Офтоп
Ольга Жигулина

Роман о поисках бессмертия, масштабная космоопера, исследование о природе измен, нон-фикшн о смерти: важные книги-2018

Автор популярного Telegram-канала «Книжный лис» выбрала для TJ несколько важных и интересных книг, изданных на русском языке в 2018 году.

Создательница Telegram-канала «Книжный лис» Олеся Скопинская по просьбе TJ рассказала, какие из изданных в уходящем году книг оказались особенно достойны внимания читателей. Некоторые из них были впервые опубликованы раньше, но именно в 2018-м нашли массового читателя.

В список попали произведения разных жанров, от художественных романов до нон-фикшна.

Июнь Ли «Добрее одиночества»

Июнь Ли — американская писательница китайского происхождения. Мастер короткой прозы и эссе. Однако это ничуть не помешало именно большому роману стать переводным дебютом в России и покорить читателей умелым сочетанием интриги и психологизма.

В центре сюжета три судьбы и одна прерванная жизнь, а с ней — безвозвратно исчезнувшие границы между прошлым и настоящим. Это стройная, до мелочей выверенная история любви, дружбы и детской ревности, которая не проходит, а лишь трансформируется в гнетущее беспокойство и страх перед тайнами, что хранит память.

Ханья Янагихара «Люди среди деревьев»

Роман Ханьи Янагихары рассказывает о жизни учёного, который обнаружил на затерянном острове средство, способное замедлять старение клеток. Кажется, что рецепт бессмертия найден, но тут главный герой оказывается в центре сексуального скандала (весьма актуальный для уходящего года мотив). Постепенно всплывают причины крушения не только частной жизни, но и целой цивилизации.

Что интересно, у героя Янагихары есть реальный прототип, а у нас появляется возможность отделить художественный вымысел от правды.

Лю Цысинь «Вечная жизнь Смерти»

Завершение цикла «В память о прошлом Земли». Масштабная космоопера об иноземном вторжении зарекомендовала Цысиня как новатора в жанре научной-фантастики и философа современности.

Какой путь изберет земная цивилизация, чтобы выжить? Как остаться человеком? Цысинь постоянно ставит героев перед моральным выбором, обрекая их, однако, на бескомпромиссный финал.

Даниэль Шенпфлуг «Время кометы. 1918: Мир совершает прорыв»

Вирджиния Вулф пишет свой первый роман, а ещё неизвестный автор Джеймс Джойс получает отказ в публикации «Улисса». Вальтер Гропиус приезжает из Берлина в Вену, надеясь получить опеку над дочерью, и становится председателем Рабочего совета. Гарри Трумэн мечтает о свадьбе, а Дюшан поддерживает движение дадаистов своими «реди-мейдами».

Шенпфлуг воссоздаёт панораму событий после окончания Первой мировой войны, когда сознание ещё колебалось между восторгом и поражением. Когда казалось, что мир на пути к грандиозному будущему, которое заключалось в воплощении собственной мечты.

Здесь же не могу не упомянуть схожий по своей проблематике роман «1913. Лето целого века» Иллиеса о событиях, предшествовавших Первой мировой.

Елена Резанова «Никогда-нибудь»

Источник вдохновения и практическое руководство для всех, кто давно хочет сменить надоевшую работу, переехать в другую страну или всё время посвящать любимому хобби, но боится рисковать нынешней стабильностью. Как же решиться на перемены, которые больше нельзя откладывать, и понять, что действительно даёт вам энергию и силы?

Елена Резанова прошла этот путь. В своей книге она не только делится советами и старается уберечь от ошибок, но и отвешивает мотивационный пинок, так необходимый мышлению.

Дэвид Фостер Уоллес «Бесконечная шутка»

Впервые на русском выходит один из величайших романов 20 века. Роман, к прочтению которого действительно стоит подготовиться, поэтому заранее прошу не одаривать скептическим взглядом напутствующие статьи.

Почему стоит браться за этот многостраничный труд, где даже у сносок есть сноски? Уоллес интеллектуал. Он полностью переосмыслил структуру самого жанра романа, отказавшись от привычных схем и порядка, тем самым испытывая читателя и ломая четвертую стену.

Джордж Сондерс «Линкольн в бардо»

Пока в бальных залах Белого дома проходит роскошный приём, в своей спальне умирает от тифа маленький Уилли Линкольн. После похорон безутешный отец навещает мальчика в склепе и сам того не подозревая, делает Уилли заложником «бардо» — перевалочного пункта, где души ждут своего приговора.

Это экспериментальный роман, по форме напоминающий пьесу, из которой вырвали список действующих лиц. Читателю предстоит самостоятельно разобраться, кто есть кто: сначала в неумолкающем гвалте покойников, а позже и в свидетельских показаниях очевидцев. Приправив историческую эпоху метафизикой, Сондерсу удалось рассказать невероятно трогательную и поэтичную историю о жизни по обе стороны.

Гузель Яхина «Дети мои»

Как и в первом своём романе («Зулейха открывает глаза» — прим.TJ), Гузель Яхина сразу же окутывает читателя невероятно образным языком и завораживает мельчайшими деталями.

