{"id":906,"title":"\u0427\u0442\u043e \u043f\u043e\u043b\u0435\u0437\u043d\u043e\u0433\u043e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u0441\u0434\u0435\u043b\u0430\u0442\u044c \u0438\u0437 \u0440\u044b\u0431\u044c\u0435\u0439 \u0447\u0435\u0448\u0443\u0438","url":"\/redirect?component=advertising&id=906&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/316632-odezhda-kotoraya-rastet-vmeste-s-rebenkom-biotoplivo-i-krossovki-iz-chaynogo-griba&placeBit=1&hash=413af13d844da7e84c97fdf1d29e78ebf1a11a0edd61d068a8ddf7c16768b86e","isPaidAndBannersEnabled":false}
Разборы
Саша Кириллова

Зачем приняли закон о просветительской деятельности и чем он грозит учёным, популяризаторам науки и кураторам Статьи редакции

Подробно о законе, который критикуют учёные и авторы просветительских проектов.

Фото «Кружка»

Закон о «просветительской деятельности» внесли в Госдуму в ноябре 2020 года и приняли менее чем за полгода: 5 апреля его подписал Владимир Путин. Документ вносит поправки в закон «Об образовании»: определяет, что такое «просветительская деятельность», и вводит на неё ограничения.

Инициаторы проекта считают важной борьбу с «антироссийскими силами», а учёные и просветители критикуют его за расплывчатость формулировок и цели. Поправки вступают в силу 1 июня 2021 года.

Кто придумал закон о «просветительской деятельности» и как обосновывают его необходимость

Инициаторы законопроекта о «просветительской деятельности» — группа из 14 парламентариев и сенаторов во главе с Андреем Климовым. Большинство из «Единой России» (9 человек), по два из ЛДПР и «Справедливой России», один из КПРФ. Все они были соавторами закона, позволяющего признавать иностранными агентами физических лиц.

По мнению разработчиков, поправки помогут оградить школьников и студентов от «антироссийских сил», которые «бесконтрольно» реализуют пропагандистские мероприятия, направленные «на дискредитацию проводимой государственной политики, пересмотр истории» и «подрыв строя».

В пояснительной записке отмечается, что закон поможет распространить достижения отечественной науки, культуры и исторического наследия, а также создаст условия для развития личности и формирования активной гражданской позиции.

Ещё одним аргументом законодателей стала борьба с терроризмом. Климов говорил, что «ИГИЛ и другие подобные организации тоже считают, что занимаются просвещением», и объяснял размытость формулировок тем, что с такой деятельностью не удаётся бороться «прямыми чёткими, прозрачными способами».

Глава Совфеда Валентина Матвиенко подкрепила необходимость поправок примером из Ленинградской области, где профессор прочитал учителям лекцию о «мифе про холокост». При этом мероприятие носило официальный характер и организовывалось правительством области. Получается, что его и так проконтролировало государство, но ошибки избежать не удалось.

В чём суть поправок в закон об образовании

  • Новый термин: просветительская деятельность – это деятельность, направленная на распространение знаний с целью интеллектуального, физического, творческого, профессионального и духовно-нравственного развития.
  • Закон не распространяется на официальные образовательные программы школ и вузов.
  • Контролировать просветительскую деятельность должно правительство. Её ведение требует лицензии.
  • Любой договор с иностранными преподавателями и международные конференции образовательным учреждениям нужно согласовывать с Минобрнауки или Минпросвещения. Порядок согласования пока не определён.
  • Нельзя использовать просветительскую деятельность для разжигания розни — социальной, расовой, национальной и религиозной. Подробности не уточняются.

За что критикуют закон о «просветительской деятельности»

Инициатива вызвала негативную реакцию ещё до рассмотрения в Госдуме. Комитет по образованию и науке хотя и рекомендовал принять документ, раскритиковал его за слишком широкое понятие термина и за то, что поправки в закон об образовании направлены на регулирование деятельности вне образовательных программ.

То, что термин размыт, заметили и на нулевых чтениях в Общественной палате. Участвовавшие в заседании учёные обратили внимание на то, что под такое определение попадают любые образовательные сайты, ютуб-каналы, подкасты и не только.

