Игры
Элиана Монахова

Древности, кровеносная система, цепочка ДНК: как Minecraft помогает изучать историю, химию, физику и другое

Творческий проект начался с идеи шведского программиста, а развился до признания в образовательных системах разных стран.

Фото eSchool News

В 2009 году шведский программист Маркус Перссон придумал Minecraft — игру, масштабы творческого потенциала которой оказалось невозможно предугадать. Дав возможность игрокам создавать из кубических блоков всё, что угодно, авторы проекта из Mojang по сути создали 3D-лего, которое увлекло миллионы детей и подростков.

В 2014 году компанию-разработчика выкупила Microsoft за 2,5 миллиарда долларов. А это же время в мире набирала популярность образовательная версия Minecraft, зародившаяся из идеи двух преподавателей в разных частях света. Проект прижился, доказав, как многого видеоигры могут достичь в сфере образовании.

От идеи двух преподавателей до мирового сообщества учителей

В 2011 году финский школьный учитель Сантери Коивисто списался с американским коллегой Джоэлем Левином в соцсетях. По ходу рабочих обсуждений преподаватели узнали, что оба используют Minecraft для обучения школьников. 3D-конструктор казался им отличным способом увлечь детей (за игрой проводила время и дочь Левина) с рождения привыкших к жизни среди технологий.

Однако игре не хватало функционала, чтобы на максимуме использовать её потенциал для обучения. Тогда преподаватели связались с создателем игры Маркусом Перссоном и предложили создать «школьную версию» игры. Геймдизайнер оказался не против. Идею поставили на рельсы, и к декабрю 2012 года новую версию, названную Minecraft EDU («образование» — education), использовали уже в более 1000 школ.

​Джоэль Левин и его ученица Фото Games For Change

Чтобы упростить адаптацию преподавателей к обучению в Minecraft, разработчики включили в версию бесплатные тренинги с первым пробным уроком и советами для новичков. Авторы создали своеобразную «библиотеку» обучающих миров — это шаблоны, которые преподаватели могут сразу использовать или видоизменять, не тратя время на создание мира с нуля. А сам сайт проекта обзавёлся преподавательским форумом.

К 2016 году MinecraftEdu перевели на 11 языков и использовали примерно в 10 тысячах школ (точной статистики по регулярности использования нет), в основном в Финляндии, Швеции и США. Зачастую игру используют на уроках географии, физики, химии, биологии и истории. Благодаря простоте и гибкости Minecraft, в нём удобно воссоздавать города и поселения прошлого, изучать теорию вероятности, проводить химические эксперименты и моделировать строение человеческого тела.

На серверах Minecraft EDU учителя и школьники играют вместе. Благодаря этому, как указывают ряд исследований и наблюдений преподавателей, у детей развиваются навыки командой работы и решения проблем, возникающих по ходу выполнения задач. В школьной версии персонаж не испытывает голод и не может убивать — таким образом ученики могут сосредоточиться на учебных заданиях.

Зачастую преподаватели находятся в режиме «невидимки», вмешиваясь в игровой процесс только при необходимости. Если ребёнок не выполняет задание, нарушает правила или заигрывается, преподаватель замораживает или исключает игрока.

«Minecraft — это открытый проект с хорошей поддержкой разработчиков, и по всему миру у него очень хорошее сообщество преподавателей, готовых помочь», — говорит бывший преподаватель математики Стивен Элфорд. Он изучал и играл в Minecraft около трёх лет, прежде чем предложить внести его в школьную программу в родной Австралии. Он же общался с местными властями и аргументировал плюсы игры. В правительстве идею поддержали — к 2019 году Minecraft используют во многих государственных и частных школах Австралии.

Есть преподаватели, которые воссоздают [для обучения] древние цивилизации, воспроизводят древние, исторические или важные события. Я знал учителя, который дал детям задание создать музей древних цивилизаций, чтобы они могли сравнивать и сопоставлять различные культурные аспекты этих цивилизаций. [...]

[Ученики] собираются в небольшие группы и строят совместные клубы, где всё принадлежит только им и управляются они только ими. Иногда дети [в таких клубах] сами ограничивали себя в игре, потому что поступали не по правилам клуба.

