Древности, кровеносная система, цепочка ДНК: как Minecraft помогает изучать историю, химию, физику и другое

Творческий проект начался с идеи шведского программиста, а развился до признания в образовательных системах разных стран.

В закладки
Фото eSchool News

В 2009 году шведский программист Маркус Перссон придумал Minecraft — игру, масштабы творческого потенциала которой оказалось невозможно предугадать. Дав возможность игрокам создавать из кубических блоков всё, что угодно, авторы проекта из Mojang по сути создали 3D-лего, которое увлекло миллионы детей и подростков.

В 2014 году компанию-разработчика выкупила Microsoft за 2,5 миллиарда долларов. А это же время в мире набирала популярность образовательная версия Minecraft, зародившаяся из идеи двух преподавателей в разных частях света. Проект прижился, доказав, как многого видеоигры могут достичь в сфере образовании.

От идеи двух преподавателей до мирового сообщества учителей

В 2011 году финский школьный учитель Сантери Коивисто списался с американским коллегой Джоэлем Левином в соцсетях. По ходу рабочих обсуждений преподаватели узнали, что оба используют Minecraft для обучения школьников. 3D-конструктор казался им отличным способом увлечь детей (за игрой проводила время и дочь Левина) с рождения привыкших к жизни среди технологий.

Однако игре не хватало функционала, чтобы на максимуме использовать её потенциал для обучения. Тогда преподаватели связались с создателем игры Маркусом Перссоном и предложили создать «школьную версию» игры. Геймдизайнер оказался не против. Идею поставили на рельсы, и к декабрю 2012 года новую версию, названную Minecraft EDU («образование» — education), использовали уже в более 1000 школ.

​Джоэль Левин и его ученица Фото Games For Change

Чтобы упростить адаптацию преподавателей к обучению в Minecraft, разработчики включили в версию бесплатные тренинги с первым пробным уроком и советами для новичков. Авторы создали своеобразную «библиотеку» обучающих миров — это шаблоны, которые преподаватели могут сразу использовать или видоизменять, не тратя время на создание мира с нуля. А сам сайт проекта обзавёлся преподавательским форумом.

К 2016 году MinecraftEdu перевели на 11 языков и использовали примерно в 10 тысячах школ (точной статистики по регулярности использования нет), в основном в Финляндии, Швеции и США. Зачастую игру используют на уроках географии, физики, химии, биологии и истории. Благодаря простоте и гибкости Minecraft, в нём удобно воссоздавать города и поселения прошлого, изучать теорию вероятности, проводить химические эксперименты и моделировать строение человеческого тела.

Видообзор Джоэля Левина на учительскую версию Minecraft EDU

На серверах Minecraft EDU учителя и школьники играют вместе. Благодаря этому, как указывают ряд исследований и наблюдений преподавателей, у детей развиваются навыки командой работы и решения проблем, возникающих по ходу выполнения задач. В школьной версии персонаж не испытывает голод и не может убивать — таким образом ученики могут сосредоточиться на учебных заданиях.

Зачастую преподаватели находятся в режиме «невидимки», вмешиваясь в игровой процесс только при необходимости. Если ребёнок не выполняет задание, нарушает правила или заигрывается, преподаватель замораживает или исключает игрока.

«Minecraft — это открытый проект с хорошей поддержкой разработчиков, и по всему миру у него очень хорошее сообщество преподавателей, готовых помочь», — говорит бывший преподаватель математики Стивен Элфорд. Он изучал и играл в Minecraft около трёх лет, прежде чем предложить внести его в школьную программу в родной Австралии. Он же общался с местными властями и аргументировал плюсы игры. В правительстве идею поддержали — к 2019 году Minecraft используют во многих государственных и частных школах Австралии.

Есть преподаватели, которые воссоздают [для обучения] древние цивилизации, воспроизводят древние, исторические или важные события. Я знал учителя, который дал детям задание создать музей древних цивилизаций, чтобы они могли сравнивать и сопоставлять различные культурные аспекты этих цивилизаций. [...]

[Ученики] собираются в небольшие группы и строят совместные клубы, где всё принадлежит только им и управляются они только ими. Иногда дети [в таких клубах] сами ограничивали себя в игре, потому что поступали не по правилам клуба.

Стивен Элфорд
бывший преподаватель математики, соавтор книги Minecraft in the Classroom о тонкостях обучения школьников с помощью видеоигр

Древний Рим, кровеносная система и ДНК-цепочки из 3D-кубов

В Швеции, за годы ставшей одной из ведущих стран по интегрированию Minecraft в школьное обучение, процесс начался в 2013 году. Тогда в школе Виктора Ридберга (известный шведский писатель) в Стокгольме ввели обязательные занятия в игре для 13-летних. Идея зародилась благодаря государственному конкурсу «Город будущего», где ученики шведских школ делятся предложениями об улучшении образования.

