Беларусь
Максим Рычков

Раскол на два флагеря: почему у Белоруссии есть официальная и «протестная» эмблемы?

Бело-красно-белый флаг называли нацистским, от него отказались на референдуме, а его защитников сравнивали с полицаями. Теперь он может снова стать государственным.

Фото Global Look Press

Протесты августа 2020 года в Белоруссии имеют немаловажное символическое измерение. Сторонники оппозиции используют бело-красный-белый флаг, для краткости называемый БЧБ («бела-чырвона-белы» на белорусском). В разных городах им заменяют вывешенные у административных зданий официальные флаги государства — красно-зелёные, которым верны бойцы силовых структур и гражданские сторонники Александра Лукашенко.

Спор о том, какой флаг «правильнее» для страны не нов. Белорусы полемизировали на этот счёт всю постсоветскую историю республики. Каждая из двух сторон объявляла свой выбор единственно истинным, а альтернативный вариант позиционировала как не имеющий отношения к белорусской истории новодел.

Силы у противников долгое время были неравны. Сторонников красно-зелёного флага всецело поддерживало государство, а публичная демонстрация бело-красно-белого считалась правонарушением. Власти регулярно напоминали белорусам, что официальный флаг — народный, что это память о победе над фашизмом и других достижениях страны в советскую эпоху.

А БЧБ благонадёжному гражданину республики полагалось считать не больше чем эмблемой соотечественников-полицаев в Великую Отечественную войну. Государственная пропаганда напоминала, что белорусы сами отказались от «неправильного» флага на референдуме в 1995 году. Но последние события в стране показывают, что бело-красно-белый флаг может взять реванш у двухполосного конкурента.

От Литовского княжества до Февральской революции

Сторонники бело-красно-белого флага связывают его законность с историей Великого княжества Литовского. Это государство со смешанным балтийско-славянским населением существовало на территории современных Литвы и Белоруссии.

Исторически соперниками ВКЛ выступали рыцарские немецкоязычные ордена Прибалтики и Московское княжество, а главным союзником — Польское королевство. В середине 16 века Польша и Литовское княжество объединились в единое союзное государство Речь Посполитую.

Битва под Оршей 1514 года — одна из последних крупных побед польско-литовских войск над Русским царством и одно из первых свидетельств об использовании бело-красных флагов в ВКЛ Картина Ганса Крелла

Главным символом ВКЛ служил герб «Погоня». На нём изображался вооружённый воин верхом на коне. Эту же эмблему обычно нашивали и на боевых красных или красно-белых знамёнах.

Вместе с ними в польско-литовском войске использовали и более маленькие флажки, хоругви. В современных белорусских национал-консервативных кругах родословную БЧБ-флага возводят именно к ним. Идентичность цветов подтверждают многие средневековые хронисты вроде Яна Длугоша или Мартина Бельского.

О полном тождестве речь не идёт. На известной картине «Битва при Орше 1514 года» автор запечатлел не трёхполосные, а белые с красным крестом флажки у литовской кавалерии.

В конце 18 века, с разделами Речи Посполитой и ликвидацией Великого княжества Литовского, белый и красный цвета не исчезли из белорусской культуры. Их использовали в эмблемах местных воинских частей, традиционной одежде, на гербах городов. Красные и белые ленты служили символикой участвовавшим в Польском восстании 1863-1864 годов белорусам.

Власти Российской империи вели в целом русификаторскую политику на белорусских землях, но с наследием ВКЛ в их геральдике не боролись. Такой вариант герба действовал в Витебской губернии в середине 19 века Из собрания Анатолия Титова

В 1917 году, после Февральской революции в Российской империи, с подъёмом этнических движений белорусские националисты захотели получить собственный полноценный флаг. Проект разработал архитектор Клавдий Дуж-Дужевский. Он взял традиционные белый и красный цвета и придал им классическую для европейского флага форму полотнища из трёх равновеликих полос. Так и появился БЧБ-флаг.

Виртуальная республика с реальным флагом

Бело-красно-белое полотнище быстро получило признание у разных белорусских политических организаций. В декабре 1917 года этот флаг в Минске подняли участники Первого Всебелорусского съезда.