Стивен Элфорд

Древний Рим, кровеносная система и ДНК-цепочки из 3D-кубов

В Швеции, за годы ставшей одной из ведущих стран по интегрированию Minecraft в школьное обучение, процесс начался в 2013 году. Тогда в школе Виктора Ридберга (известный шведский писатель) в Стокгольме ввели обязательные занятия в игре для 13-летних. Идея зародилась благодаря государственному конкурсу «Город будущего», где ученики шведских школ делятся предложениями об улучшении образования.

Учебный курс длится год, во время которого ученики создают собственные города, изучают экологию, а также строят электросети, сети водоснабжения и другие объекты. Руководство школы объясняло, что выбрало Minecraft из-за простоты, доступности и популярности игры у детей. Эксперимент прошёл успешно, и уроки с игры быстро прижились в шведской школе.

Игра помогает развивать креативность подростков без механического заучивания, жёсткой учебной программы и неприятной атмосферы в классе. [В Minecraft] школьники узнают о городском проектировании, экологических проблемах, достижении целей и даже о том, как планировать будущее. Суть игры не сильно отличается от уроков изобразительного искусства или, например, резьбы по дереву.

Моника Экман

В американских школах для занятий в Minecraft преподаватели заранее придумывают сюжетные сценарии. Пример подобной практики — проект Virtual Civilizations Project. Это переработанный и модифицированный вариант игровой платформы с возможностью создания исторических сценариев.

В программе ученик может стать главой племени, руководить подопечными и наблюдать за развитием сюжета в зависимости от его решений. На платформе также создают цивилизации (например, Древний Рим) при помощи знаний, полученных на уроках истории.

В 2017 году несколько школ в Монреале (Канада) участвовали в конкурсе Mission 375, посвящённом 375-летию города. Ученикам требовалось в подробностях воспроизвести наиболее значимые исторические события и объекты канадского города в Minecraft.

В Австралии Minecraft используют на уроках естествознания: преподаватели показывают различные биологические модели и соединения на доске, а затем предлагают детям воссоздать их в игре. Самые частые примеры — цепочки ДНК и РНК.

Потенциал игры раскрылся и в Дании. В 2015 году школьники из Копенгагена воссоздали в игре столичные кварталы и усовершенствовали их. После этого преподаватели Рикке Магнуссен и Анна Элминг представили учебный проект городским властям, которые использовали его для архитектурного городского плана.

В России несколько раз предлагали использовать Minecraft при обучении, однако пока эта идея не получила развития. В 2015 году преподаватель биологии в лицее «Бауманский» (Йошкар-Ола) Светлана Садакова предложила пятиклассникам выполнить домашнее задание в игре, заметив, что ученики увлечены ею на переменах.

Для эксперимента преподаватель задала построить в Minecraft модель кровеносной системы. По словам Садаковой, ученики работали над моделью больше недели, но после нескольких неудачных попыток у большинства опустились руки. Тем не менее, некоторые справились. Пятиклассник Никита Исаев разработал в модель движения эритроцита по одному из больших кругов кровеносного снабжения. «Как ни странно, это мне задали как ДЗ по биологии на каникулы», — рассказывал Никита.

В августе 2019 года эксперты АНО «Института развития интернета» (ИРИ) предложили внедрить Minecraft, Dota 2 и FIFA в российское образование. Основными критериями выбора стала популярность игр среди детей, регулярное обновление разработчиками и возрастная маркировка 14+. Однако никаких новостей или реакций за этим предложением не последовало.

Успехи интеграции Minecraft в школах — на примере канадского исследования

В 2016 году исследовательская группа Canada Research Chair, которая занимается развитием научно-исследовательских проектов в канадских школах, заинтересовалась Minecraft EDU. Специалисты хотели выявить основные преимущества интегрирования игры в учебную программу.

