Игры
alien Alina

Личный опыт: как провал на Чемпионате мира по Call of Duty Mobile помог мне поверить в себя

Рассказ о неожиданном капитанстве сборной, подставе от разработчиков и переосмыслении ценностей.

«Дочь, пройди мне миссию!» или как всё начиналось

В детстве я не интересовалась драками или войнушками, но в 17 лет меня захватили шутеры. Самой любимой серией стала Call of Duty для ПК. Другие популярные игровые жанры типа стратегий или бродилок не вдохновляли: хотелось экшена без раздумий и постоянного адреналина.

Call of Duty для меня не просто игра. Это также память о хороших моментах с отцом. Именно он купил диск первой Modern Warfare и учил меня играть, когда сам не мог пройти миссию: «Алина, иди сюда! Тут нажимаешь для бега, вот так стреляешь. Давай, вперёд!». У нас всегда были сложные отношения, и только во время игры мы болели друг за друга, помогали и переживали сюжет вместе.

Я влилась в игру и проходила уже сама, потом пробовала и другие части, и прочие похожие видеоигры. В студенчестве за год потратила около 700 часов в мультиплеер Call of Duty: Black Ops 2, пару сотен часов в Titanfall и разное подобное. В Black Ops 2 обрела первое игровое комьюнити. Без токсичности не обходилось: иногда звучали фразы в стиле «бабам место на кухне». К счастью, потом в мобильной CoD с этим не сталкивалась.

Из геймерского ноутбука в смартфон

Под конец университета работа и другие хобби вытеснили игры, а после переезда в другую страну я осталась без геймерского ноутбука. Приставки категорически не нравились как платформа. В конце 2019 года я узнала о запуске Call of Duty Mobile — почему бы не попробовать? Очевидно, что скорость геймплея на смартфоне куда ниже, чем на ПК, но со временем уровень эмоций от мобильной игры стал зашкаливать не меньше, чем от её полной версии.

Игру скачали более 250 миллионов раз, она взяла две премии «Игра года» и получила оценку в 4.8 из 5 в App Store. Пожалуй, это лучший мобильный шутер на сегодня

Через несколько месяцев мне стало скучно. Я попробовала всё снаряжение, все карты, режимы и вдоволь побесила противников, бегая с базукой и ножом. В игре стали привлекать лишь новые режимы и странное оружие, типа водяного пистолета или самурайского меча. В Чемпионат мира с фондом в миллион долларов зарегистрировалась тоже от скуки и без особых амбиций. Один клик, и я в участниках.

Здесь словосочетание «Чемпионат Мира» производит ложное впечатление. Будто нужно тренироваться годами, состоять в федерациях и лигах, выступая на больших аренах. Подобное важно и в киберспорте, но именно Чемпионат по Call of Duty Mobile требовал лишь внутриигрового ранга «Ветеран» и соблюдения возрастного ценза. Поэтому участвовать мог каждый.

Кровь и пот квалификации

Как проходит соревновательный матч? Игра всегда идёт пять на пять: к тебе присоединяют четырёх случайных игроков, карта и один из типов игры выпадают тоже случайным образом. Есть голосовой чат и микрофон, но ими редко пользуются, если играют не с друзьями. Ко мне очень редко присоединялись знакомые, поэтому я квалифицировалась одна.

Для квалификации нужно набрать 80 баллов за десять матчей. Баллы начислялись только в случае победы, а их количество зависело от твоего ранга. На моём ранге за победу давали десять баллов, то есть надо было выиграть восемь игр из десяти в зачёт. Либо быстренько прокачаться до высшего ранга и получать 16-20 баллов за победу, но и играть с более серьёзными противниками.

Я в амуниции наёмницы из Black Ops 2. Рисунок друга на мой день рождения

Квалификация шла два месяца. Я не отнеслась к вопросу принципиально: не качала уровень, играла без знакомой команды и даже без напарников. А это большой недостаток: даже играя лучше всех и даже набирая больше очков, чем лидер противоположной команды, я не могла быть уверенной в победе. Система закидывала в игру людей с самым разным уровнем игры, а на крутых игроков везло не часто. При условии команды с постоянно меняющимися случайными людьми квалификация была вопросом везения, а не навыка.