Следующей весной БЧБ-флаг впервые стал номинально государственным. 25 марта 1918 года в Минске местные националисты провозгласили Белорусскую народную республику. Её гербом в память о ВКЛ выбрали «Погоню», а флагом утвердили разработанное Дуж-Дужевским полотнище.

Одна из первых публичных демонстраций белорусской символики в Минске состоялась в феврале 1918 года, после оставления города большевиками Снимок из журнала «Стража» 

Де-факто БНР являлась виртуальным образованием. В том же марте 1918 года белорусские земли по условиям Брестского мира Германии и её союзников с Советской Россией оккупировала кайзеровская армия. Немецкие военные мирились с существованием белорусского «государства» в Минске, но уже в пригородах столицы у руководства БНР заканчивалась всякая власть.

В ноябре 1918 года, с поражением Германии в Первой мировой войне, за власть над Белоруссией стали воевать Польша и Советская Россия. В планы обоих противников белорусская независимость не входила. В 1921 году Москва и Варшава разделили территорию современной республики на две примерно равные части. БНР продолжила своё существование в эмиграции.

Белое и красное

После краха БНР бело-красно-белый флаг не канул в лету. Активнее его использовали в ставших частью Польши западных областях. Знамя служило одним из символов сопротивления ассимиляторской политике польских властей в отношении этнических меньшинств.

Помнили о БЧБ и в советской части Белоруссии. Речь идёт не только об участниках антибольшевистского Слуцкого восстания, но и о белорусских коммунистах. В 1920-х годах местные партийные круги неоднократно предлагали варианты символики Белорусской советской социалистической республики с реверансами в сторону исторического флага.

Один из проектов герба БССР, 1924 год Работа Геннадия Змудинского

Успеха эти предложения не имели, так как для верхушки советского государства любое заигрывание со «старорежимными» эмблемами рассматривалось как табу. Поэтому БССР пользовалась стандартными для субъекта Советского Союза флагами.

В 1927-1937 годах это был одноцветный красный флаг со взятой в рамку аббревиатурой республики в левом верхнем углу. В 1937-1951 годах использовался его изменённый вариант, без рамки и с коммунистическими молотом и серпом. С 1939 года этот флаг развевался над всей Белоруссией, так как бывшие восточнопольские территории вошли в Советский Союз по пакту Молотова-Риббентропа. В 1941 году республику оккупировали немецкие войска.

Национальный или нацистский?

Одним из главных аргументов у противников бело-красно-белого флага служит использование этой эмблемы белорусскими коллаборационистами во время Великой Отечественной войны. Поэтому сторонники режима Лукашенко приравнивают БЧБ к нацистской символике.

Бело-красно-белые флаги на театре Янки Купалы в дни оккупации. Минск, июнь 1943 года Фото из архива ФРГ

В 1941-1945 годах красно-бело-красный флаг и герб «Погоня» действительно использовали сотрудничавшие с нацистами белорусы. В этом не было чего-то специфического, так как почти все пособники Третьего рейха позиционировали свои движения как национальные и использовали привычные соотечественникам эмблемы. В случае с Белоруссией ими стали флаг и герб бывшей БНР.

Но ни БЧБ-флаг, ни «Погоня» во время оккупации не носили официального статуса. В административном отношении Белоруссия являлась одним из округов рейхскомиссариата Остланд, фактическим владением Третьего рейха. Нацисты считали оккупированные советские республики своими колониями и отказывались давать им хотя бы марионеточную государственность. Поэтому у Белоруссии времён оккупации был только один официальный флаг — нацистский со свастикой.

«Белорусская молодёжь! Иди учиться служить белорусскому народу и Отчизне!», — бело-красно-белый флаг на плакате молодёжной коллаборационистской организации СБМ, 1943 год

Бело-красно-белое полотнище прогерманские гражданские и военные организации использовали в частном порядке. Немецкую администрацию это устраивало, так как создавало видимость «освобождения» советских граждан от большевизма, за что на словах и воевала Германия.

