Интернет
Даша Лейзаренко

Стремление к упрощению: как вояки вышли из имиджбордов и стали главным феноменом массовой мем-культуры 2020 года

Десять лет мейнстрим сторонился вояков со странной репутацией, но теперь принял их в полную силу — разбираемся, как так вышло.

Сложно пролистать ленту с мемами и не наткнуться хотя бы на одного из сотен вояков — проходят месяцы, а нарисованных по одному шаблону персонажей всё не перестают использовать. Более того, появляются новые разнообразные герои, а ситуации, в которых они встречаются, становятся безграничными.

В начале 2010-х годов вояк был популярен на имиджбордах — он символизировал иронию над одинокими и депрессивными «анонами». Но поскольку массовая культура не особо принимала 4chan, герой не привлекал внимания других соцсетей. В 2020 году же мему десятилетней давности удалось окончательно захватить интернет-культуру — TJ попытался разобраться, как так вышло и при чём здесь Rage-комиксы.

Символ изолированности от общества

В 2009 году пользователь Wojak («воин» на польском) немецкого имиджборда Krautchan обнаружил картинку под названием twarz.jpg («лицо») с героем будущего мема. Год спустя изображение популяризировали на итальянском имиджборде Pastachan и российском «Доброчане». Нарисованного в MS Paint вояка то ли с разочарованным, то ли с задумчивым выражением лица начали использовать как картинку-реакцию.

Оригинальный вояк 

Вояк стал олицетворять депрессивных и одиноких пользователей имиджбордов. Социально неадаптированный и не видящий радостей в жизни персонаж появлялся в мемах о мучительной повседневной рутине, когда поделиться переживаниями не с кем, кроме таких же анонимных пользователей сети.

В 2011 году вояк стал известен на аниме-доске 4chan как Feels Guy, олицетворяющий ощущение «tfw no gf» (that feeling when no girlfriend) — когда нет девушки. С этой фразы начинали эмоциональные посты о неудачах в отношениях и прикрепляли к ним оригинальную картинку. Чтобы утешить автора поста, ему отвечали картинкой-реакцией, где вояк говорит «Я знаю это чувство, бро» и обнимает другого.

Тогда же начали использовать термин «feels» (сокращение от «feelings» — «чувства») в гифках и картинках-реакциях вне поджанра мемов с вояками. Обычно «чувства», под которым имели в виду переживание сильных эмоций вроде грусти, шока или злости, изображали как предмет, который сбивает человека с ног. В контексте вояков были популярны картинки, обыгрывающие это слово.

В середине 2010-х мем пережил множество трансформаций — вояк становился то одиноким парнем на вечеринке, который мечтает вернуться домой к видеоиграм, то безликим NPC с пустым лицом, то рыдающим «бреинлетом» с маленьким мозгом, скрывающимся за маской интеллектуальности, то «увядшим» воплощением безысходности с чёрными дырами вместо глаз.

«Лучше бы я остался дома и играл в видеоигры. Музыка слишком громкая. Ноги болят. Хочется есть»

Все итерации вояков объединяло одно: в основном их использовали, чтобы иронизировать над собственной социальной неадаптированностью и найти утешение у людей со схожим образом мышления. На имиджбордах популярна идея о том, что жизнь у всех «анонов» одинаковая — пойти в школу, закончить университет, застрять на тупиковой работе, не завести друзей или девушку. Как отмечают в документальном фильме TFW NO GF, мемы про вояка отражали не только переживания из-за отсутствия романтических отношений, но и желание почувствовать себя нормальным человеком.

Из мемной периферии в фейсбук

В середине 2010-х вояк часто появлялся в компании грустного лягушонка Пепе — изначально тот издевался над вояком, но вскоре они стали неразлучными мем-персонажами. Постепенно Пепе отодвинул вояка на второй план, когда начал появляться в аккаунтах знаменитостей, в медиа его принялись обсуждать в контексте ультраправых и в конце концов даже «убили». Вояк тем временем оставался на имиджбордах, почти не выходя в массовую культуру.

Однако к концу 2019 года на 4chan набралась целая галерея героев, основанных на образе вояка: думер, его девушка, зумер, блумер и другие -умеры. В отличие от предыдущих итераций персонажа все получили разные характеристики — многие радикально отличались от оригинального вояка.

30-летний бумер, думер, зумер и блумер

Этим персонажам удалось выйти за пределы 4chan и оказаться на фейсбуке — именно эта соцсеть стала главным толчком к популярности вояк-мемов, считает редактор онлайн-энциклопедии Know Your Meme Филипп Качалин: «Мем-мейнстрим с опаской относился к воякам из-за ассоциаций 4chan c альт-райт, инцелами и прочими нежелательными элементами, но на фейсбуке ему очень повезло. Прежде всего, благодаря международной аудитории, которой политкорректность и cancel culture не так интересны, как более западным твиттеру и реддиту. А также благодаря обилию шитпост-групп, быстро адаптирующих новые форматы».

