Офтоп
Ольга Жигулина

Много или мало: пятилетка российского краудфандинга

Как за пять лет с момента запуска Planeta.ru и Boomstarter в России изменилось отношение к краудфандингу и его значимость.

@boomstarter

Об истории отечественного краудфандинга рассказал генеральный продюсер «Шанти Продакшн», краудфандинговый евангелист Crowdhunters Михаил Зельдин.

С чего всё начиналось

В начале пути эксперты отмечали повсеместное недоверие к самой идее краудфандинга в России: «У нас не тот менталитет»; «Никто не будет давать денег»; «Вы предлагаете новое МММ» — и тому подобные фразы встречались чаще адекватных, а знание инструмента было не более чем у тысячной доли населения. Однако за это время индустрия устоялась и доказала свою состоятельность ростом более чем в 200% ежегодно.

Теперь большинство интернет-пользователей если и не знает само понятие «краудфандинг», то по крайней мере представляет, что существует возможность сбора средств в интернете. За пять лет краудфандинга в России было запущено более 30 различных площадок по финансированию творческих, социальных, бизнес-проектов. Из действующих стоит отметить StartTrack — это площадка для инвестирования в проекты; Crowdrepublic — платформа для сбора средств на книги и настольные игры; сервисы «Яндекс Вместе», «Альфа Поток», финансовая поддержка сообществ во «ВКонтакте». Не только в России, но и у Белоруссии и Украины появились свои собственные платформы — «Улей»; biggggidea.

Две основные площадки свое концептуальное отличие получили от учредителей: Boomstarter запустили Руслан Тугушев и Евгений Гаврилин, серийные предприниматели родом из Мордовии; а платформа Planeta основана членами известной группы «БИ-2». Первые проекты на платформах успешно собрали заявленные суммы.

За последний год плодом народного финансирования стал первый отечественный «краудфандинговый» полнометражный фильм «28 панфиловцев». На его съёмки при поддержке блогера Дмитрия «Гоблина» Пучкова было собрано 30 миллионов рублей от более чем 35 тысяч человек. Оставшиеся необходимые средства на фильм в дальнейшем выделили Министерства Культуры РФ и Казахстана.

Другой пример — режиссёр Илья Найшуллер прошёл через вынужденный краудфандинг на платформе IndieGoGo, необходимый для завершения монтажа фильма «Хардкор», снятого от первого лица. В мировом прокате фильм собрал более 14 миллионов долларов. И один из самых ожидаемых российских фильмов последнего времени — «Empire V» по книге Пелевина, — тоже прошёл через сбор, собрав около 8 миллионов рублей стартового капитала.

Медийные проекты и блогеры

Можно отметить и направление средств массовой информации, которые стали объявлять сборы денег на спецпроекты, и в целом начали переходить на форму платных подписок с элементами краудфандинга.

В 2014 году телеканалу «Дождь» пришлось переформатироваться на получение необходимых финансов напрямую от своих зрителей, сначала собирая на отдельные программы, а потом и перейдя на модель подписки. Помимо «Дождя», на подобную форму софинансирования перешли «Ведомости», Republic, «Спутник и Погром» и многие другие. На этом поприще особенно выделяется опыт Colta.ru, которые еще будучи редакцией OpenSpace основали новое медиа и провели кампании на платформе Planeta.ru, что вошло в ежегодную традицию.

Но двигателями краудфандинга в России можно смело назвать не столько традиционные СМИ, сколько блогеров. И это несмотря на отсутствие до последнего времени интегрированного инструмента в России для финансирования на самих блог-платформах и в социальных сетях: сервис краудфандинга и финансирования не работает в российских YouTube и Facebook. А в ЖЖ и вовсе отсутствует. «ВКонтакте» только в этом году интегрировали сервис денежных переводов сообществам и добавили подписку для приложений. Несмотря на всё это, именно современные лидеры мнений из блогосферы стали ведущим источником спонсирующей аудитории для проектов, помимо всего прочего регулярно запуская и собственные проекты.