Противники БЧБ также упускают из виду и отказ сотрудничать с нацистами единственного на тот момент «законного правообладателя» флага, эмигрантского правительства БНР. Его лидер Василий Захарко несколько раз отклонял немецкие предложения о союзе против СССР.

Многие белорусские эмигранты-антикоммунисты сражались против Германии в составе армий западных держав. Самого автора бело-красно-белого флага Дуж-Дужевского за укрывательство евреев от истребления нацисты бросили в концлагерь.

Так что считать БЧБ сугубо эмблемой белорусских полицаев так же уместно, как и рассматривать французский триколор исключительно символикой коллаборационистского режима Филипа Петена.

Солнце над Белоруссией

Красно-зелёный флаг появился только после Второй мировой войны, в 1951 году. В 1949-1954 годах все союзные республики обзавелись новыми эмблемами взамен прежних, отличавшихся между собой только буквами на полотнищах.

О возвращении дореволюционной символики по-прежнему не шло и речи, поэтому авторы новых проектов были ограниченны в возможностях. К общей «заготовке» из советского флага полагалось вертикально или горизонтально добавлять синие, зелёные или голубые полосы.

«Тебе, Белоруссии, вечно прекрасной в своей славе, добытой в битвах и труде» Белорусский советский плакат, аллегорически изображающий республику в виде девушки

В итоге большинство флагов так и остались трудноотличимыми друг от друга. Например, у Азербайджана эмблема была с синей полосой внизу, у Армении — тоже с синей полосой, но посередине, а у Киргизии — с синей полосой посередине, только уже разделённой надвое белой линией.

Флаг БССР на общем фоне смотрелся выигрышно за счёт оригинального орнамента. Автор проекта Михаил Гусев объяснял, что вдохновился вышитым в 1917 году белорусской крестьянкой Матрёной Маркевич узором «восходящее солнце». Оммаж официальной идеологии был очевиден: каждый советский гражданин понимал, какое солнце взошло в 1917 году.

Проект настолько понравился товарищам в Минске и Москве, что их не обеспокоила социальная принадлежность создательницы орнамента. Мужа Маркевич за «антисоветскую агитацию» в 1937 году расстрелял НКВД.

Парадоксальным образом третий флаг Советской Белоруссии получился «древнее» бело-красно-белого. Идентичные вышивке Маркевич ромбические орнаменты археологи находили на стоянках древнейших жителей Белоруссии, живших там около 10 тысяч лет назад.

Советский реванш

В 1991 году Белоруссия из союзной республики стала независимым государством. Внешне в стране происходили те же процессы, что и в других субъектах бывшего СССР. Советскую символику по инициативе местных правых сил, Белорусского народного фронта во главе с Зеноном Позняком, здесь заменили на национальную.

Агитационная листовка Белорусского народного фронта,1990 год Фото zudum

Её ренессанс оказался недолгим. В начале 1990-х годов русифицированная и советизированная Белоруссия представляла собой ментально наименее готовый к суверенитету бывший субъект СССР. Ностальгию по распавшемуся государству усиливало резкое падение уровня жизни в первые годы независимости. В июле 1994 года президентские выборы выиграл широко использовавший советский тренд Александр Лукашенко.

Поскольку именно в Народном фронте Лукашенко видел главную угрозу потенциально возможной «смуты», ему нужно было покончить с политическим влиянием БНФ раз и навсегда. Сделать это можно было, лишь рубанув ростки смуты под корень, отняв у противника его главные завоевания, причём именно на референдуме, продемонстрировав ещё раз, что «народ» поддерживает не оппозицию, а его, Лукашенко.

Александр Федута

В 1995 году власть пока всё ещё единственного президента в истории страны укрепил общенациональный референдум. На голосование вынесли четыре вопроса: о государственном статусе русского языка, о президентском праве распускать парламент, об интеграции с Россией и об упразднении бело-красно-белого флага вместе с гербом «Погоня». Согласие со всеми четырьмя пунктами вписывалось в концепцию советской ностальгии, де-факто ставшей одним из столпов нового режима.

Референдуму предшествовала мощная информационная компания. Государственные СМИ с телеэкранов спекулировали на теме Великой Отечественной войны, сравнивая противников Лукашенко с пособниками нацистов.

