Дизайн и архитектура
kate

Восстановление Бейрута: взрыв в порту повредил сотни исторических зданий — но заново выстроить их мешает кризис

Архитекторы опасаются, что дома османского и французского периода будут сносить для строительства новых, оправдываясь сильными разрушениями.

Строительные леса поддерживают потолок в повреждённом взрывом доме в Бейруте Фото Билала Джавиша, Xinhua

Почти полгода назад в ливанском порту в Бейруте прогремели несколько мощных взрывов, унёсших жизни почти двух сотен людей. Без жилья остались 300 тысяч человек — часть из них жили в исторических кварталах столицы, близких к порту. Восстановление города продвигается медленно из-за экономического кризиса в стране.

Архитекторы и историки опасаются, что важную историческую ткань города не удастся сохранить из-за высокого интереса к этим местам девелоперов — так уже было после гражданской войны. И пока у властей нет денег на быстрое восстановление зданий османского и французского периода, организации и неравнодушные жители консервируют постройки, а жители вынуждены оставить квартиры и съехать в другое жильё.

Взрыв оставил без дома 300 тысяч человек и нанёс ущерб историческому архитектурному наследию

4 августа в ливанской столице Бейруте прогремели мощные взрывы 2750 тонн аммиачной селитры, хранившейся в городском порту. Взрыв был такой силы, что в первые секунды до фундамента разрушил постройки вблизи порта и сильно повредил или уничтожил здания в радиусе почти 1,5 километров. Погибло около 190 человек, а пострадало больше 6,5 тысяч.

Восемь тысяч зданий по оценкам ЮНЕСКО (по данным совета министров Ливана — 50 тысяч зданий) были либо полностью разрушены, либо сильно повреждены: лишились части стен, окон и дверей. От взрыва пострадали 208 школ и девять больниц, а также около 640 важных исторических построек периода османского владычества и французского мандата, в том числе музеи и библиотеки. Жилья лишились около 300 тысяч человек.

Общий ущерб от взрыва правительство оценило в 15 миллиардов долларов, что заметно ударит по экономике Ливана, и без того находящейся в трудном положении. За год местная валюта потеряла 80% цены, что делает восстановление города ещё более сложной задачей.

Фото Мохамеда Азакира, Reuters / Scanpix / LETA

Фото Хасана Амара, AP / Scanpix / LETA

Что с разрушенными зданиями сейчас: многие уехали из домов, а у музеев не хватает денег на восстановление

Сохранением повреждённого исторического наследия Бейрута занялась команда из 70 волонтёров во главе с местным архитектором Гилбертом Николасом. Их главной задачей стало консервирование важных городских зданий от непогоды и дальнейших разрушений — до тех пор, пока их не смогут восстановить, а на это могут уйти годы. В них находились ценные исторические экспонаты: произведения искусства, книги и керамика.

Мы хотели сохранить «душу» города и его ткань, чтобы жители в нём оставались.

Гилберт Николас

Из-за возросшего курса доллара строительные материалы стали стоить в несколько раз дороже. Резко вырос спрос, например, на стёкла, которые приходится ждать неделями. Восстановление исторических зданий вызывает не только материальные сложности. Дерево, стекло и декор, использовавшийся при строительстве в 19 и 20 веке, сейчас найти или сложно, или невозможно.

При взрыве пострадали бейрутский дворец и музей современного искусства Сурсок. Здание построили в 1912 году как дом коллекционера Николоса Сурсока, а в середине 20 века в нём расположился одноимённый музей. В музее хранятся картины, скульптуры, ценные книги и карты. Сейчас он закрыт — в этом году планируют открыть только часть экспозиции.

Музей Сурсока после взрыва Фото WSJ

Повреждены 57 из 130 экспонатов, разрушена часть крыши и мансардные окна, а лифт требует ремонта. Главная сложность — восстановить витражи. Проблема даже не в деньгах, а в отсутствии редких стёкол — нанятый музеем ремесленник до сих пор не смог их найти.

Выбитые окна в музее Сурсока Фото WSJ

Выбитые витражные окна сделали здание уязвимым для низких температур и влажности, которые могли навредить экспонатам. По оценке музея, на восстановление ему необходимо около трёх миллионов долларов. Но пока собрали лишь 700 тысяч долларов, 500 тысяч из которых выделил Альянс по защите наследия в зонах конфликтов. Остальное — пожертвования. Деньги пошли на герметизацию крыши, окон, дверей и стен.

Разрушенный потолок в одном из залов музея Сурсока

Из-за взрыва целый район лишится своей особенной атмосферы, так как у многих жителей и владельцев бизнеса и галерей нет денег на восстановление повреждённых зданий, отметила директор музея Зейна Арида. «По сути, мы теряем в некотором роде дух Бейрута», — добавила руководитель.

