«Лучше уж шашлыки, чем это»: первый день цифровых пропусков в Москве обернулся хаосом
Пробки на въезде в город, очереди в метро, вопросы к методам проверки полиции, жалобы таксистов на перебои приложения для считывания пропусков — не по плану пошло почти всё.
15 апреля в Москве заработала система цифровых пропусков для поездок на личном и общественном транспорте. Планировалось, что это поможет сократить пассажиропоток в городе и количество поездок без важной причины (жители могут оформить пропуск по личным делам только два раза в неделю). Московские власти обещали тщательно проверять пропуска.
Но первый день работы системы обернулся хаосом. В полной мере не сработал практически ни один элемент: автомобили встали в пробках, в метро образовались очереди, в автобусах не проверяли вообще, а таксисты пожаловались на перебои приложения для проверок. В итоге в каких-то местах система, которая должна была остановить распространения Covid-19, привела к опасной для москвичей ситуации.
TJ восстанавливает хронику неудачного дня цифровых пропусков и приводит ответы тех, кто отвечал за её внедрение и исполнение.
Общественный транспорт: опасные очереди в метро
Огромные очереди в московском метро стали одной из главных тем дня. По данным ТАСС, пропуска проверяли вообще на всех станциях, а журналисты сообщали, что на огромное количество людей — всего два сотрудника полиции.
Ту же картину можно было наблюдать по фото и видео в соцсетях: очевидцы говорили, что ожидание доходили до получаса, в очередях не соблюдали рекомендованную дистанцию, а полицейские не соблюдали меры безопасности.
Произошедшее в метро создало потенциально опасную ситуацию: в столице закрыты массовые мероприятия и запрещены скопления людей, но сотни людей, стоящих вплотную в очереди — почти что идеальный сценарий для распространения коронавируса. В соцсетях потребовали ответа от властей, допустивших подобное.
Также в соцсетях обратили внимание на сюжет канала «Россия 1», где сняли московское метро уже после исчезновения очередей, и рассказали об «отсутствии скопления народа». А твиттер-аккаунт «Вестей» указал на то, что посетители метро сами не соблюдают дистанцию в очередях.
Корреспонденты ТАСС отметили, что автобусы при этом не проверяли вообще — хотя они попадают под категорию общественного транспорта, и их пассажирам тоже нужны пропуска.
Личный транспорт: пробки и нехватка смартфонов для полицейских проверок
Утром 15 апреля на въездах в Москву образовались километровые пробки: жителей Подмосковья, которые поехали на работу, проверяли на наличие пропусков. На одних пунктах проверки пробки были больше, на других — меньше. О заторах на дорогах сообщали СМИ и пользователи соцсетей, об этом свидетельствовали данные «Яндекс.Пробок».
Илья Питалев, РИА «Новости»
Илья Питалев, РИА «Новости»
В сети появилось видео одной из проверок, где сотрудник ДПС проверял цифровой код «на глаз». При этом он взял смартфон водителя в руки: даже в перчатках такое действие может привести к распространению вируса. Особенно, если полицейские не меняет перчатки после каждой проверки и постоянно касается телефонов.
Такси: пропуска проверяют «на веру» из-за сбоев
Предполагалось, что водители такси будут проверять пропуска пассажиров с помощью приложения «Помощник Москвы». Московские власти предупреждали, что будут штрафовать водителей, которые не будут проверять клиентов. Но есть проблема — из-за сбоев системы многие таксисты так и не смогли посмотреть пропуска.
«Ведомостям» со ссылкой на сотрудников трёх сервисов такси сообщили, что у тех нет технической возможности проверить пропуск, поэтому они просят его показать на телефоне «для очистки совести». О сбоях сервиса также рассказал РБК представитель сервиса «Везет» и подтвердил источник на рынке услуг перевозки. По данным Baza, сервисы такси и водителей слишком поздно предупредили, как будет работать система:
Подробности работы с пропусками появились 14 апреля около 20:00, хотя система контроля за поездками должна была запуститься уже через четыре часа. Кроме того, сейчас многие пассажиры либо отказываются показывать разрешения, либо не успевают их получить из-за проблем на портале мэрии. В результате водителям зачастую приходится верить им на слово.
Днём 15 апреля пресс-служба московского департамента транспорта подчеркнула, что «Помощник Москвы» работает стабильно «на данный момент».
Что говорят московские власти и Кремль
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков согласился, что ситуация с очередями в метро в условиях пандемии — это «плохо, опасно и нежелательно». В то же время он посчитал, что проблема состоит в «недисциплинированности» граждан, и попросил не спешить с выводами.
Делать какие-то выводы и спешить с выводами на основе первого утра, того, как эти пропуска заработали, мы считаем неправильным. Возможны ли трудности? Да, возможны. Опять же, проблема в недисциплинированности. Оно наладится, и мы надеемся, что эффективно сработает.
Есть задача обеспечения пропускного режима, вторая задача — минимизировать проблемы, которые возникают. Можно ли это сделать сразу, за несколько часов — очевидно, нельзя. Происходит отладка.
Мэр Москвы Сергей Собянин назвал ситуацию с очередями критичной и пообещал «придумать, что можно сделать». Вечером 15 апреля департамент транспорта объявил, что проверка пропусков в общественном транспорте будет проходить в «автоматическом режиме» — через социальную карту, «Тройку» или «Стрелку». Уже сейчас этим занимаются не полицейские, а контролёры.
Собянин также подчеркнул, что заторы образовались из-за действий столичной полиции: «переговорил с начальником ГУВД, попросил организовать работу таким образом, чтобы дальнейшие проверки не приводили к массовому скоплению людей». В ведомстве не ответили на критику мэра, но заявили, что лучше по возможности оставаться дома и соблюдать дистанцию при появлении очередей: «Просим вас с пониманием относиться к сложившимся обстоятельствам».
Несмотря на проблемы первого дня, Собянин пообещал, что контроль за пропусками будет «усиливаться каждый день».
#соцсети #разборы #карантинвроссии