Разборы
Саша Кириллова

Зачем приняли закон о просветительской деятельности и чем он грозит учёным, популяризаторам науки и кураторам

Подробно о законе, который критикуют учёные и авторы просветительских проектов.

Фото «Кружка»

Закон о «просветительской деятельности» внесли в Госдуму в ноябре 2020 года и приняли менее чем за полгода: 5 апреля его подписал Владимир Путин. Документ вносит поправки в закон «Об образовании»: определяет, что такое «просветительская деятельность», и вводит на неё ограничения.

Инициаторы проекта считают важной борьбу с «антироссийскими силами», а учёные и просветители критикуют его за расплывчатость формулировок и цели. Поправки вступают в силу 1 июня 2021 года.

Кто придумал закон о «просветительской деятельности» и как обосновывают его необходимость

Инициаторы законопроекта о «просветительской деятельности» — группа из 14 парламентариев и сенаторов во главе с Андреем Климовым. Большинство из «Единой России» (9 человек), по два из ЛДПР и «Справедливой России», один из КПРФ. Все они были соавторами закона, позволяющего признавать иностранными агентами физических лиц.

По мнению разработчиков, поправки помогут оградить школьников и студентов от «антироссийских сил», которые «бесконтрольно» реализуют пропагандистские мероприятия, направленные «на дискредитацию проводимой государственной политики, пересмотр истории» и «подрыв строя».

В пояснительной записке отмечается, что закон поможет распространить достижения отечественной науки, культуры и исторического наследия, а также создаст условия для развития личности и формирования активной гражданской позиции.

Ещё одним аргументом законодателей стала борьба с терроризмом. Климов говорил, что «ИГИЛ и другие подобные организации тоже считают, что занимаются просвещением», и объяснял размытость формулировок тем, что с такой деятельностью не удаётся бороться «прямыми чёткими, прозрачными способами».

Глава Совфеда Валентина Матвиенко подкрепила необходимость поправок примером из Ленинградской области, где профессор прочитал учителям лекцию о «мифе про холокост». При этом мероприятие носило официальный характер и организовывалось правительством области. Получается, что его и так проконтролировало государство, но ошибки избежать не удалось.

В чём суть поправок в закон об образовании

  • Новый термин: просветительская деятельность – это деятельность, направленная на распространение знаний с целью интеллектуального, физического, творческого, профессионального и духовно-нравственного развития.
  • Закон не распространяется на официальные образовательные программы школ и вузов.
  • Контролировать просветительскую деятельность должно правительство. Её ведение требует лицензии.
  • Любой договор с иностранными преподавателями и международные конференции образовательным учреждениям нужно согласовывать с Минобрнауки или Минпросвещения. Порядок согласования пока не определён.
  • Нельзя использовать просветительскую деятельность для разжигания розни — социальной, расовой, национальной и религиозной. Подробности не уточняются.

За что критикуют закон о «просветительской деятельности»

Инициатива вызвала негативную реакцию ещё до рассмотрения в Госдуме. Комитет по образованию и науке хотя и рекомендовал принять документ, раскритиковал его за слишком широкое понятие термина и за то, что поправки в закон об образовании направлены на регулирование деятельности вне образовательных программ.

То, что термин размыт, заметили и на нулевых чтениях в Общественной палате. Участвовавшие в заседании учёные обратили внимание на то, что под такое определение попадают любые образовательные сайты, ютуб-каналы, подкасты и не только.

Против законопроекта выступили и учёные: обращение с требованием отозвать поправки направил президиум РАН, а в газете «Троицкий вариант — Наука» опубликовали декларацию с призывом не соблюдать новые нормы. Её подписали более 1700 человек, среди которых — академики РАН, профессора российских вузов и популяризаторы науки.

Научный сотрудник ГАИШ МГУ Сергей Попов создал петицию, в которой подчёркивал, что «многие просветительские проекты, основанные на энтузиазме их участников, могут оказаться под угрозой исчезновения». Она собрала более 245 тысяч подписей.

Критике подверглись необходимость согласовывать международные мероприятия и договоры с иностранным преподавателями, желание государства взять просвещение под контроль и, опять же, размытость понятия просветительской деятельности.

Просветители и учёные в разговоре с TJ выразили мнение, что авторов закона мало волнует судьба просвещения, а цель поправок — получить ещё один репрессивный инструмент.

Каких видов просветительской деятельности коснётся закон и чем он может им грозить

Просветители, с которыми поговорил TJ, отмечают, что из-за расплывчивости формулировок закона и отсутствия уточняющих постановлений пока совершенно непонятно, как он будет действовать и что необходимо предпринять, чтобы себя обезопасить.

Создатель проекта «Русские летописи» Владимир Коршаков отметил, что в нынешнем виде закон «совершенно резиновый», то есть содержит слишком много условностей. В нём напрямую не указано, что просветителям нельзя делать и какой орган будет за ними следить. Вероятнее всего, уточнений стоит ожидать в подзаконных актах.