В самобытном мире немецкого Поволжья начинают воплощаться в реальность сказки, написанные учителем Якобом Бахом, в одиночку воспитывающим дочь. Но за фэнтезийными аллюзиями скрывается история человека, ступившего на новую территорию со своими горестями, надеждами и безвозвратно ушедшей любовью.

Кейтлин Даути «Уйти красиво»

Кейтлин Даути владеет похоронным агентством в Лос-Анджелесе и знает всё о ритуалах прощания с близкими у различных культур. Мумификация, небесное погребение, «компост из мёртвых». Некоторые традиции рискуют показаться европейскому человеку дикими — только представьте себе жизнь в одной комнате с мумифицированным дядюшкой на протяжении пяти лет.

Главное, что пытается донести Даути — не стоит бояться говорить о смерти. Перестать игнорировать неизбежное и позволить родным попрощаться с умершими без стыда и рамок.

Сюсаку Эндо «Посвисти для нас»

Бизнесмен Одзу вспоминает свои школьные годы — события почти тридцатилетней давности, когда к ним в класс пришёл новичок Хирамэ. Их детство выпало на период Второй мировой войны и ещё непоколебимые устои имперской Японии. А в нашем времени уже взрослый сын Одзу грезит карьерой в медицине, ставя амбиции превыше человечности.

У Эндо получилось показать острый контраст между поколениями без пресловутого морализаторства. Виток жизни, когда безвозвратно исчезают маячки прошлого, но в ретроспективе открывается нечто большее, чему ты стал молчаливым свидетелем.

С. Зотов, М. Майзульс, Д. Харман «Страдающее Средневековье»

«Страдающее Средневековье» — юмористический паблик, объединивший любителей истории. Авторы рассматривают сюжеты христианской иконографии, где священное гармонично соседствует с непристойным. Это обратная сторона Средневекового искусства.

В этом году книга стала лауреатом премии «Просветитель», доказав, что даже самые нелепые изображения, вроде свиньи в наряде епископа, не развеивают ореол сакральности, а приближают к ним зрителя.

Эстер Перель «Право на „лево“»

У неверности много причин: от скуки до самопознания. Но каким бы ни был мотив — это всегда симптом глубоких и невысказанных проблем в отношениях. Перель работает с парами, которые решили остаться вместе после измены, и это одно из немногих исследований, где важны аргументы двух сторон. Без клейма предателя любви.

Измена может стать точкой невозврата или мощным афродизиаком и вновь возродить угасшие чувства. Перель не подскажет универсального рецепта от измен — его нет. Но позволит избежать частых ошибок.

Роберт Макки «Диалог»

Диалог в кино или книге не только передаёт словесный портрет, интеллектуальную жизнь и объём знаний героя, но и выражает истинную личность. Напряжённые диалоги не дают нам оторваться от экрана, а всего одна меткая реплика способна полностью изменить ход и настроение истории.

Макки написал увлекательный учебник для начинающих и бывалых сценаристов. Он рассказывает о функциях, необходимых инструментах и подходящем окружении для различных видов диалога на примерах из фильмов и сериалов.

Алексей Сальников «Петровы в гриппе и вокруг него»

Финалист «Большой книги» прошлого года и лауреат «Нацбеста» обзавёлся издательством и твёрдой обложкой только в этом. До того же томился в ожидании на Bookmate.

Роман Сальникова — один из тех ярких примеров, когда все регалии заслуженны, а история легко узнаваема читателем в своей повседневности. Петров едет на работу, гриппует, выпивает. Его жена теряет всякую идентичность после свадьбы и остается просто Петровой с неукротимым желанием вершить справедливость. Фантасмагория в финале соберет сюжет воедино. А что же это было — решать вам.

Алексей Паевский, Анна Хоружая «Смерть замечательных людей»

Авторы книги — медицинские журналисты — отобрали тринадцать клинических случаев, в которых установили истинную причину смерти известных людей, от Эдгара По до Брюса Ли. Более того, рассматривая через призму окончательного диагноза их предсмертные часы, они подняли важные вопросы научной этики и врачебных ошибок.

Можно ли было спасти Пушкина? Каким расстройством психики страдал Гоголь? А жена Николая ll? И действительно ли Пётр l сам проводил хирургические операции?

Майкл Раш «Новые медиа в искусстве»

Редимейды, перформанс, хеппенинг, манипуляции с виртуальной реальностью — технический прогресс вдохновляет современных художников. Через свои работы они стремятся упрочить связь между искусством и повседневными предметами. Отныне произведением искусства становится творческий процесс как таковой.

Раш собрал в книге самых ярких представителей новых медиа, разобрал их работы — и что важнее, объяснил все термины, без которых нынче не обходится ни одно культурное мероприятие.

Джейн Макгонигал «Реальность под вопросом»

Джейн Макгонигал предлагает отбросить все сомнения и больше не воспринимать видеоигры как способ бегства от действительности. Истина такова, что игры не только удовлетворяют подлинные потребности человека, но и вдохновляют, делают терпимее и целеустремленней.

Игровая индустрия очень тесно пересекается с исследованиями в области эмоций. Хорошая и продуманная игра максимально раскрывает наши способности, спасает от депрессии и придаёт уверенности в своих силах — а всё это определяет мысли и действия человека в повседневной жизни.

#книги #итоги2018