Интернет
Женя Кузьмин

Петербуржец перед началом пандемии отправился в экспедицию на Антарктиду — и рассказывает в Твиттере о жизни полярника

Жизнь в антарктической экспедиции, влияние Covid-19 и любовь к пингвинам — TJ поговорил с Денисом Мельниковым обо всём.

Пандемия коронавируса привела к тому, что многие люди изолировались дома, а некоторые даже задумались о переезде из городов в отдалённые места, чтобы переждать вспышку там. А что может быть отдалённее, чем российская антарктическая станция «Мирный»? Туда в составе 65-ой экспедиции отправился петербуржец Денис Мельников: он попал на «Мирный» через неделю после того, как ВОЗ объявил пандемию.

Денис находится на Антарктиде уже больше месяца, и в 2021 году он вернётся, возможно, уже в несколько другой мир. Ход экспедиции и будни полярников Мельников описывает в Твиттере, делясь историями и фотографиями. TJ поговорил с ним о способах попасть на Антарктиду, влиянии коронавируса на работу станции, скорости интернета и, конечно, пингвинах.

* * *

Как попасть в экспедицию

Расскажи немного о своей жизни до экспедиции. И как пришла идея поехать на Антарктиду?

Живу в Санкт-Петербурге. До этой экспедиции я девять лет проработал геофизиком. Зимой катаюсь по вахтам: Дальний Восток, Крайний Север и Северные моря, начинал со Средней Азии, Сибири и Индии. Между вахтами занимаюсь валкой аварийных деревьев (арборист). Но, к сожалению, в геофизике платят не настолько хорошо, чтобы жить безбедно до следующей вахты.

Денис Мельников

Про Антарктиду мечтал с первого курса. Вернувшись прошлым летом с Ямала, подумал, что если этой зимой не поеду, то потом придётся либо делать перерыв и ещё раз пытаться, либо уже перегорю. Просто в следующем году моя старшая дочь идёт в первый класс, и я не могу это пропустить. Поэтому приложил все усилия, чтобы уехать именно в эту, 65-ую ежегодную экспедицию.

Почему именно Антарктида была мечтой?

Меня из всех геологических дисциплин всегда интересовала гляциология (наука о ледниках) и всё, что с этим связано. Много читал по этой теме, сидел в библиотеке и делал жирные рефераты. Ну а наука эта очень узкоспециализированная, и я бы не сказал, что прям прибыльная. Поэтому в геофизике занимался и продолжу заниматься сейсморазведкой — поиском месторождений нефти и газа и всё что с этим связано. Больше перспектив.

Но раз всегда нравились лёд и ледники —куда ехать, если не сюда.

Я ещё осенью читал твой тред «Проснулся утром и резко захотел в экспедицию на Антарктиду». Можешь кратко пересказать тем, кто с ним не знаком: как ты всё-таки попал в состав экспедиции?

Просто пришёл с резюме. Благо, опыт работы в геофизике немалый, и на длительных вахтах бывал. Значит, психика устойчивая. Тут же нет такого: надоело — уволился.

Надо уметь «держать дистанцию» и постараться не отъехать кукухой от однообразных будней.

Когда проходишь собеседование, тебя направляют на медосмотр и на обучение для получения «морских документов». Когда все бумаги собраны — приходишь в кадры, оставляешь и ждёшь, когда будет отбор в экспедицию и распределение по станциям.

После этого тебе звонят и сообщают, берут тебя или ты остаёшься в «горячем резерве» на случай, если специалиста с твоей должности в Кейптауне по состоянию здоровья или ещё по каким-то причинам заворачивают. Если не вызовут и тогда — обязательно попадёшь в следующую экспедицию через год.

Про «отъезд кукухи» — как-то готовился к поездке в этом плане? Может, какие-то лайфхаки или план, как разнообразить будни. Всё же это месяцы вдали от остального мира. Наверное, сейчас по понятным причинам этот вопрос для многих звучит актуально.

Взял много чего почитать, прежде всего. Пока позволяет погода — бегаю, потом в спортзал перемещусь. Фильмов, конечно, взял. К играм в принципе равнодушен, так что по минимуму — «Герои 4» и Diablo 2.