С отличными напарниками можно квалифицироваться за 8-10 матчей. Мне в одиночку пришлось сыграть около 80. Восемидесяти, Карл!

Фортуна посетила меня в последнюю неделю отбора

Как я случайно стала капитаном

Я долго откладывала поиск команды, но за две недели до следующего этапа наконец создала аккаунт в Дискорде и нашла официальный чат Call of Duty для организации совместных игр. Написала заявку о желании присоединиться к команде, рассказала о себе, моём стиле игры и пошла спать.

Утром в личке обнаружила пару десятков сообщений в духе «Привет, возьми в свою команду!». Оказалось, что я по ошибке отправила объявление не в тот чат, и все решили, что я капитан и предлагаю место в сборной. Смутившись, почти начала перед всеми извиняться, но быстро поняла, что на самом деле это мой шанс отобрать лучших и создать сборную по моим правилам.

Я не считаю себя крутым игроком — скорее средним. Моя сила в том, что я не гонюсь за первым местом в рейтинге, а всегда борюсь за победу команды, которая в зависимости от типа игры не зависит от того, сколько противников порубить. Иногда речь идет о захвате и удержании точки или нескольких точек сразу, иногда об обезвреживании бомбы — здесь тактика и командная игра важнее личной крутости.

Из двух десятков заявок часть ошиблась регионом — писали люди из Америки, Австралии или Великобритании. По правилам Чемпионата, можно играть только с участниками из твоей группы стран. Моя страна — я живу в Катаре — входит в регион «Другие». Часть игнорировала мои вопросы, один агрессивный парень улетел в бан, у других меня смущала плохая игровая статистика, кто-то соглашался, а потом сливался по личным причинам.

Сразу повезло с двумя игроками в числе первых отозвавшихся: девушка из Литвы и парень из Турции. Спокойные и дружелюбные люди, никаких лишних разговоров или спама. Ещё и играют отлично. Отбор оставшихся двух членов команды прошёл так: нашла кандидатов через групповой чат Чемпионата, в режиме наблюдателя посмотрела за их игрой и выбрала лучших. Один из них, Таниш из Индии, особенно впечатлил агрессивной атакой и тактическими навыками. Также важно было более-менее совпасть по часовой зоне и убедиться, что кандидат ответственный и готов во всём договариваться.

Первые тренировки

Наконец мы собрались на первую тренировку в полном составе. Объективно, Таниш был лучше всех нас и мог бы стать главным нападающим. Я возложила на него большие надежды, но на следующий день он ушёл. Написал, что мы славные, но ему удобнее играть с людьми из Индии и в его часовой зоне. В личке потом признался, что нам далеко до профи, а он хочет выигрывать. Зато честно.

А как вообще тренировать киберспортивную команду? Без понятия. Другие члены команды тоже не имели опыта, для них было важнее лишь больше практиковаться вместе. Других идей по началу не было, поэтому я посмотрела пару видео из ютуба и интуиции. Ну а что ещё должен делать внезапный капитан.

Составила себе таблицу, чтобы понять наши базовые ошибки — если я, киберспортивный профан, определила их верно

Самым сложным оказалось изучение карт. В идеале, каждая карта требовала выучить пару десятков названий для мест. Времени на это не было, поэтому я обозначила только имена для самых горячих точек на средних и крупных картах. Вышло 5-7 точек с самым логичным неймингом для десяти карт: подписала каждое место, накатала простыню с объяснениями, зачем это всё надо, и отправила в наш чат в Дискорде. Параллельно разгребла новые заявки и нашла нового игрока на замену ушедшему Танишу. Как ни странно, вся эта куча дел и почти единоличная инициатива приносила только удовольствие.