Против законопроекта выступили и учёные: обращение с требованием отозвать поправки направил президиум РАН, а в газете «Троицкий вариант — Наука» опубликовали декларацию с призывом не соблюдать новые нормы. Её подписали более 1700 человек, среди которых — академики РАН, профессора российских вузов и популяризаторы науки.

Научный сотрудник ГАИШ МГУ Сергей Попов создал петицию, в которой подчёркивал, что «многие просветительские проекты, основанные на энтузиазме их участников, могут оказаться под угрозой исчезновения». Она собрала более 245 тысяч подписей.

Критике подверглись необходимость согласовывать международные мероприятия и договоры с иностранным преподавателями, желание государства взять просвещение под контроль и, опять же, размытость понятия просветительской деятельности.

Просветители и учёные в разговоре с TJ выразили мнение, что авторов закона мало волнует судьба просвещения, а цель поправок — получить ещё один репрессивный инструмент.

Каких видов просветительской деятельности коснётся закон и чем он может им грозить

Просветители, с которыми поговорил TJ, отмечают, что из-за расплывчивости формулировок закона и отсутствия уточняющих постановлений пока совершенно непонятно, как он будет действовать и что необходимо предпринять, чтобы себя обезопасить.

Создатель проекта «Русские летописи» Владимир Коршаков отметил, что в нынешнем виде закон «совершенно резиновый», то есть содержит слишком много условностей. В нём напрямую не указано, что просветителям нельзя делать и какой орган будет за ними следить. Вероятнее всего, уточнений стоит ожидать в подзаконных актах.

«Сейчас лицензированием и аккредитацией учреждений образования занимается Рособрнадзор, вероятнее всего, ему поручат следить и за просветительской деятельностью», — предположил историк.

По мнению популяризатора науки и создателя портала «Антропогенез.ру» Александра Соколова, закон может сильно повлиять на организацию научных мероприятий. Он отметил, что лектор может долго «отмахиваться от всяких лицензий», так как таких как он слишком много и всех проконтролировать невозможно. В то время как организация крупного научно-просветительского мероприятия — совсем другое дело.

Мероприятие, где выступает сразу человек 20 популяризаторов, а в зале сидит 1000 человек, бросается в глаза. Всё на виду у всех. Для проведения форума или фестиваля, элементарно, нужна площадка, а приличных площадок немного даже в Москве. Условно говоря, ты приходишь договариваться о помещении, а тебе первый вопрос: лицензия где? И так далее. Тут закрутить гайки гораздо, гораздо проще.

Александр Соколов
популяризатор науки, создатель «Антропогенез.ру»

Руководительница отдела мероприятий «Бумаги», где проводят Science Slam и Science Bar Hopping, Екатерина Юшкевич отметила в разговоре с TJ, что по закону просветительской деятельностью можно назвать почти всё. «И не важно, рассказываешь ли ты про чёрную дыру или крокодилов („распространение знаний“), учишь людей строить сарай („формирование умения“) в инстаграме или выбирать машину в ютуб-блоге („распространение опыта“)», — отметила она.

По словам Юшкевич, в тексте закона говорится, что заниматься просветительской деятельностью могут только те, кто имеет на это право, но как его обрести — пока что совершенно непонятно.

Куратор выставок Лизавета Матвеева рассказала, что пока необходимо ждать принятия уточняющих подзаконных актов, но, по её мнению, в итоге закон может коснуться очень многих видов просветительской деятельности.

Любая выставка сопровождается публичной программой, в которую могут входить экскурсии, арт-медиации, лекции, мастер-классы, паблик-токи, дискуссии и прочее, — и всё это, безусловно, разновидность просветительской деятельности. Если на каждое такое мероприятие придётся получать разрешение, боюсь, количество таких событий сократится или мы все окончательно уйдём в андеграунд.