План составляй-не составляй, всё равно рано или поздно всё надоедает и просто хочется домой. Даже если смотришь на айсберги и где-то уже недалеко пингвины.

А бывает такое, что кто-то психологически не выдерживает такие условия уже на станции? Или таких людей обычно видно при отборе?

Бывает, конечно. Успокаивают, приводят в себя и поддерживают. Но люди в основном понимают, куда они едут, и если заранее понимают, что не вывезут — не ввязываются.

Например, самой суровой зимовкой считается зимовка на станции «Восток». Высота 3,5 километра, температура до -89 градусов, мест погулять и посмотреть нет. Кто-то именно туда хочет поехать, кто-то отказывается ехать, узнав, что отправляют туда. Среди полярников говорят: «Не зимовал на Востоке — не зимовал вообще». И поэтому «восточники» пользуются особым уважением среди полярников.

Прочитал в Твиттере, что женщин в российские экспедиции на зимовку не берут. В чём причина?

Причина простая — во избежание конфликтов.

Но, как я понял, у женщин всё же есть возможность попасть на Антарктиду, просто на более короткий срок?

На сезонные работы — примерно ноябрь-февраль, в зависимости от движения пароходов сюда — в качестве учёных от Института Арктики и Антарктиды. Либо на пароходе персоналом: повар, буфетчица, дневальная, уборщица. Ну или в научном составе судна. Но что там по вакансиям — я даже примерно не представляю.

Антарктида и коронавирус

Путь до Антарктиды: как он проходит? Заметил, что первый месяц ты активно всё расписывал в соцсетях, а потом пропал до прибытия на станцию. С чем это было связано?

Уехал из дома в середине января. Два месяца добирались на пароходе сюда. Сама экспедиция длится примерно 12 месяцев, может дольше. И обратно ещё два месяца до дома. Либо месяц до Кейптауна и потом на самолёте. Как повезёт.

Путь был такой: через дней пять после Петербурга — заход в Германию (город Бремерхафен), там остаёмся на четыре дня. Далее три недели до Кейптауна, там так же четыре дня. И потом уже до станций. Пропадал из соцсетей, потому что там на пароходе не было интернета. Без него тяжко, но жить можно. Я читал и гулял по вертолётной площадке.

Не могу не спросить. Так совпало, что именно этот месяц без интернета совпал с месяцем развития в мире пандемии коронавируса (Денис приехал на станцию 17 марта — прим. TJ). Как и когда ты узнал об этом?

Ну новости о вирусе были ещё когда собирался дома, но особо внимания не обращал. Когда в был в Кейптауне — тоже особо не читал новости. А вот через месяц прибыл сюда — и на станции новостей было уже слишком много. И пандемия, и карантин, и вот это вот всё.

А я на краю Земли, и у нас коронавируса тут и близко нет. Сижу и диву даюсь над тем, что происходит в мире, пока я айсберги фотографирую.

Видел забавный тред: ты написал первый твит после перерыва и получил множество ответов в стиле «Ты не поверишь, что тут без тебя произошло». Не было в тот момент ощущения, будто за этот месяц без связи мир сильно изменился? Или вдали это не так сильно чувствуется?

Было, конечно. Я с женой почти каждый день созванивался по спутниковому телефону и примерно знал, что происходит. Но когда все новости прочитал — удивился масштабам.

На нашу станцию пандемия никак не повлияла. У нас нет по соседству станций других государств. А на других станциях ввели меры, и пока не закончится вся эта история — запрещён приём гостей и посещение других станций. В ситуации с «Мирным» — наша хата с краю, и нас никак не коснулось.

Жизнь полярника — пингвины, пробежки и медленный интернет

Ты, получается, уже чуть больше месяца на станции. Что входит в твои обязанности? Можешь перечислить три вещи, которые тебя удивили или к которым пришлось привыкать?

Я магнитолог — веду измерения изменений магнитного поля земли. Привыкнуть? Пожалуй, первое — очень сильные ветра. Пока что максимум — около 25 метров в секунду. Но это не предел, и зимой (июнь-август) будут ещё сильнее. Конечно, удивили пингвины: нелепые, смешные и красивые птицы.