Команда имени жареного теста с мясом

Начала думать над названием. Хотелось что-то латинское и благородное, как у профессиональных киберспортивных команд: Natus Vincere, Virtus Pro, Team SoloMid. Что-то с большой идеей. С посылом и объединяющее каждого из нас. А это нелегко, учитывая, что все члены команды происходят из разных стран и говорят на разных языках:

  • Стундзия — девушка из Литвы, 19 лет. Работает в кейтеринге;
  • Али — пакистанец, 24 года. Программист;
  • Мерт — турок, 20 лет. Студент;
  • Сакар — индус, 17 лет. Студент;
  • Алина — казахстанка, 25 лет. Логистика.

Написала список и осознала, что из первых букв наших имён получается аббревиатура САМСА. Ради смеха закинула в чат, добавила пару шуток за триста про выпечку вместо гранат и самса-снаряды. Сначала все подхватили шутку, а потом в игре всерьёз начали называть себя «cамсой». «Мы выиграли, потому что мы кто? ЯМЫ САМСА». Так команда обрела странное, но аппетитное название.

Запись из моего реального дневника, стиль сохранён

Нож в спину от разработчиков

15 августа, ровно за один день до начала второго этапа, Call of Duty выпустила новый, девятый сезон игры и масштабное обновление. Все предыдущие восемь сезонов менялись лишь внешне: тематикой, деталями интерфейса, новыми видами оружия и камуфляжа, парой новых карт или игровых режимов. Были мелкие изменения характеристик отдельных пушек. Но не в этот раз.

В новом сезоне они ощутимо переделали игровую физику и механику стрельбы. Сначала показалось, что обновление как всегда косметическое. Но затем заходишь в бой и будто оказался в другой игре: непонятно, что именно изменилось, но система отзывалась иначе. Скорость передвижения и прицеливания, отдача при стрельбе, подвижность персонажа — ощущения от игры, которую я знала уже восемь месяцев, будто перезагрузились.

Представьте, вы — игрок в волейбол. За день до соревнований поменяли официальные стандарты и выдали более тяжёлый и крупный мяч, натянули сетку на полметра выше и послали играть на пляж вместо зала. Да, вы по-прежнему можете выступать, но нужно время, чтобы заново привыкнуть, пока мышечная память буксует от новых параметров.

Слетели все прежние модули оружия, которые я долго подбирала под себя — теперь все мои пушки стояли «голыми». Сама система полностью обнулилась: теперь это называется «оружейник». И «оружейник» дал великое множество новых модулей: скажем, раньше был один глушитель, теперь их три. Добавилось по 5-7 видов прочих ручек, сошек, стволов, прикладов, каждый из которых даёт разные преимущества оружию.

Для примера посчитала новые модули стандартной штурмовой винтовки М4. В старой системе было девять модулей, а в новой стало тридцать. А три вида прицелов превратились в восемнадцать. И так у каждой пушки из всего огромного разнообразия оружия.

Предстояло опробовать всё и как можно быстрее, чтобы найти свои удобные сочетания этих десятков дополнений и привыкнуть к обновлённой физике. Часть того, чему научилась твоя мышечная память и реакция — в топку. В первый день было ощущение, что ты заново учишься играть, только получаться стало хуже. И всё за день до чемпионата!

Не только комьюнити, но и игровые блогеры высказались, что «игра стала другой» и придётся привыкать. Часть отличного оружия потеряла свои качества, а откровенно никчёмные пушки стали лучше. В общем, нужно пробовать всё и заново искать фаворитов.

М4 в новой системе с парой десятков обновлений: 30 модулей, включая перки, и 18 видов оптики. Каждый модуль имеет свои преимущества и недостатки, в идеале стоит проверить разные сочетания и поставить любые пять  CoDM в новом девятом сезоне

Команда упала духом. Мы так уверенно шли к началу всего день назад, а сейчас вообще не понимали, как за одну ночь ты будто потерял половину скилла — в первый день после обновления нас раз за разом разносили в ranked матчах, хотя раньше мы побеждали минимум ¾ игр каждый вечер.

