Разборы
kate

Взорвавшаяся в Бейруте селитра хранилась в порту шесть лет. Её конфисковали с судна, принадлежавшего россиянину

Ливанские власти не отпускали экипаж с корабля год, а затем изъяли груз и хранили его на одном складе с фейерверками. По основной версии, они загорелись и вызвали взрыв.

Порт Бейрута после взрыва 4 августа Фото Хасана Шаабан, Bloomberg

4 августа в порту ливанского Бейрута произошли сильные взрывы, из-за которых уже погибло больше 100 человек, а ранено около 4 тысяч. Главная версия причины взрыва связана с 2750 тоннами аммиачной селитры, хранившейся на складе порта шесть лет. Её конфисковали с задержанного судна Rhosus, принадлежавшего российскому бизнесмену.

В течение года ливанские пограничники держали на корабле часть экипажа из-за банкротства владельца. Когда же их отпустили, селитру отправили на склад, где она пролежала в ожидании утилизации шесть лет. Оказалось, что в одном помещении с опасным веществом находились фейерверки, которые взорвались во время сварочных работ и привели к взрыву селитры.

По правилам хранения селитры в одном помещении с ней не должны находиться взрывоопасные материалы, но на складе были фейерверки

С 2014 года в порту Бейрута находилось 2750 тонн аммиачной селитры, ожидавшей аукциона или утилизации, сообщил ливанский телеканал LBCI со ссылкой на Высший совет обороны Ливана. Это подтвердил премьер-министр страны Хасан Диаб, пообещав наказать виновных в подобной халатности.

Я не успокоюсь, пока мы не найдём человека, ответственного за то, что случилось, чтобы привлечь его к ответственности и наложить на него самые суровые наказания, потому что недопустимо, чтобы партия аммиачной селитры, оцениваемая в 2750 тонн, находилась на складе в течение шести лет без принятия профилактических мер.

Хасан Диаб

Президент Ливана Наим Аун тоже заявил о необходимости наказать виновных, особенно учитывая, что в одном помещении с аммиачной селитрой находились легковоспламеняющиеся и взрывоопасные материалы. И это было зафиксировано в отчётах безопасности.

Аммиачную селитру используют в качестве азотного удобрения и взрывчатки. Её можно хранить только в пожаробезопасных помещениях, где нет горючих материалов и угрозы возникновения огня, где нет труб, в которых могут накапливаться взрывоопасные вещества. После взрыва аммиачной селитры может выделяться токсичный оксид азота и аммиак.

По словам директора порта, груз временно хранился на причале номер 12 по решению суда, так как оно изолировано и в него «никто не входит». Во время недавнего технического осмотра помещения инспекция обнаружила вход, через который можно беспрепятственно попасть на склад. Рабочим поручили заварить одну из дверей, а у другой поставить охрану.

В учётной записи службы безопасности говорится, что во время сварки искры попали на фейерверки, которые находились в том же помещении, а затем сдетонировало 2750 тонн селитры, что эквивалентно 1800 тоннам тротила, сообщил LBCI. По данным телеканала, порт практически разрушен, в том числе главный зерновой бункер Ливана. По словам министра экономики и торговли страны Рауля Нехме, пшеницы в стране хватит «меньше, чем на месяц».

Порт Бейрута после взрыва. На заднем плане зерновое хранилище

Контрафактную селитру должны были утилизировать сразу, но она пролежала шесть лет. А владелец забыл про экипаж судна

23 сентября 2013 год судно Rhosus под молдавским флагом отплыло из грузинского порта Батуми, направляясь в Бейеру в Мозамбике, говорится на сайте Shiparrested.com. На борту находилось 2750 тонн аммиачной селитры для продажи. По пути из-за технических проблем корабль вошёл в порт Бейрута, а после осмотра судна Государственным портовым контролем Ливана ему запретили выходить в море.

Судном Rhosus владела Teto Shipping Ltd., принадлежавшая хабаровчанину Игорю Гречушкину. Компания зарегистрирована на Кипре — там же проживал её владелец.

На борту Rhosus находилось 10 человек — девять граждан Украины и один россиянин. После задержания судна власти Ливана согласились отпустить экипаж, если на замену ему пришлют другой, однако, по словам капитана команды Бориса Прокошева, Гречушкин отказался оплачивать содержание команды корабля.

Шестерых членов экипажа ливанские пограничники отпустили на родину после обращения к украинскому консулу, а четверо остались для поддержания жизнедеятельности судна. Капитан корабля сообщил, что Гречушкин «фактически бросил судно и оставшийся экипаж», заявив, что обанкротился.

Экипаж корабля Rhosus в Ливане Фото vo.od.ua

Члены команды не получали деньги на содержание и остались полностью без провизии и связи, так как интернет, телефон и спутниковую связь (инмарсат) владелец судна не оплачивал. Прокошев сообщил, что эммиграционные власти Ливана забрали у экипажа документы.

По мнению Прокошева, оставшийся экипаж не отпускали из-за того, что в таком случае руководству порта пришлось бы нанимать новых сотрудников для обслуживания судна, но «естественно, нести расходы они не хотят». По той же причине контракт не заключали с украинской командой.

Содержание арестованного судна должно быть заботой портовых властей, так как они арестовали судно, и она не должна решаться за счёт людей, уже прекративших согласно условиям контракта трудовые отношения. Фактически получается, что против нас совершается террористический пиратский акт.

Борис Прокошев

На форумах моряки и до задержания Rhosus неоднократно жаловались на его владельца: «Кто там отработал — нужно звание героя присваивать. Деньги постоянно задерживает, в судно ничего не вкладывает. Делается только то, что заприметил порт-контроль. В машине вообще полный аллес. Кожух прогорел и всё красное как в топке. Урезал деньги на питание. Постоянно канючит, что моряки много кушают. Ни совести, ни стыда у такого судовладельца».

Один из бывших членов экипажа рассказывал, на «убитом» судне регулярно происходили поломки: «Топливная система главного двигателя не приспособлена для [марки мазута] IFO, но [нас] заставляли ездить на мазуте [до тех пор], пока стармех наотрез не отказался это делать, когда как на сепараторе разлетелось колесо».

Ещё один моряк считает, что на судне может работать «только сумасшедший»: «Судно в ужасном состоянии. Условий для проживания нет никаких вообще. Кормят чем попало, давали по одному куску хлеба на брата. Зарплату выплатили только когда закончился контракт, а так сидели без денег всё время».

В конце 2013 года родственники экипажа обратились в фонд «Ассоль», который помог членам команды финансово, а также отправил обращения властям Ливана, Украины, Молдавии и в организацию «Красный крест». Спустя год после задержания судна 18 сентября 2014 года оставшихся моряков отпустили домой.

#взрыввбейруте #происшествия