Исследование проводилось в одной из французских школ Канады. В нём участвовали 118 учеников от 9 до 12 лет — практически ровесники Minecraft, появившейся в 2009 году. Учёные наблюдали за ходом игры во время урока, проводили интервью и промежуточные дискуссии с учениками и преподавателями. Для этого создали специальную программу — Minecraft Master. Эта исследовательская версия игры состояла из тридцати заданий, разделённых на десять уровней сложности — от самых лёгких до самых трудных.

На первом уровне ученики создавали персонажа и новый мир, на втором постепенно осваивали функционал игры. С третьего уровня участники строили различные объекты, копали туннели и приручали животных. Наиболее активные получали доступ к дополнительным профессиональным уровням, где им требовалось построить город.

Главным призом для школьников стал сертификат Minecraft-мастера — организаторы выдавали его ученикам, прошедшим наибольшее количество уровней. За каждый пройденный уровень также выдавали призы — именные Minecraft-браслеты.

​Образец сертификата Minecraft-мастера

По итогам исследования, благодаря работе с Minecraft дети активно участвовали в учебном процессе, развивали навыки чтения, письма и коммуникации и занимались творчеством. Специалисты отметили, что благодаря игре ученики быстрее осваивают азы программирования, находят нужную информацию в интернете и адаптируются в социуме.

О большом интересе детей к урокам в игровом формате говорит посещаемость. Во время эксперимента уроки в Minecraft были дополнительными, их практически не пропускали. Из-за востребованности курса многие ученики даже не успели записаться. Однако нельзя с точностью сказать, что это связано с интересом детей к самим испытаниям — возможно, им просто хотелось поучаствовать в необычном школьном проекте.

В исследовании отмечается что игровые уроки приносят пользу лишь тогда, когда в них есть структура. По мнению специалистов, преподаватели должны строго следить за работой детей во время уроков. Иначе они могут сильно увлечься и забыть об учебных целях.

В одном из заданий в игре дети моделировали «Титаник» Фото Canada Research Chair

Наследие Minecraft EDU

Оригинальная команда-авторов Minecraft EDU пошла дальше в своей миссии. В январе 2018 года в стартап TeacherGaming, частично состоящий из авторов образовательного проекта, вложили 1,6 миллиона долларов. Эти средства финская компания использует для продолжения интеграции видеоигр в сферу образования. Правами на Minecraft EDU стартап не владеет, они перешли к Microsoft после покупки игры в 2014 году.

Ближайший аналог проекта — Steam. Но если в нём пользователям предлагают игры на любой вкус, то в TeacherGaming авторы предлагают за подписку (от 99 долларов за учебный год) доступ к библиотеке из 40 игр и 200 уроков по темам физики, химии, математики, истории и обществознания. Глава проекта — Сантери Коивисто, соавтор Minecraft EDU. По данным TechCrunch на июль 2017 года (более свежих данных нет), подпиской проекта пользуется около 3500 школ в различных странах.

В мае 2020 года Minecraft исполнится 11 лет. За это время авторы продали больше 176 миллионов копий игры, а в месяц её запускают примерно 90 миллионов человек. Игра стала важной частью современной поп-культуры, прочно закрепившись в жизни детей по всему миру.

В своём эссе о важности проекта журналист и писатель Кит Стюарт писал, что социальный аспект — это самая ценная особенность Minecraft, которая отражается и в его «школьной версии». По словам автора, игра по-настоящему раскрывается именно при совместном изучении, давая возможность найти друзей и влиться в социум всем, даже самым застенчивым.

Родители рассказывали мне, что их сын или дочь почти не разговаривали, не успевали в школе, у них не было друзей и, о боже, я каждый раз видел в их глазах беспокойство и печаль. Но потом их ребёнок начинал играть в Minecraft. Часто в начале это беспокоило родителей, так как они зачастую не играли в видеоигры, но потом у их ребёнка появлялись друзья, они вместе строили Хогвартс, общались, становились уверены в себе. У них появлялись идеи и планы. Я слышал эту историю десятки раз по всему миру, от Брюсселя до Дубая, и она никогда не стареет: эта игра изменила нашу жизнь.

Кит Стюарт

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#видеоигры #minecraft #творчество #образование #школы #лонгриды #лигаавторов