раньше назывался RT) с 2011 по 2018 год. Она запустила Bonanza Media после ухода с телеканала. Журналистка занимается темой сбитого Boeing уже несколько лет и снимает про него документальные фильмы. Во время работы над одним из них она познакомилась с Максом ван дер Верффом.

В их последнем фильме MH17 — Call for Justice, опубликованном в 2019 году, речь идёт о несостыковках в официальной версии следствия, попытках США и Украины завладеть «чёрными ящиками», а также о якобы недостоверности перехваченных записей переговоров сепаратистов, которые опубликовала СБУ. О работах Bonanza Media, включая этот фильм, рассказывали на RT.

Активисты из Stopfake.org, которые разбирают фейковые новости, изучили фильмы Ерлашовой и ван дер Верффа, после чего назвали их «пропагандистскими» и содержащими дезинформацию.

В СМИ разошлась история журналиста Volkskrant Берта Лантинга о том, как в 2015 году он брал интервью у пророссийского мэра посёлка Россыпное в Донбассе. Разговор прервал звонок репортёра RT Яны Ерлашовой. Она сообщила мэру, что обнаружила новые обломки MH17. Мэр поехал на место находки вместе с Лантингом — там им показали якобы новую деталь самолёта. Увидев её, мэр закричал, что деталь подложили специально. Латинг отметил, что всё это время их снимали камеры RT: журналисты пытались узнать его мнение о произошедшем, но он отказался «участвовать в этом спектакле». Эпизод с тем, как мэр ругался на Ерлашову, попал в фильм MH17 — Call for Justice (20:04)

Ван дер Верфф называет себя исследователем военных преступлений Нидерландов и дела MH17. В публикации журнала De Groene Amsterdammer говорится, что «ни один нидерландец не связан с российскими СМИ и украинскими повстанцами так, как Макс ван дер Верфф». Авторы статьи ссылаются на исследование Университета Копенгагена и утверждают, что аккаунт ван дер Верффа в Твиттере — один из самых влиятельных, когда речь идёт о MH17.

De Groene Amsterdammer пишет, что ван дер Верфф, в отличие от других журналистов из Нидерландов, быстро получает разрешение на въезд в ДНР и ЛНР. В 2018 году Первый зампостпреда России при ООН Дмитрий Полянский поблагодарил ван дер Верффа за работу и написал в твиттере: «Спасибо за ваши попытки установить истину через ваш блог».

У ван дер Верффа есть сайт, на котором он публикует материалы в том числе по теме сбитого Boeing. В одном из них он разбирает фильм «Би-би-си» «Теории заговора — кто сбил MH17?» и объясняет, какие в нём есть несостыковки и как авторы «исказили» слова Яны Ерлашовой, когда брали у неё интервью.

Несмотря на то, что о деятельности Bonanza Media рассказывается с 2019 года, сейчас на сайте опубликованы всего два материала, оба — в феврале 2020 года. Они посвящены «пробелам» в расследовании катастрофы MH17. Также у проекта есть группа в Фейсбуке (146 участников) и аккаунт в Твиттере (510 читателей).

#политика #украина