Учебный курс длится год, во время которого ученики создают собственные города, изучают экологию, а также строят электросети, сети водоснабжения и другие объекты. Руководство школы объясняло, что выбрало Minecraft из-за простоты, доступности и популярности игры у детей. Эксперимент прошёл успешно, и уроки с игры быстро прижились в шведской школе.

Игра помогает развивать креативность подростков без механического заучивания, жёсткой учебной программы и неприятной атмосферы в классе. [В Minecraft] школьники узнают о городском проектировании, экологических проблемах, достижении целей и даже о том, как планировать будущее. Суть игры не сильно отличается от уроков изобразительного искусства или, например, резьбы по дереву.

Моника Экман
преподавательница школы Виктора Ридберга

В американских школах для занятий в Minecraft преподаватели заранее придумывают сюжетные сценарии. Пример подобной практики — проект Virtual Civilizations Project. Это переработанный и модифицированный вариант игровой платформы с возможностью создания исторических сценариев.

В программе ученик может стать главой племени, руководить подопечными и наблюдать за развитием сюжета в зависимости от его решений. На платформе также создают цивилизации (например, Древний Рим) при помощи знаний, полученных на уроках истории.

Имперский город Древнего Рима в Minecraft

В 2017 году несколько школ в Монреале (Канада) участвовали в конкурсе Mission 375, посвящённом 375-летию города. Ученикам требовалось в подробностях воспроизвести наиболее значимые исторические события и объекты канадского города в Minecraft.

В Австралии Minecraft используют на уроках естествознания: преподаватели показывают различные биологические модели и соединения на доске, а затем предлагают детям воссоздать их в игре. Самые частые примеры — цепочки ДНК и РНК.

Потенциал игры раскрылся и в Дании. В 2015 году школьники из Копенгагена воссоздали в игре столичные кварталы и усовершенствовали их. После этого преподаватели Рикке Магнуссен и Анна Элминг представили учебный проект городским властям, которые использовали его для архитектурного городского плана.

Моделирование ДНК-цепочки в Minecraft

В России несколько раз предлагали использовать Minecraft при обучении, однако пока эта идея не получила развития. В 2015 году преподаватель биологии в лицее «Бауманский» (Йошкар-Ола) Светлана Садакова предложила пятиклассникам выполнить домашнее задание в игре, заметив, что ученики увлечены ею на переменах.

Для эксперимента преподаватель задала построить в Minecraft модель кровеносной системы. По словам Садаковой, ученики работали над моделью больше недели, но после нескольких неудачных попыток у большинства опустились руки. Тем не менее, некоторые справились. Пятиклассник Никита Исаев разработал в модель движения эритроцита по одному из больших кругов кровеносного снабжения. «Как ни странно, это мне задали как ДЗ по биологии на каникулы», — рассказывал Никита.

Обзор модели кровеносной системы Никиты Исаева

В августе 2019 года эксперты АНО «Института развития интернета» (ИРИ) предложили внедрить Minecraft, Dota 2 и FIFA в российское образование. Основными критериями выбора стала популярность игр среди детей, регулярное обновление разработчиками и возрастная маркировка 14+. Однако никаких новостей или реакций за этим предложением не последовало.

Успехи интеграции Minecraft в школах — на примере канадского исследования

В 2016 году исследовательская группа Canada Research Chair, которая занимается развитием научно-исследовательских проектов в канадских школах, заинтересовалась Minecraft EDU. Специалисты хотели выявить основные преимущества интегрирования игры в учебную программу.

Исследование проводилось в одной из французских школ Канады. В нём участвовали 118 учеников от 9 до 12 лет — практически ровесники Minecraft, появившейся в 2009 году. Учёные наблюдали за ходом игры во время урока, проводили интервью и промежуточные дискуссии с учениками и преподавателями. Для этого создали специальную программу — Minecraft Master. Эта исследовательская версия игры состояла из тридцати заданий, разделённых на десять уровней сложности — от самых лёгких до самых трудных.

На первом уровне ученики создавали персонажа и новый мир, на втором постепенно осваивали функционал игры. С третьего уровня участники строили различные объекты, копали туннели и приручали животных. Наиболее активные получали доступ к дополнительным профессиональным уровням, где им требовалось построить город.

Главным призом для школьников стал сертификат Minecraft-мастера — организаторы выдавали его ученикам, прошедшим наибольшее количество уровней. За каждый пройденный уровень также выдавали призы — именные Minecraft-браслеты.