Лизавета Матвеева
куратор ярмарки современного искусства SAM Fair и Moscow Biennale for Young Art

Некоторые просветители считают, что закон будет носить избирательный характер и использоваться в нужных власти случаях. Секс-блогер Татьяна Никонова, которая в том числе читает лекции о сексуальном просвещении, рассказала, что сомневается в том, что потребуется согласовывать каждую просветительскую работу: «У государства просто нет ресурсов на создание такого чиновничьего аппарата». При этом она отметила, что теперь появится возможность схватить любого, «кто перебежит дорогу».

Что будут делать просветители

Большинство просветителей, опрошенных TJ, заявили, что пока не видят смысла предпринимать какие-то шаги до появлений уточняющих постановлений правительства.

Основатель «Школы Маскелиаде», где обучают созданию музыки, Антон Маскелиаде сообщил TJ, что законопроект может повлиять на его деятельность, но он бы не хотел «давать подсказки». Пока он намерен просто наблюдать, так как про действия говорить рано.

Блогер Татьяна Никонова считает, что на её работе закон может сказаться только в случае, если она «начнёт кому-то досаждать». «Формально большинство моих площадок находится в иностранных сервисах, а от трансляции блога в „Одноклассниках“ я могу и отказаться», — отметила она.

Фото Science Slam

Екатерина Юшкевич из «Бумаги» рассказала TJ, что в медиакомпании пока не понимают, что будет с мероприятиями, которые они проводят с учёными. «Очевидно, что Science Slam и Science Bar Hopping — это просветительская деятельность. Плана нет, потому что пока нет даже примерного понимания того, что потребуется от нас как от организаторов», — заявила она.

По мнению историка Коршакова, возможны три варианта. Закон рискует превратиться в мертворождённый проект по типу «реестра блогеров» Роскомнадзора. Еще он может стать чем-то инструментов вроде закона о иностранных агентах: под удар будут попадать отдельные люди и организации, что приведёт к самоцензуре. Третий сценарий — повторение практики применения статьи 20.3 КоАП о пропаганде нацизма.

Не исключён и третий сценарий — это практика применения статьи 20.3 КоАП, запрещающей «пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики». Как мы помним, на основании этой статьи до февраля 2020 года в массовом порядке штрафовали людей и за скриншоты из советских военных фильмов, и за антифашисткий мультфильм про Дональда Дака, и даже за фотографию с парада в июне 1945 года. В случае третьего сценария многим, наверное, и мне тоже, придётся отказаться от того, чтобы постить контент, направленный «на распространение знаний, умений, навыков», и перейти к контенту, направленному исключительно на деградацию — за него пока никаких санкций не предусмотрено.

Владимир Коршаков
историк, автор проекта «Русские летописи»
0
117 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

А вообще пздц. Такими темпами Украина будет выглядеть привлекательной страной для ПМЖ 

92

Прибалтика лучше. Зачем ехать в нищую Украину? 

16

что бы потом махать русским паспортом и устроить еще одну непризнаную  республику 

24
Парадный каякер

просвящаться

3

В прибалтику сложнее. А на украину оч просто.

2

Дёшево, красиво, законы так не ебут, Европа под боком, отличные продукты, половина населения говорит на русском.  ред.

0

Согласен, нечего вам к нам вообще ехать.

0
Парадный каякер

Комментарий удален по просьбе пользователя

0

После событий августа в белорахе люди очень активно понаехали именно в украху. Артисты, айтишнота, рестораторы.  Упоротых переехать в Великую Россию чёт не наблюдаю.

11

Как минимум потому-то россиюшка выдает белорусов обратно, если провинился перед сельским царьком

5

Лучшие люди уехали... Рестораторы...

–2

Думаешь необразованные русские кому-то нужны?

2

Откуда ты знаешь образованный он или нет

6

Комментарий удален

Это троллинг или необоснованная токсичность?

5

Адекватный человек и не набухается, как минимум.

0
Парадный каякер

Ради дауншифтинга уж лучше в Таиланд тот же

3

у нас тут правительство и так с опережением строит дауншифтинг, зачем куда-то ехать?

6
Парадный каякер

Комментарий удален по просьбе пользователя

2

Спасибо, нам тут понаехов из России не надо.

1

Их и не будет. Никто по серьёзному не будет рассматривать такой вариант. Шило на мыло.