Например, популярный блогер «Зеленый Кот», ставший как автором проектов, так и главной опорой некоторых научных, космических и астрономических инициатив. Одна из них — народный спутник «Маяк», запущенный летом 2017 года с космодрома Байконур.

Среди всех типов блогеров выделяются устоявшиеся YouTube-звёзды, многие из которых уже осуществляют свою творческую, социальную и политическую деятельность непосредственно благодаря множественным микроплатежам. А в среде подростков и любителей киберспорта финансовая поддержка и вовсе является частью обыденной коммуникации.

Отличительной особенностью именно российского краудфандинга является то, что среди условно «печатной продукции» популярны не только настольные игры, но и категория «издания», входящая в тройку категорий-лидеров после «музыки» и «кино». На российских площадках собирали деньги на новый учебник российской истории, книги Шендеровича и Гришковца, фотокниги и артбуки. Притом к краудфандингу прибегали не только независимые небольшие издательства, но и крупные и состоявшиеся. «Альпина Паблишер», МИФ, Clever напрямую рекомендуют авторам сначала прибегнуть к краудфандингу, заодно получив тест спроса и заинтересованности читателей в произведении.

Сотрудничество с государством и корпорациями

Ещё одной отличительной чертой российского краудфандинга стало вовлечение государства, а потом и корпораций в поддержку проектов. Например, в 2014 году Boomstarter провел конкурс грантов «Молодая Москва» среди краудфандинговых проектов. Суть заключалась в том, что выбор проектов осуществлялся не узким кругом экспертов, а люди свободно «голосовали рублём» — и проекты, собравшие заявленную сумму, могли получить грант от департамента культуры на дофинансирование в объёме собранных средств или более.

Практика привлечения сторонних организаций распространилась, и сейчас на Planeta.ru идут программы при участии РВК, а также «БиблиоРодина» — проект инициативных оплат подписок на журналы для общественных библиотек. В разное время к поддержке крауд-инициатив присоединялись такие бренды, как МТС, «МегаФон», Русал, Lipton и Nivea.

Бизнес и социальное предпринимательство

В последние годы в российском краудфандинге стали прорываться и полноценные бизнес- и дизайнерские проекты — такие как «Биван» (два сбора и более шести миллионов рублей), — но пока мы отстаём от Запада по осознанности инструмента краудфандинга.

Среди «продуктовых» проектов выделяется социальное предпринимательство. Пример — UNA — электрическая приставка для кресел-колясок, которая получила премию ВШЭ «Стартап года». Ранее эту премию получал Boomstarter в 2012 году.

Неожиданным для многих стало небезразличие молодого поколения к «поднятию деревни» через краудфандинг. Гузель Санжапова провела четыре проекта и собрала более трёх миллионов рублей от преимущественно городской молодёжи на создание и развитие фабрики по производству крем-меда в Малом Турыше на Урале — в родной деревне её отца, где остались только пожилые люди. Впоследствии именно внимание СМИ к впечатляющим результатам её кампаний привело к тому, что теперь в большинстве эко-лавок присутствует крем-мёд различных производителей, а на платформах стали появляться другие проекты, посвященных российским деревням.

Помимо подобного социального предпринимательства, творческие инициативы, такие как например документальные фильмы «Атлантида Русского Севера» (сбор: 4,9 миллиона рублей; 2 392 поддержавших) и «Счастливые люди» (сбор: 4,9 миллиона рублей; 2 392 поддержавших); Книга «Резные наличники: центральный регион» (сбор: 2 миллиона рублей; 1 070 поддержавших) отразили интерес интернет-пользователей к глубинке России.

Социальная значимость краудфандинга в России состоит и в том, что благотворительные организации (фонд «Вера», «Центр лечебной педагогики», «Старость в радость», компания «Моторика» и многие другие, в том числе работающие с животными) успешно и неоднократно прибегали к сбору средств на свои инициативы и программы. Многие из них не только имеют активную общественную позицию, но и гражданскую — они повлияли на улучшение законодательства и работу государства в разных социальных сферах. Значительного результата добилась режиссёр Елена Погребижская: после её крауд-фильмов «Васька» и «Мама я убью тебя» о жизни детей-сирот в интернатах вице-премьер Голодец приняла решение изменить законодательство, связанное с сиротами.