Пострадала государственная библиотека — при взрыве выбило двери и больше сотни окон, обвалились некоторые стены в помещениях и вышли из строя две комнаты с регулируемой температурой для редких книг. По словам сотрудников, главной проблемой после взрыва стали колебания температур и тараканы, съедающие ценную бумагу. Бороться с насекомыми химическими средствами нельзя, так как они повредят книги.

Фото WSJ

Фото WSJ

Библиотека пока закрыта в ожидании ремонта — он затягивается из-за отсутствия в стране алюминия и стекла, отметило руководство. «Эта библиотека — это наследие и самобытность Ливана. Если у нас нет библиотек, что у нас есть?», — добавила проректор.

Жители исторических зданий вынуждены покидать свои дома из-за отсутствия денег на ремонт. Квартиры в зданиях эпохи французского мандата, находящиеся неподалёку от бейрутского порта, лишились деревянных ставней и окон.

Повреждённая улица Гурард с исторической застройкой времён французского мандата Видео WSJ

Одна из жительниц французского мандатного дома и архитектор Надин Голам Кассаб заклеила окна полиэтиленовой плёнкой и временно съехала в другое жильё. Женщина опасается, что не сможет восстановить исторические деревянные элементы, так как в них использовались определённые турецкие породы дерева.

Женщина в своей квартире в районе Геммайзе Фото Патрика База, AFP

Строительные леса поддерживают потолок в повреждённом взрывом доме в Бейруте Фото Билала Джавиша, Xinhua

Архитекторы, историки и жители опасаются, что повреждением домов на дорогой площади воспользуются застройщики

Бейруту не впервые приходится восстанавливаться от крупных потерь. После гражданской войны в Ливане в 1975-1990 годах множество зданий в столице было разрушено, а их восстановлением занялась частная компания. Тогда действия властей критиковали, так как девелопер руководствовался интересами бизнеса — часть исторических зданий уничтожили, построив на их месте элитное жильё и торговые площади. При этом несколько важных построек начала 20 века остались разрушенными.

Историки, архитекторы и местные жители опасаются, что взрыв в Бейруте, разрушивший или повредивший многие исторические здания, станет поводом возобновления политики сноса французского и османского архитектурного наследия страны. Архитектор и реставратор Грейс Рихан Ханна считает, что в ближайшее время могут активизироваться спекуляции с недвижимостью в историческом районе Бейрута: «Мы боимся потерять наше наследие, потому что есть люди, которые хотят воспользоваться этим».

Наш муниципалитет — самый богатый и коррумпированный в стране, и нет уверенности, что он установит надлежащие правила [сохранения архитектуры]. До этого взрыва мы уже потеряли большую часть наших исторических зданий. Сейчас, когда мы пытаемся спасти жизни, они уже манипулируют ценами на стекло.

Амира Солх

Ещё до взрыва владельцы квартир в домах османского и французского периода подвергались давлению: перекупщики уговаривали их продать квартиры в историческом доме. СМИ рассказывают историю фотографа и таксиста Бассаму Бассила. Взрыв разрушил стену дома и окна с тройными арками, сделав его квартиру фактически террасой. У мужчины нет денег на восстановление дома, поэтому ему пришлось съехать вместе с семьёй.

Повреждённый взрывом дом османской эпохи в районе Ашрафии Фото Махмут Гельди, Anadolu

Опасаться масштабного сноса повреждённых зданий и строительства нового элитного жилья, как в прошлом, пока не стоит. Контролем исторического наследия занялось ЮНЕСКО и местные организации. Высший совет городского планирования Бейрута временно ограничил операции с недвижимостью в повреждённых районах. ЮНЕСКО уже начало восстановление школ и важных культурных зданий.

Повреждённая школа в Бейруте Фото Фуада Шуфани, ЮНЕСКО

Созданная после взрыва организация Beirut Built Heritage Rescue 2020 проверит повреждения и временно «законсервирует» здания. Архитектор Грейс Ханна с управлением древностей и местными властями уже оценили разрушения около пяти тысяч зданий. Около 100 из них уже защищают от влаги и дождя.

Защита домов от дождей Фото Beirut Built Heritage Rescue 2020

Защита домов от дождей Фото Beirut Built Heritage Rescue 2020

Защита домов от дождей Фото Beirut Built Heritage Rescue 2020

Однако реконструкция исторических зданий — лишь одна из проблем взрыва, считает заведующая кафедрой архитектуры Ливанского университета Нотр-Дам Кристин Мэди. «Опасность не в физической реконструкции. Опасность заключается в потере социальной структуры, существующей на этих улицах», — добавила Мэди.

#взрыввбейруте #архитектура #дизайн #происшествия