Офтоп
Сергей Звезда

«Логичным шагом был бы запрет занавесок в квартире»: мнения экспертов о запрете VPN и анонимайзеров

Интернет-омбудсмен называет законопроект «безумием», «Яндекс» критикует «избыточные» меры, а первый анонимайзер заранее отказался сотрудничать с властями.

Офис компании «Яндекс». Фото Александра Вайнштейна, «Коммерсантъ»

8 июня депутаты трёх фракций внесли в Госдуму законопроект о запрете обхода блокировок с помощью TOR, VPN-сервисов и анонимайзеров, а также о штрафах для поисковиков за ссылки на сайты с соответствующими методами и средствами.

TJ собрал мнения экспертов и представителей индустрии, первыми отреагировавших на внесение резонансного законопроекта.

Автор законопроекта и депутат

Один из авторов законопроекта, депутат Максим Кудрявцев заверил, что документ не предполагает запрета анонимайзеров, а закрывает «дополнительные каналы выхода» на запрещённые ссылки.

Принятие закона поможет закрыть дополнительные каналы выхода на запрещенные ссылки, путем удаления их с ядер сети операторов поисковых систем.

Мы никакие сервисы блокировать не будем. Мы настаиваем на более интенсивном и качественном исполнении законопроекта, мы закрываем дополнительные каналы выхода.

Максим Кудрявцев, депутат

Схожей позиции придерживается коллега Кудрявцева, глава комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин. По его мнению, закон только ограничивает доступ к уже запрещённой информации, а не «вводит новых запретов или цензуры».

Советник президента по интернету

Герман Клименко воздержался от критики законопроекта, заметив, что он не подразумевает полного запрета VPN-сервисов и анонимайзеров. Советник президента России по вопросам интернета напомнил, что средства обхода блокировок планируют запретить только в отношении заблокированных в РФ сайтов.

При этом Клименко всё же усомнился в том, будет ли закон работать безошибочно.

Хороший вопрос заключается в том, будет ли данный закон эффективен, так как большинство сервисов, оказывающих такие услуги, находятся за пределами России.

Герман Клименко, советник президента по интернету

Интернет-омбудсмен

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в интернете Дмитрий Мариничев назвал законопроект «безумием» и обратил внимание на пункт, по которому компании смогут и далее использовать способы обхода блокировок.

Невозможно отличить использование VPN как способа обхода блокировок от коммерческих целей, напомнил интернет-омбудсмен.

Всё это идет вразрез со здравым смыслом. В законопроекте говорится о технологиях, которые позволяют обходить блокировку. В первую очередь это VPN и анонимайзеры. Как они будут отделять VPN, который используется в коммерческих целях, от VPN, который используется для обхода блокировок? Это невозможно определить.

Дмитрий Мариничев, уполномоченный по защите прав предпринимателей в интернете

По его словам, техническая возможность запрета на конечных устройствах есть, но её использование можно сравнить с «преследованием граждан в собственной стране» и запретом «вставлять в двери замки».

Ключи нужно сдать, а с окон снять шторы и занавески, чтобы было видно, как граждане живут.

Дмитрий Мариничев, уполномоченный по защите прав предпринимателей в интернете

Мариничев также провёл аналогию с законом СССР о запрете домашнего самогоноварения.

Вот это то же самое. Запретить технически нельзя, это всё можно сделать руками, и самогон варить можно, зато можно найти кого-то с помощью участкового и наказать.

Дмитрий Мариничев, уполномоченный по защите прав предпринимателей в интернете

Член экспертного совета при правительстве

Директор по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирина Левова нашла законопроект шагом «к полному и окончательному лишению населения России конституционных прав».

Если задача государства состоит в том, чтобы сделать из населения страны стадо недумающего скота, то, безусловно, закон надо принимать.

Вместе с этим логичным шагом был бы запрет логики (которая уже не является обязательным предметом) и части разделов математики, программирования, ещё большее упрощение тестов по ЕГЭ и, конечно же, запрет на использование занавесок в квартире.

Ирина Левова, директор по стратегическим проектам Института исследований интернета

Левова категорично добавила: «Но тогда не надо говорить о развитии цифровой экономики. Её некому будет развивать».

«Яндекс»

В пресс-службе «Яндекса» посчитали, что внесённый законопроект возлагает избыточные меры на поисковые системы. Компания имеет в виду возможное обязательство по выгрузке доменов, которые следует удалить из выдачи, и запрет показа ссылок на заблокированные страницы.

Если и ограничивать доступ, уверены в «Яндексе», то не на уровне поисковиков, которые не предоставляют доступ к тем или иным сайтам.

Даже если ссылка на какой-либо ресурс будет находиться в поисковой выдаче, это не означает, что пользователь, перейдя по ссылке, сможет получить доступ к ресурсу, если ресурс был заблокирован оператором связи либо иным образом.

пресс-служба «Яндекса»

В «Яндексе» после ознакомления с документом отметили его «крайне широкие формулировки». Главное опасение компании — пока нет возможности оценить, к кому именно применят требования закона.

Rambler&Co

Компания Rambler&Co (владеет изданиями «Газета.ру», Lenta.ru и «Чемпионат.com») раскритиковала законопроект, назвав его «более чем сырым» и вредным для обладателей не самого быстрого соединения.

Речь идёт о запрете технологии, которая не только позволяет обойти блокировку, но и облегчить доступ к ресурсам, на малых скоростях при доступе в интернет.

Поскольку технологии развиваются и эволюционируют очень быстро, к регулированию самих технологий необходимо подходить с техническим бэкграундом и пониманием устройства сети интернет как на физическом, так и на адресном уровне.

Матвей Алексеев, директор по внешним коммуникациям Rambler&Co

Роскомсвобода

Участники проекта Роскомсвобода отметили «грустную иронию» в сравнении с реакцией на запрет соцсетей на Украине, когда чиновники и телеканалы советовали гражданам соседней страны использовать средства обхода блокировок.

По мнению юристов проекта, законопроект фактически предусматривает полную блокировку VPN и TOR на уровне операторов связи. Это связано с тем, что администраторы сервисов «не будут ничего фильтровать».

Опыт азиатских стран с репрессивными политическими режимами показывает, что даже блокировка сайтов с дистрибутивами не позволит полностью ограничить доступ пользователей к VPN сервисам, выходным узлам TOR в разных точках мира и другим средствам проксирования трафика.

Саркис Дарбинян, адвокат, руководитель «Центра защиты цифровых прав»

Анонимайзер

Представители анонимайзера TorGuard заявили, что не намерены сотрудничать с властями, если закон вступит в силу.

TorGuard не будет сотрудничать с российскими властями и не будет блокировать какие-либо веб-сайты. Эти запросы не имеют никакой правовой силы в нашей юрисдикции.

Мы верим в то, что открытый и не подвергающийся цензуре доступ к интернету является правами современного человека, и TorGuard продолжит предлагать российские VPN-услуги в России. Для нас это обычный бизнеc.

представители компании TorGuard