Удивил голубой цвет льда. Такого чистого цвета я никогда раньше не видел. Ни в горах, ни где-либо ещё. У меня из окна вид на оторвавшийся кусок ледника размером с ТЦ, и у него красивые слои светло-голубого, тёмно-синего и белого цветов. В зависимости от времени суток и освещения он выглядит по-разному. Каждый день на него смотрю.

У тебя в твиттере вообще довольно много про пингвинов! Я так понимаю, их довольно много вокруг станции. Есть какие-то правила, как себя с ними вести? Подозреваю, что лезть к ним нельзя.

Просто я пингвинов обожаю! Когда приехали — вокруг станции были пингвины Адели, довольно много. Но потом они уплыли севернее, где потеплее. На подходе — императорские пингвины. Скоро лёд будет крепкий, и мы пойдём к ним с научными целями.

Правила простые и строгие: близко не подходить, не пугать и не бегать за ними. Ни в коем случае не брать на руки и не поднимать. Это им навредит, и к тому же запрещено целой кучей международных природоохранных законов.

А какие научные цели, если не секрет?

Я думаю, в основном подсчёт популяции. Ближе к делу расспрошу эколога подробнее.

А можешь кратко рассказать про обычный день полярника на своём примере?

Подъём в 7:30 от радио, по которому радист сообщает дату и погоду. И какой праздник сегодня, если есть. Кофе и завтрак — готовлю сам, потому что утром на камбуз ходить не очень хочется. Долго. Потом проверка работы датчиков и ведение рабочих журналов. После этого пару часов до обеда можно заняться общестанционными делами или просто почитать.

В 12:30 обед. Кормят нормальной пищей. Первое/второе, мясо, овощи, хлеб, компот. Никакой тушёнки. Получше, чем в некоторых полевых геофизических партиях в тайге или на севере. После обеда отдых, пробежка (если погода позволяет) либо прогулка. Часто ребята просят помочь что-то сделать по работе.

Ужин в 18:30. После ужина обычно садимся чистить овощи для готовки. Отбой — кому как удобно. Я стараюсь не выбиваться из режима дня и ложусь спать в 00:00-1:00. Иначе все дни смешиваются и дольше тянутся.

Сейчас для многих в режиме изоляции отдушина — интернет. Как с ним на станции?

Медленный, но есть. Онлайн-видео не посмотришь, но сообщения получать и отправлять можно. Тут есть сервер с кучей фильмов, видосов, клипов и книг. Не YouTube, конечно, но лучше, чем ничего.

Ты ещё рассказывал про заблокированный Telegram и отсутствие доступа к Инстаграму и другим приложениям на айфоне из-за проблем с Wi-Fi. Всё правильно?

Да, у нас на станции своеобразно настроена сеть, так что мой айфон не подключается. Telegram заблокирован в Институте, как я понимаю. Инстаграм — десктоп-версия. Благо, там появилась вкладка «директ». Так что телефон только для фото, музыки на пробежке и приложения [для записи пробежек] Strava.

На фоне таких ограничений у тебя расцвёл твиттер. С момента отправления количество твоих подписчиков увеличилось в три раза — с 4 тысяч до 12 тысяч. Ожидал такое внимание к рассказам об экспедиции?

Если честно — нет, не ожидал, что будет настолько интересно. Думал, ну может будет тысяч 10 подписчиков максимум.

Планируешь теперь так освещать в соцсетях экспедицию до самого её завершения в 2021 году?

Ну да. Эта соцсеть же всё ещё бесплатная. Ну и общение здорово разбавляет монотонные будни. А дальше, месяцев через пять, будни станут ещё скучнее. Ну или не станут, посмотрим.

Можешь напоследок что-то сказать гипотетическому пользователю TJ, который прочитал всё это и захотел тоже отправиться в экспедицию на Антарктиду?

Искать возможности отправиться и не робеть, чтобы своими глазами всё это увидеть. Способов попасть сюда немало: от платных туров до таких экспедиций, как моя. Просто я пошёл самым сложным путём.

#интервью #соцсети #кемтыстал