2

так миграция уже туда есть довольно приличная, они электронное правительство пытаются даже нормальное сделть

0

Если раньше при написании репрессивных законов читал к ним поправки и там хоть обоснование было какое-то разумное, то сейчас уже даже обоснование для этого закона - долбоебизм. "Оградить школьников от антироссийской пропаганды". 

Скоро уже при чтениях в пояснительной записке будут прямо писать: "нужен для того, чтобы сажать граждан, которым сложно подкинуть наркотики и нет явных нарушений закона" 

84

В моем городе итак нихуя не проводят почти, теперь и подавно никого везти не будут. Правильно сказали на SciOne вроде, что крупные проекты разберутся с этим, а локальные объединения студентов и пр. могут загнуться и на выходе власть получит обозленых людей, похеревших плоды своих трудов

40

вообще все сдохнет,просто потому что на лекцию надо подавать разрешение за 2 недели,очевидно что никто не будет тратить свое врмя на это.

6

Ну крупные форумы и лектории примерно так и работают как то, а вот локальные сходки в местных пространствах уже даже морочиться не станут

1

Вот-вот. Те же мысли. Только-только в нашу пердь пришли since slam с участием местных ребят, сначала корона, теперь наши дорогие граждане заседатели подключились. 

0

Теперь каждый пост в подсайт "Наука" нужно будет согласовывать с чиновниками? :)

34

Да, готовься!

20

Почему только в этот подсайт? Почти любой пост распространяет знания, а некоторые - навыки и умения

10

Комментарий удален по просьбе пользователя

7

Наконец-то за щитпостинг на ТЖ начнут сажать

6

весь Тэжэ убрать в даркнет и назвать Записки из подполья)

2

Повторюсь, беда не с мероприятиями и не с самим просвещением, это все-таки скорее интертеймент. Слушатели Попова не становятся астрофизиками, Дробышевского - антропологами, а Вахштайна - умными. Все это производится и слушается потому что "прикольно".
Беда в другом - просвещение это хобби ученых. А ученые это самое ценное что есть. И самое летучее. Запретят им заниматься невинной борьбой с обскурантизмом тут, они подумают, подумают и переедут туда где тепло, много денег и мало идиотских запретов. 

27
Парадный каякер

беда не с мероприятиями и не с самим просвещением, это все-таки скорее интертеймент

И почему это не беда? "Ну, подумаешь, поставим кучу палок в колеса интертейменту, которым сотни тысяч людей интересуются, не беда" - полностью не согласен с этим.

10

В том смысле, что многие критики говорят, что это сознательная атака сил обскурантизма и невежества, дескать необразованными проще управлять. Конечно никаких "сил" не существует, стратегически никто не мыслит и даже случайно этот закон на уровень знаний не повлияет. Но тем не менее вред нанесет. 

2

Это серьезный удар не по знаниям в области астрофизики или антропологии, но по базовым знаниям в области экономики, политологии, права. Не нужно иметь ученую степень, чтобы понимать какую безумную херню творит иногда правительство РФ в этих областях. Но с абсолютно нулевыми знаниями этого можно легко не замечать. 

7

Может быть я не совсем правильно понял ваш комментарий, но попробую возразить.

1. Научно-популярные лекции не ставят цель сделать из всех слушателей учёных. Собственно, само название как бы подразумевает.

2. Люди, которые поступают в вуз на определённое направление зачастую делают свой выбор как раз из-за научных лекций, лично знаю такие примеры. Сюда же книги и фильмы.

3. Существует и активно развивается "гражданская наука", когда люди без профильного образования участвуют в развитии науки.

4. Научно-популярные лекции развивают логическое и критическое мышления. Так же они рассказывают о реальном мире. К примеру, тема происхождения человека весьма волнительна для всех, а антрополигия не только паказывает, как это произошло, но и учит, на своём примере, логике, разумному и критическому взгляду на вещи.

5. Сами лекторы, когда их спрашивают, зачем они это делают, одной из важных причин называют то, что слушатель применяет полученные навыки даже в совсем отдалённых от темы лекций областях. К примеру, недавно Дробышевский рассказывал, как ему написал какой-то мужик с благодарностями, потому что его лекции помогли в его работе грузоперевозок.