Правый Белорусский национальный фронт объявил голосование антиконституционным. Оппозиция указывала на то, что по основному закону страны нельзя менять положения о государственном языке и официальной символике. Сторонники Лукашенко парировали тем, что по той же конституции народ, как единственный источник власти в Белоруссии, сам может определять государственные атрибуты.

Голосование состоялось 14 марта 1995 года и закончилось триумфом пропрезидентских сил. В поддержку каждой из инициатив Лукашенко официально высказалось около 80% белорусов. Оппозиция, в свою очередь, заявляла о систематических нарушениях при голосовании. Итоги референдума не признали и международные наблюдатели.

Правая оппозиция протестует против инициативы Лукашенко (вверху) о референдуме, 11 апреля 1995 года Фото из Белорусского государственного архива

Но последствий это не имело: Лукашенко добился контроля над парламентом и упразднения ненавистной ему «националистической» символики. Ей на смену пришёл третий флаг БССР, только с обновлённым орнаментом, изменёнными пропорциями полос и без серпа с молотом. Эта реставрация стала единственной в своём роде на всём постсоветском пространстве.

Из андеграунда — на площади

Все следующие 25 лет бело-красно-белый флаг находился в Белоруссии на полулегальном положении. Законы не запрещали его хранить или использовать, но на практике его демонстрация расценивалась как административное правонарушение. Нулевую терпимость белорусская милиция обычно проявляла к вывешиванию БЧБ на праздничных или спортивных мероприятиях.

Сторонники оппозиции под бело-красно-белыми флагами протестуют против третьего переизбрания Лукашенко. Демонстрации разогнали милиция и госбезопасность. Минск, март 2006 года Фото Алексея Зеленко

При этом гонимая эмблема продолжала жить, в первую очередь, как главный символ антилукашенковской оппозиции. В поддержку альтернативного флага периодически высказывались известные белорусы, в основном, популярные спортсмены, вроде яхтсменки Татьяны Дроздовской, гандболиста Сергея Рутенко или пловчихи Александры Герасимени.

Периодически поднимались и безуспешные предложения придать БЧБ сколько-нибудь официальный и признаваемый государством статус. В 2018 году соответствующий законопроект в парламенте выдвинула депутат Анна Канопацкая. Единственным результатом инициативы стала травля политика в проправительственных СМИ.

Загнав ненавистный символ в глубокий андеграунд белорусской общественной жизни, власти сами в известной мере поспособствовали его популярности. В 2020 году бело-красно-белый флаг естественным образом стал сначала символом избирательной кампании оппозиционерки Светланы Тихановской, а затем и эмблемой антилукашенковских протестов.

Редкий пример мирного соседства двух полотнищ: белорусские хоккейные болельщики вывесили БЧБ между двух официальных флагов на матче своей сборной с командой Словении. Чемпионат мира в чешской Остраве, 2 мая 2015 года Фото pressball.by

Смена власти в Белоруссии и реванш БЧБ у красно-зелёного полотнища выглядят сейчас вполне возможными событиями. Причудливые повороты судьбы простого по дизайну флага показывают, как легко официальное может стать запрещённым, а отвергнутое — любимым.

С точки зрения эстетики бело-красно-белый флаг, конечно, более симпатичен. Да и история у него куда богаче и насыщенней. [...]

Мне не хочется думать о том, что Белоруссия ведёт отсчёт от 1917 года и гордиться тем, что мы чемпионы мира по количеству улиц Ленина, Маркса, Энгельса и ещё бог знает кого, кто у нас отродясь не бывал. В нашей истории есть немало славных дат, и давайте не будем забывать, что в своё время ВКЛ было одним из влиятельнейших государств Европы.

Александра Герасименя

Основные источники статьи:

  • Басов А., Курков И. «Флаги Белоруссии вчера и сегодня»;
  • Мартинович Д. «Без исторической символики, но с русским языком. Как 25 лет назад в Беларуси прошел референдум»;
  • Романько О. «Белорусские коллаборационисты»;
  • Ткачёв М. «Национальные символы: народ и история»;
  • Швецова С. «Красная звезда против белого рыцаря».

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.