Экспортный краудфандинг

Российский краудфандинг развивался не только внутри страны. Этот инструмент позволяет стартапам заявить о себе на мировой арене и обратить на себя внимание инвесторов и дистрибьюторов. Среди успешных проектов, замеченных за пределами России, — отражающее стекло и приложение-навигатор Hudway glass для автомобилистов со сбором 622 тысячи долларов, помощник с искусственным интеллектом Cubic.ai со сбором в 185 тысяч долларов (этот проект в дальнейшем попал в американский акселератор и привлёк порядка 800 тысяч долларов). Суммарно проекты с корнями из России и Украины собрали более 20 миллионов долларов на западных платформах.

При этом объём отечественного краудфандинга ничтожен в сравнении с мировыми: Северная Америка — 17,2 миллиарда долларов; Европа — 6,5 миллиарда в 2015 году. Отдельно взятый проект рекордсмен крупнейшей платформы Kickstarter превышает 20 миллионов долларов, что на данный момент больше всего объёма краудфандинга в России. Самих сервисов различных форм народного финансирования (краудфандинг, кредитование, инвестирование, совместное творчество) в Европе порядка 650, а в России с трудом можно насчитать 10-15.

Кризис не мог позитивно отразиться на финансировании проектов, однако рост общих статистических данных: сборы, средний платёж и так далее — указывает на востребованность инструмента не только на Западе, но и в России. Примечательно, что в России по данным платформ средний единичный взнос колеблется в районе 1500 рублей — это соответствует сумме самых популярных взносов от спонсоров на краудфандинговых платформах в США. При этом в первый год существования краудфандинга был зафиксирован платёж в размере 1 миллиона рублей от отдельного спонсора, и теперь подобные взносы встречаются несколько раз в году, всё чаще.

Господержка и госрегулирование

Признание краудфандинга произошло на уровне ООН и ВЭФ, во всех развитых странах большой двадцатки краудфандинг получил поддержку со стороны государства. Например, США и Канада на госуровне сделали ставку на технологии коллективного финансирования в вопросе создания новых рабочих мест в ближайшее десятилетие.

В России же, несмотря на наличие диалога, до сих отсутствует информационная поддержка и специальное законодательство, стимулирующее развитие краудфандинга. Абсолютно отсутствует адекватная база для организации крауд-инвестинга (открытого инвестирования). Чиновники при всей лояльности и повсеместном использовании в терминологии слова «краудфандинг», по аналогии с ранее популярными «инновации» и «импортозамещение», так и не предприняли масштабных шагов в направлении создания благоприятных условий для активизации креативного общества и мобилизации гражданского капитала, при том что актуальным уже стал вопрос не столько самого краудфандинга, сколько регулирования ICO, криптовалют и блокчейна. Это при том, что непосредственно наши соотечественники приложили свою руку к созданию и распространению этих технологий.

Хотя в июне стало известно, что Медведев поручил ведомствам заняться развитием краудфандинга и к 15 октября представить в правительство предложения, к большинству экспертов представители госаппарата до сих пор не обращались.

Итоги пятилетки

За пять лет в поддержке краудфандинговых проектов поучаствовали многие российские знаменитости — такие, как Иван Ургант, Владимир Познер, Сергей Светлаков, Тимати, Баста и другие.

Пять лет назад мало кто в России знал термин «краудфандинг», тогда как сегодня сложно назвать человека, который так или иначе не соприкасался с его плодами в России. По объективным причинам отечественный краудфандинг не достиг такого успеха, как в США. Но одно можно утверждать точно: благодаря краудфандингу состоялось не менее пяти тысяч инициатив, которые позитивно отразились в нашей повседневности. От российской глубинки до космоса, от Владивостока и до Кремниевой Долины — россияне прибегали к народной поддержке и, судя по всему, будут это делать только чаще и успешнее.

#краудфандинг #boomstarter #planeta