«Сейчас лицензированием и аккредитацией учреждений образования занимается Рособрнадзор, вероятнее всего, ему поручат следить и за просветительской деятельностью», — предположил историк.

По мнению популяризатора науки и создателя портала «Антропогенез.ру» Александра Соколова, закон может сильно повлиять на организацию научных мероприятий. Он отметил, что лектор может долго «отмахиваться от всяких лицензий», так как таких как он слишком много и всех проконтролировать невозможно. В то время как организация крупного научно-просветительского мероприятия — совсем другое дело.

Мероприятие, где выступает сразу человек 20 популяризаторов, а в зале сидит 1000 человек, бросается в глаза. Всё на виду у всех. Для проведения форума или фестиваля, элементарно, нужна площадка, а приличных площадок немного даже в Москве. Условно говоря, ты приходишь договариваться о помещении, а тебе первый вопрос: лицензия где? И так далее. Тут закрутить гайки гораздо, гораздо проще.

Александр Соколов

Руководительница отдела мероприятий «Бумаги», где проводят Science Slam и Science Bar Hopping, Екатерина Юшкевич отметила в разговоре с TJ, что по закону просветительской деятельностью можно назвать почти всё. «И не важно, рассказываешь ли ты про чёрную дыру или крокодилов („распространение знаний“), учишь людей строить сарай („формирование умения“) в инстаграме или выбирать машину в ютуб-блоге („распространение опыта“)», — отметила она.

По словам Юшкевич, в тексте закона говорится, что заниматься просветительской деятельностью могут только те, кто имеет на это право, но как его обрести — пока что совершенно непонятно.

Куратор выставок Лизавета Матвеева рассказала, что пока необходимо ждать принятия уточняющих подзаконных актов, но, по её мнению, в итоге закон может коснуться очень многих видов просветительской деятельности.

Любая выставка сопровождается публичной программой, в которую могут входить экскурсии, арт-медиации, лекции, мастер-классы, паблик-токи, дискуссии и прочее, — и всё это, безусловно, разновидность просветительской деятельности. Если на каждое такое мероприятие придётся получать разрешение, боюсь, количество таких событий сократится или мы все окончательно уйдём в андеграунд.

Лизавета Матвеева

Некоторые просветители считают, что закон будет носить избирательный характер и использоваться в нужных власти случаях. Секс-блогер Татьяна Никонова, которая в том числе читает лекции о сексуальном просвещении, рассказала, что сомневается в том, что потребуется согласовывать каждую просветительскую работу: «У государства просто нет ресурсов на создание такого чиновничьего аппарата». При этом она отметила, что теперь появится возможность схватить любого, «кто перебежит дорогу».

Что будут делать просветители

Большинство просветителей, опрошенных TJ, заявили, что пока не видят смысла предпринимать какие-то шаги до появлений уточняющих постановлений правительства.

Основатель «Школы Маскелиаде», где обучают созданию музыки, Антон Маскелиаде сообщил TJ, что законопроект может повлиять на его деятельность, но он бы не хотел «давать подсказки». Пока он намерен просто наблюдать, так как про действия говорить рано.

Блогер Татьяна Никонова считает, что на её работе закон может сказаться только в случае, если она «начнёт кому-то досаждать». «Формально большинство моих площадок находится в иностранных сервисах, а от трансляции блога в „Одноклассниках“ я могу и отказаться», — отметила она.

Фото Science Slam

Екатерина Юшкевич из «Бумаги» рассказала TJ, что в медиакомпании пока не понимают, что будет с мероприятиями, которые они проводят с учёными. «Очевидно, что Science Slam и Science Bar Hopping — это просветительская деятельность. Плана нет, потому что пока нет даже примерного понимания того, что потребуется от нас как от организаторов», — заявила она.

По мнению историка Коршакова, возможны три варианта. Закон рискует превратиться в мертворождённый проект по типу «реестра блогеров» Роскомнадзора. Еще он может стать чем-то инструментов вроде закона о иностранных агентах: под удар будут попадать отдельные люди и организации, что приведёт к самоцензуре. Третий сценарий — повторение практики применения статьи 20.3 КоАП о пропаганде нацизма.

Не исключён и третий сценарий — это практика применения статьи 20.3 КоАП, запрещающей «пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики». Как мы помним, на основании этой статьи до февраля 2020 года в массовом порядке штрафовали людей и за скриншоты из советских военных фильмов, и за антифашисткий мультфильм про Дональда Дака, и даже за фотографию с парада в июне 1945 года. В случае третьего сценария многим, наверное, и мне тоже, придётся отказаться от того, чтобы постить контент, направленный «на распространение знаний, умений, навыков», и перейти к контенту, направленному исключительно на деградацию — за него пока никаких санкций не предусмотрено.

Владимир Коршаков

#образование #наука