Ах, да, систему рангов тоже откатили, и ранг всех игроков слился наполовину, что повлияло на количество баллов за каждую победу в матчах для Чемпионата. Я не могу назвать это иначе, чем жёсткая подстава.

«Самса» верит в себя

Пару дней практики спустя катастрофа не казалось столь ужасной: каждый относительно нашёл пушку, с которой мог бы управиться в новой системе. Мне пришлось бросить любимую HBR — в ней тоже поменялся баланс, и она больше мне не подходила. Команда медленно возвращала свой обычный уровень игры. Но времени для этого оставалось мало. Уже шёл Чемпионат, и надо было как можно скорее набирать баллы.

Бойцы в полной готовности

Из состояния выигрыша большинства матчей мы пришли в точку проигрыша того же большинства. Спустя пару дней практики статистика немного улучшилась. Если на ранних тренировках мы строили тактику для каждой карты и каждого типа противника, то теперь все сосредоточились только на возвращении к прежнему скиллу и адаптации к новым условиям. Коммуникация шла хуже: члены команды были больше сосредоточены на личных трудностях с физикой и постоянно меняли оружие в надежде подобрать удобное.

«То чувство, будто в новом сезоне ты стал новичком, это совсем новый уровень!», — в целом, сообществу понравились изменения, даже несмотря на необходимость привыкать к другой системе. Но вернуться в «новички» прямо перед Чемпионатом — так себе ощущение

Наконец мы решились начать матчи в зачёт спустя 4 дня после начала соревнований. В первый день выиграли 8 матчей из 10. Триумфальное чувство нас расслабило — на следующий день мы наоборот проиграли 8 игр из 10. Третий день прошёл так же — бесславный фейл. Не могу винить в этом только обновления, ведь всё комьюнити оказалось в одинаковых условиях внезапных перемен.

Преуспели те, кто мог позволить себе за несколько суток натренироваться на новых параметрах системы и заново подобрать идеальное оружие. У нас не было столько времени на игру — мешали работа, учёба. Команда всегда максимально шла на компромиссы, чтобы собраться вместе, находясь в разных часовых поясах. Мы переносили деловые и личные планы, но этого оказалось мало.

«Самса» провалила командную квалификацию. Но, с другой стороны, мы изначально договаривались, что собрать таких славных боевых товарищей — уже победа, а попадание в следующий этап — лишь приятный бонус. На следующий Чемпионат мы обязательно соберёмся вновь.

Али мне сказал, что ранее играл и с другими командами, но такой коммуникации и дружности не было ни у одной, поэтому он решил остаться с нами, даже несмотря на всю неэффективность. Пожалуй, это лучшее утешение после всего позора.

Выводы

Суть цели не в том, чтобы её добиться, а в том, чтобы вообще начать что-либо делать. Сама попытка — уже успех. Если думать в таком контексте, неудачи перестают ранить. И ты не боишься пробовать вновь.

Для меня самым важным шагом стало то, что я не побоялась стать капитаном, организовывать тренировки и направлять команду. Для малосоциального ботана с синдромом самозванца это огромное достижение.

Раньше я бы сразу открестилась от лидерства, а также была бы раздавлена виной, что не всегда играла круто, и мы не прошли. Но по этому событию, по этой внезапно выросшей смелости я поняла, что моя личность здорово изменилась за последние полгода. Капитанство, пусть даже на мелком уровне, — вау. Полгода назад ни за что бы не поверила, что возьму эту ответственность.

Я всегда подозревала, что я энергичнее, инициативнее, но низкая самооценка заставляла прятаться за другими. Я смотрела на своих прошлых начальников и считала, что главный должен быть лучше и умнее других. А потом осознала, что это необязательно. Да и быть лидером не так уж страшно. Главное — считать себя не боссом, а ассистентом: не указывать, что делать, а помогать развиваться, подбадривать, задавать верные вопросы и находить общие решения.

Всегда казалась себе скукоженным бобиком, но после Чемпионата поняла, что во мне много сил. Восхитительное чувство, ребята.

Эта статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.