​Образец сертификата Minecraft-мастера

По итогам исследования, благодаря работе с Minecraft дети активно участвовали в учебном процессе, развивали навыки чтения, письма и коммуникации и занимались творчеством. Специалисты отметили, что благодаря игре ученики быстрее осваивают азы программирования, находят нужную информацию в интернете и адаптируются в социуме.

О большом интересе детей к урокам в игровом формате говорит посещаемость. Во время эксперимента уроки в Minecraft были дополнительными, их практически не пропускали. Из-за востребованности курса многие ученики даже не успели записаться. Однако нельзя с точностью сказать, что это связано с интересом детей к самим испытаниям — возможно, им просто хотелось поучаствовать в необычном школьном проекте.

В исследовании отмечается что игровые уроки приносят пользу лишь тогда, когда в них есть структура. По мнению специалистов, преподаватели должны строго следить за работой детей во время уроков. Иначе они могут сильно увлечься и забыть об учебных целях.

В одном из заданий в игре дети моделировали «Титаник» Фото Canada Research Chair

Наследие Minecraft EDU

Оригинальная команда-авторов Minecraft EDU пошла дальше в своей миссии. В январе 2018 года в стартап TeacherGaming, частично состоящий из авторов образовательного проекта, вложили 1,6 миллиона долларов. Эти средства финская компания использует для продолжения интеграции видеоигр в сферу образования. Правами на Minecraft EDU стартап не владеет, они перешли к Microsoft после покупки игры в 2014 году.

Ближайший аналог проекта — Steam. Но если в нём пользователям предлагают игры на любой вкус, то в TeacherGaming авторы предлагают за подписку (от 99 долларов за учебный год) доступ к библиотеке из 40 игр и 200 уроков по темам физики, химии, математики, истории и обществознания. Глава проекта — Сантери Коивисто, соавтор Minecraft EDU. По данным TechCrunch на июль 2017 года (более свежих данных нет), подпиской проекта пользуется около 3500 школ в различных странах.

Преподаватели делятся впечатлениями об использовании Minecraft EDU

В мае 2020 года Minecraft исполнится 11 лет. За это время авторы продали больше 176 миллионов копий игры, а в месяц её запускают примерно 90 миллионов человек. Игра стала важной частью современной поп-культуры, прочно закрепившись в жизни детей по всему миру.

В своём эссе о важности проекта журналист и писатель Кит Стюарт писал, что социальный аспект — это самая ценная особенность Minecraft, которая отражается и в его «школьной версии». По словам автора, игра по-настоящему раскрывается именно при совместном изучении, давая возможность найти друзей и влиться в социум всем, даже самым застенчивым.

Родители рассказывали мне, что их сын или дочь почти не разговаривали, не успевали в школе, у них не было друзей и, о боже, я каждый раз видел в их глазах беспокойство и печаль. Но потом их ребёнок начинал играть в Minecraft. Часто в начале это беспокоило родителей, так как они зачастую не играли в видеоигры, но потом у их ребёнка появлялись друзья, они вместе строили Хогвартс, общались, становились уверены в себе. У них появлялись идеи и планы. Я слышал эту историю десятки раз по всему миру, от Брюсселя до Дубая, и она никогда не стареет: эта игра изменила нашу жизнь.

Кит Стюарт
журналист и автор детских книг

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

{ "author_name": "Элиана Монахова", "author_type": "self", "tags": ["\u0448\u043a\u043e\u043b\u044b","\u0442\u0432\u043e\u0440\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e","\u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435","\u043b\u043e\u043d\u0433\u0440\u0438\u0434\u044b","\u043b\u0438\u0433\u0430\u0430\u0432\u0442\u043e\u0440\u043e\u0432","\u0432\u0438\u0434\u0435\u043e\u0438\u0433\u0440\u044b","minecraft"], "comments": 13, "likes": 29, "favorites": 43, "is_advertisement": false, "subsite_label": "games", "id": 137733, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Fri, 21 Feb 2020 13:50:47 +0300", "is_special": false }
Объявление на TJ
0
13 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
5

Работал с образовательной версией с детьми и вот самое главное, что написано в статье:

"По мнению специалистов, преподаватели должны строго следить за работой детей во время уроков. Иначе они могут сильно увлечься и забыть об учебных целях."

На мой взгляд у Майнкрафта низкий КПД обучения. Очень сложно действительно научить серьёзному за те же сроки, что предлагают другие системы обучения. Многие дети вообще не понимают, что они делают что-то для себя полезное. Это конечно хорошо, что мы маскируем полезные и важные знания за игру, но разве суть обучения не в том, чтобы дети научились самостоятельно строить модели близкие к реальности, а не смотреть, как всё эти модели с кучей костылей реализованы в Майнкрафте? 

