Офтоп
Сергей Звезда

Незалежная Белоруссия: почему конфликт между Москвой и Минском не случаен

Отношения между двумя странами менялись очень быстро.

Александр Лукашенко. Фото AP

Резкая риторика в отношениях России и Белоруссии для многих стала неожиданной. Со стороны даже могло показаться, что конфликт между дружественными странами-соседями разгорелся будто бы случайно.

Россия без официального объяснения причин ввела приграничную зону — приказ начнёт действовать 7 февраля. Президент Белоруссии Александр Лукашенко в преддверии этого события собрал большую пресс-конференцию, где назвал поступок РФ «нарушением международных договоров», а также заявил, что «бездумные шаги только ухудшают отношения».

На критические замечания Лукашенко отреагировал Кремль, таким образом впервые прокомментировав создание пограничной зоны. Российские власти подчеркнули, что ассоциировать такое решение с нарушением международных договоров «некорректно и неверно», поскольку оно касается посещения РФ гражданами третьих стран.

Источник ТАСС в правоохранительных органах уточнил, что жители приграничных регионов должны будут получить специальные разрешения, чтобы попасть в погранзону. Позже глава Россельхознадзора Сергей Данкверт в интервью РБК заявил, что с 6 февраля Россия введёт временные ограничения на поставку говядины и говяжьих субпродуктов со всех предприятий Минской области.

То, что международные эксперты, скорее всего, назовут новым витком отношений, имеет под собой несколько предпосылок и куда больше конфликтов. И речь не о русском языке, который в Белоруссии считается вторым государственным.

Союзное «государство»

Россия и Белоруссия подписали договор о создании Союзного государства 8 декабря 1999 года. Одну сторону представлял Лукашенко, другую — Борис Ельцин. Соглашение вступило в силу 26 января 2000 года, после символического обмена грамотами между Лукашенко и исполняющим обязанности главы государства Владимиром Путиным.

Церемония подписания договора о создании Союза России и Белорусcии. Фото Владимира Родионова, РИА «Новости»

У Союза России и Белорусии есть всевозможные декларации и соглашения. Главный орган — это Высший Государственный Совет, в который входят как Лукашенко, так и Путин.

Однако на почве дружбы разгорелся конфликт: перед тем, как принять договор, стороны спорили о сферах влияния в Союзе. Россия даже отказалась подписать первоначальный белорусский вариант договора. Лукашенко, в свою очередь, неоднократно обвинял Россию в неготовности объединиться. Это стало одним из первых моментов, в который отношения осложнились.

По прошествии 18 лет Союзное государство не привело к ощутимым результатам: у России и Белоруссии нет общего гражданства, единой валюты, объединённого парламента, и что самое главное, общей Конституции. Россия и Белоруссия до сих пор не смогли достичь консолидированных решений и негласно заморозили эти обсуждения.

Главный вопрос — зачем нужно Союзное государство, повторно возник, когда в 2015 году сформировался Евразийский экономический союз с участием Казахстана. При этом полностью отказаться от идеи интеграции страны официально не решились.

Санкционная экономика

Ещё один конфликт между Россией и Белоруссией возник после того, как РФ ввела продовольственное эмбарго из ряда стран в ответ на санкции. Поначалу Лукашенко объявил, что поможет РФ пресекать экспорт через свою страну и понадеялся найти выгоду для своих предприятий.

Однако в итоге белорусские власти не смогли выиграть за счёт эмбарго, а официальный экспорт товаров в Россию даже снизился. В какой-то момент Лукашенко либо сменил тактику, либо не смог противостоять переработке санкционных продуктов и реэкспорту в Россию. Чего стоит хотя бы история про «белорусские креветки».

На это не могла не отреагировать Россия. Власти двух стран «бодались», к примеру, ограничениями при досмотре грузов на границе и запретом на поставки продукции.

Больше нефти

Между Россией и Белоруссией постоянно возникают трения по объёму и стоимости поставок нефти и газа. В конце 2016 года стороны традиционно не нашли решение своего спора.

Белоруссия угрожает России резким ростом тарифа на прокачку нефти и собирается увеличить цену транзита. РФ вынуждена компенсировать «Газпрому» убытки за снижение цены на газ, что, очевидно, создаёт очередной негативный фон.

Отношения усугубляет то, что новый путь для поставок нефти в Белоруссию предложила Украина. Напряжение также возникает вокруг кредитов, которые Белоруссия получает как от России, так и от Европейского Союза.

Через тернии к Западу

Огромную роль в восприятии личности Лукашенко в России играет подача в СМИ. После того, как настал новый период поиска «друзей и врагов», патриотичные журналисты начали активно высказывать точку зрения о «предательстве» белорусского лидера и попытке «усидеть на двух стульях». На российском телевидении критиковали белорусские исторические книги и ставили вопрос об «отделении Белоруссии от России».

Олланд, Меркель и Лукашенко. Фото Reuters

В России президента соседней страны упрекают за рассуждения о территориальной целостности Украины, отказ занимать сторону в вопросе сбитого в Турции бомбардировщика и поддержку в вопросе санкций против РФ только на словах. Сам Лукашенко уверен, что его страна необходима как Западу, так и России, а Россия и Запад, в свою очередь, нужны Белоруссии.

Нам некуда деваться, я говорю часто: мы между молотом и наковальней. «Наковальня» — огромная Россия, «молот» — это Европейский союз. И мы между этим молотом и наковальней сегодня существуем, и надо себя вести настолько аккуратно, чтобы ни в коем случае этот хрупкий мир здесь не разрушить.

Поэтому нас не надо упрекать, что мы разговариваем с Евросоюзом (как некоторые в России это делают). И когда мы встречаемся с западниками, с американцами — у меня много встреч сейчас, когда сняли все эти санкции, подтвердили, что неправильно поступили (но я это не педалирую, ладно, ошибки же бывают, но это была ошибка со стороны Запада), — я им говорю: «Ребята, вопрос, с кем мы, с Западом или Россией, не задавайте, он не стоит»

Александр Лукашенко, президент Белоруссии

Авиабаза

В сентябре 2015 года Россия рассуждала на тему создания в Белоруссии своей авиабазы: соглашение об этом поручил подписать Владимир Путин. Поначалу Лукашенко заявил, что не слышал о таком решении, но позже пообещал поговорить об этом с российским президентом.

В Белоруссии широко обсуждалась тема размещения авиабазы, что не могло не отразиться на растущем непонимании между двумя странами. Только в апреле 2016 года после многочисленных переговоров, Минск заявил, что вопрос закрыт.