Поэтому я считаю странной мыслью, что эти лекции слушают "чисто по приколу".

6

Пару лет назад на слете просветителей был прочитан весьма остроумный доклад, как раз на эту тему, рекомендую послушать. Назывался он, насколько я помню "Популяризация науки: от просвещения к мракобесию".

1

С такими аргументами что слушатели кого-то не становятся кем-то, можно даже Андрею Петрову запретит вести его курсы по макияжу, ведь бабищи не станут профессиональными визажистами за пару стримов с отработкой макияжа.

6

Интересно, а популяризация — это по-вашему не просвещение? Популяризаторы науки что до революции, что в СССР (и сейчас, конечно) были другого мнения, их почему-то очень заботило, чтобы людям-любителям, дилетантам, представителям других профессий стало интересно, и они продолжили самостоятельное просвещение _по мере сил и возможностей_.

Что популяризаторов не очень заботило, так это люди, которые смотрят на их аудиторию через губу и говорят "Ну нет, ВЫ, дорогой лектор, это вы наше сокровище — развлекайтесь, читайте свои докладики. А ваши зрители всё равно невежды есть, невеждами и останутся".

–1

Ага, вот узнаешь ты состав экзопланет или там размер мозга косатки и сразу не невежда. Будешь такой по главной улице ходить, на всех свысока посматривать да поплевывать. 
А если не узнаешь так невеждой и помрешь. Как лох какой-нибудь.
Да, не спорю, именно так это все и работает. 

0
Парадный каякер

Комментарий удален по просьбе пользователя

18

Там и так обходят углы, что ощущение что "одни воевали с другими за третье, закончилось чем-то, давайте уже закроем тему"

29

Комментарий удален по просьбе пользователя

5

 По мнению разработчиков, поправки помогут оградить школьников и студентов от «антироссийских сил», которые «бесконтрольно» реализуют пропагандистские мероприятия, направленные «на дискредитацию проводимой государственной политики, пересмотр истории» и «подрыв строя».

Т.е они хотят оградить школьников и студентов от российского правительства ?

21

Следующим законом запретят образование как таковое, ибо нехер умным быть.
Развиваться незачем, живи и радуйся скрепам.

12

Это полнейший трындец.

Сначала они пришли за социалистами, и я молчал — потому что я не был социалистом. Затем они пришли за членами профсоюза, и я молчал — потому что я не был членом профсоюза. Затем они пришли за евреями, и я молчал — потому что я не был евреем. Затем они пришли за мной — и не осталось никого, чтобы говорить за меня.

Когда книги начнут жечь?

10

ты может не в курсе, но пару лет назад уже вроде сжигали книги, изданные на деньги Сороса в 90-ые

0

Это очень похоже на то, чтобы люди перестали в принципе развиваться, даже самостоятельно.
Пойду перечитаю «1984».

8

Комментарий удален по просьбе пользователя

3

не запрет 
но учить уже не надо 

4
Госдума приняла закон, что с 1.07.21 физлица вправе редактировать Википедию ("деятельность, направленная на распространение знаний"), но их правки должны подчиняться порядку,условиям и формам, установленным в постановлении Правительства (которого пока нет) https://sozd.duma.gov.ru/bill/1057895-7
3

Наконец-то статья на эту тему, я полтора месяца ждал.

3

А зачем росие наука лол? 😅 Молиться умеешь, путена знаешь? Годен.

3

Лёша а все норм разобрал.

2

Он там когда не кивает Климову рассказывает про треннинги, инфоцыган и лженауку. В итоге вывод можно сделать только один - обязательно надо регулировать, а люди все тупые. Грандиозно просто разобрал.