Майн - игра, а с учётом того, что дети в Майне не только учатся, но и постоянно играют, это будет выливаться в смешение реального и виртуального. 

Быстро научить базовым логическим вещам да, но строить на этом понимание физики и биологии неправильно.

Ответить
2

Согласен, с цепочками ДНК и прочим смысла особого не вижу, а вот идея побродить по историческим местам очень даже хороша. Зная какого качества можно воссоздавать здания и даже целые города в майне - даже в сознательном возрасте интересно на такое посмотреть, а ребёнку тем более. Как это выглядит в моём представлении - берется карта, к примеру какого-то участка древнего Рима, в игре ученики ходят рядом с учителем, который выступает в роли гида, попутно рассказывая что они видят перед собой, кидает какие-либо интересные факты. Отличие от просмотра тех же док. фильмов - тут ребёнок является непосредственным участником событий. Здорово же.

Ответить
2

Я сразу подумал про гугл и панорамы. Зачем отстраивать в майне, когда можно сделать аналогично с фотографиями (или рисунками) лучшего качества и быстрее? 

Ответить
2

А что для школьника интереснее, бродить по знакомому, игровому миру или кликать на панорамы? (и то я не уверен как вы представляете себе реализацию панорам).

Ответить
2

Конечно же ребенку интереснее по игровому миру бегать, вот только они не будут воспринимать информацию об исторической ценности лучше. Ставлю на то, что будут отвлекаться, что изначально будут меньше сосредоточены на обучении. Виртуальная реальность в обучении определенно нужна и поможет. Но не в Майнкрафте. 

Ответить
1

Предположу, что Майнкрафт не заменяет занятия, а дополняет их.

Ответить
1

Потрясная работа, было очень интересно прочитать, спасибо!

Единственное, я не совсем понял, они пошли в стартап для развития своего проекта или продолжают развитие Minecraft EDU?

Ответить
2

Нет, права перешли к Microsoft после покупки Minecraft в 2014 году. Уточнили в тексте.

Ответить
0

Почему этого EDU нет ни под андроид ни под линукс, в отличие от обычной версии?
Так или так плати бабки, никакой свободы, и открытости.
И, вообще этот minecraft детям все же быстро надоедает и они просто сидят и тупят на ролики типа этого
https://www.youtube.com/watch?v=Yquoyns5fuM 

А я , привыкший к играм 2000, не могу видеть такую отстойную графику, это не стиль это убожество

Ответить
1

Нормальный стиль, можно даже сказать это что-то среднее между минимализмом и пиксельартом

Ответить
1

А модами доводятся до восхитительно красивого. Только мощность системы нужна выше

Ответить
1

Нихуя им не надоедает

Ответить
0

Соглашусь, это проходит только с возрастом

Ответить
Обсуждаемое
Новости
На месте закрашенного граффити с изображением Бродского в Петербурге стали писать стихи. Их тоже закрасили
История рисунка, посвящённого 80-летию со дня рождения поэта, не заканчивается.
Разборы
Как можно не понять, что партнёр — агрессор? Почему бы просто не уйти? Психолог отвечает на вопросы о домашнем насилии
FAQ от специалиста центра «Насилию.нет».
Новости
«Я не могу дышать»: В США вспыхнули протесты после смерти мужчины, которого полицейский душил коленом
Жестокое задержание 46-летнего Джорджа Флойда, чернокожего жителя Миннеаполиса, привело к его смерти - полицейский душил задержанного коленом, сообщает издание AL JAZEERA NEWS. ФБР открыло расследование действий полиции, четверо полицейских были уволены, но сотни протестующих вышли на улицы.
Популярное за три дня
Интернет
Мем: Накачанный Доге из прошлого и плачущий Чимс из настоящего
В соцсетях проводят параллели между предшественниками и последователями. Первые всегда побеждают — даже если их «эпоха» прошла пару месяцев назад.
Интернет
Руслан Усачев сравнил чеки 2007 и 2020 годов. И пришёл к выводу, что инфляция выросла сильнее, чем говорит правительство
Методику нельзя назвать точной, но сравнить старые цены с нынешними можно и самому.
Истории
Испанец остался один в огромном отеле из-за пандемии. Он следит за зданием и раз в пять дней спускает 1400 кранов
Он спускает воду в закрытом отеле Барселоны, чтобы уберечь будущих гостей от пневмонии.

Прямой эфир