0

У меня два вопроса:
1. Возможно, что этот закон специально рассчитан на то, чтобы не дать людям кто против власти выступать на публику с лекциями?  По-моему Светов ездил же со своими лекциями и ему постоянно пытались устроить проблемы. А тут ему можно запретить официально ездить и выступать. То есть такие палки в колёса для всех кто против власти...
2. Что этот закон против всяких пикап, бизнес тренеров и тренеров моментального успеха.
Я лично знаю некоторых людей, кто проводит пикап тренинги. Они просто снимают помещение за 1000 рублей в час (или сколько там аренда стоит), берут с каждого человека например по 3000 рублей за 2ухдневный тренинг, а человек там на тренинге всего 30, вот и получается чистый и большой профит за пару дней работы. А так с этим законом их можно будет поджать?

Или я не правильно понял закон?

1

Каждый раз умиляет когда обычную экономическую деятельность описывают с возмущением, вы посмотрите какой подлец, как он посмел иметь такую прибыль?!
Если бы Климов знал бы про пикап, уверен он поддержал бы твое возмущение - как так, зарабатывает, а рогатым не откатывает. Но Климов не знает про пикап и закон он придумал не для них. И даже не для оппозиции. Ему просто надо  отчитываться об успехах в борьбе, вот он и с большим трудом и нашел область человеческой деятельности еще не охваченную лицензированием и при этом не имеющую сильных лоббистов. 

3

Все дружно вспоминаем культурную революцию в Китае и к чему это привело... нда. По-ходу просветителей этих история ничему не учит, ибо они не знают саму эту историю. Чему они собираются учить нас спрашивается? Деградация...

1

Как чему? Родину любить :(

2

Климов - молодец!

–29

Комментарий удален

Большинство просветителей, опрошенных TJ, заявили, что пока не видят смысла предпринимать какие-то шаги до появлений уточняющих постановлений правительства.

Ну да, а потом просветители будут верещать "ЗАЩООООООО???"

1

На самом деле, удивительно, как воры и подлецы, засевшие наверху, готовы загнать страну в средневековье - даже не ради прямого сохранения власти - а из-за страшилок, которые придумали сами для себя. Просвещение готовы прихлопнуть просто походя, не видя в нём никакой ценности, лишь бы закрутить гайки покрепче.

0

Странная критика. А что они по-вашему, должны предпринимать? Срочно бежать за лицензиями? Куда? По какой форме? Какое ведомство их выдаёт, на каких условиях?

Нет не только процедуры получения лицензий и их формы, но даже критериев, по которым определяется, кому они нужны, и деятельности, на которую их нужно получать.

А потом открывается дверь, вы заходите и такой "ага-ага, бездействуем, значит!"

0

да просто надо выявить кто является родственниками этих деаутатишек, и их детей не пускать в любые курсы вне школы, ссылаясь на законы.

1

Ничего страшного. Учитывая, что большинство русских "просветителей" ещё те узбеки. 

–11

Комментарий удален

Комментарий удален

Вроде как, разрешение на сотрудничество с иностранцами обяжут получать только образовательные учреждения (школы, ВУЗы), а не просветителей

0

Да, это так. Я добавила уточнение про учреждения в текст, хотя там и не было сказано, что это для просветителей. 

1

Лежать!

0

Так ну ты в принципе за дрессировщика сойдешь, ожидай приглашения

0

Американскому культурному центру крышка?

0

Вы ведёте просветлительную работу штраф всем нах

0

Т.е. если я запилю обучающие видосы на ютубчике, или сделаю онлайн-курсы - это тоже теперь вне закона???

0

Комментарий удален

Комментарий удален

Контролировать просветительскую деятельность должно правительство. Её ведение требует лицензии.

"детишки! два плюс два равно четыре."
"Слышь лицензия есть?"

0

Как мы помним, на основании этой статьи до февраля 2020 года в массовом порядке штрафовали людей и за скриншоты из советских военных фильмов, и за антифашисткий мультфильм про Дональда Дака, и даже за фотографию с парада в июне 1945 года.

Вот так и работают законы. Лишь бы выполнить план. Пиздец...

0

Комментарий удален

На закон этот поебать всем будет, просто выборочно будут применять к совсем неугодным. И без этого достаточно причин уёбен зе
битте. 

0

Извините, пожалуйста, но Татьяна Никонова умерла в начале мая. Лекции она уже не читает.

0
Читать все 117 комментариев
null