Особенно популярными стали два персонажа. Первый — это Nordic Gamer, нарисованный не по шаблону вояка и вышедший из мема про сравнение скандинавской и средиземной национальностей. Консервативный персонаж невозмутимо отвечал «Да» на провокационные вопросы представителей SJW, благодаря чему стал популярным в околополитических пабликах вроде «мемов для русских» или «абстрактных мемов для элиты всех сортов». Другая героиня, способствовавшая распространению вояков — это девушка-думер, созданная как идеальная пара для аналогичного мужского персонажа, но вскоре начавшая его отвергать.

Геймер-норд

Девушка-думер

И геймер-норд, и девушка-думер принялись общаться между собой и с другими вояками в двух- или четырёхпанельных комиксах — примерно как в начале 2010-х разговаривали «троллфейс», Rage Guy, Me Gusta и другие. Именно такой формат сыграл решающую роль в популяризации вояков — ведь он максимально разнообразный, универсальный и доступный для понимания. «Культура циклична — мы будем постоянно возвращаться к одним и тем же мемам в новых формах», — полагают администраторы сообщества «Cringe».

Девственник-вояк, 2020 год: мем про зумера... ой, я имел в виду мем про думера; всегда должен быть политическим, чтобы быть популярным среди альт-райт инцелов; результат политических событий 2016 года; присваивает заслуги Пепе; много деталей, но всё равно выглядит дерьмово; пародия на Rage-комиксы / Чад-Rage-комиксы, 2010 год: миллениальский мем, ничего «думерского»; обычно неполитические, никогда не связаны с современной политикой; придумали троллфейс; результат золотой эпохи интернет-культуры; не нужны детали, чтобы выдать прекрасный мем; абсолютно оригинальные

«Вселенная» вояков

Новые вояки имеют мало общего с тем, как оригинальный формат использовался в начале 2010-х. Персонажи получили разные характеристики, причём далеко не все оказались социально изолированными, как оригинальный герой. Встречались полные противоположности вояка — радостные и полные надежд блумеры, безразличные к общественному мнению 30-летние бумеры, уверенные в себе и успешные среди женщин геймеры-норды.

Если раньше вояк использовался исключительно как мужской образ, то теперь помимо девушки-думера впервые появились и другие женские персонажи — например, «традиционная девушка», «папина дочка», e-thots и множество других. «Вселенная» разрослась до сотен персонажей.

Часть девушек-вояков с описаниями  Большой размер

Поскольку каждый вояк отличается индивидуальностью, они теперь не просто жалуются на одиночество, а иронизируют над политическими движениями, увлечениями, поколениями, социальными статусами и внешностью себя или других персонажей.

Сегодня мы используем вояков для описания архетипов, которые ежедневно встречаем вокруг нас. Мы смеемся не над вояками, а друг над другом, над людьми, чьи мнения мы не разделяем, выставляя их слабаками и идиотами, а иногда сами над собой и над нашими странными увлечениями.

Филипп Качалин

Теперь каждый может найти персонажа, с которым можно ассоциировать себя или своего оппонента. Вояки дают простор творчеству — если нет подходящего, то в MS Paint можно быстро нарисовать своего. Со временем диалог практически любых персонажей стали изображать в виде вояков, хотя можно было обойтись и без этого. Так, вояками стали Путин и Навальный, Тихановская и Лукашенко, героиня мема «Привет, я подсяду?» и другие участники актуальных событий.

Формат вне шаблонов

За 2020 год появилось несколько форматов с вояками. Сначала это были простые двухпанельные комиксы c геймером-нордом и девушкой-думером. Примерно такая же схема сохранилась и для последующих шаблонов — Dick Flattening о пытках депрессивного вояка или Money Printer Go Brrr, который в рунете стал известен как «Нееет, ты не можешь». Авторы мемов меняли подписи и подрисовывали персонажам характерные черты.

Летом появились уже четырёхпанельные комиксы. Сначала шаблон «Нееет, ты не можешь» эволюционировал в мем о несогласии с одним мнением и согласии с другим. Затем в шаблоне с бегущим Арнольдом Шварценеггером актёра заменили на вояков: так родился формат, где герои отправлялись на машине времени в прошлое. Если девушки не делали ничего интересного, то парни пытались предотвратить катастрофы или спасти мир — впоследствии и в мемах обыграли и это.

К осени выделять отдельные шаблоны среди тысяч вояк-комиксов стало практически невозможно. Теперь персонажи общаются в десятках разных форматов, друг с другом встречаются ранее «не знакомые» в мемах персонажи, а авторы шаблонов обыгрывают абсолютно любые жизненные ситуации.

Простота и наглядность

Популярности вояков способствует и то, что мемы про них делать также легко, как и Rage-комиксы 10 лет назад: стоит просто разместить персонажей и подписать им диалоги. В двухпанельных итерациях комиксов нужно было просто изменить текст, даже не трогая картинки. Проблем с поиском персонажей обычно не возникает — многие вырезают героев из старых шаблонов, а для любителей HD-мемов пользователь реддита собрал библиотеку из 360 вояков в формате png.

Поскольку порог вхождения у вояк-комиксов низкий, а наглядность — высокая, шутки считываются быстро, редко бывая абстрактными. Редактор паблика «Все форсы за 2020-й год» Антон Шевченко отмечает, что в последнее время ему даже «хочется не просто плакать, а рыдать» от того, насколько примитивными и простыми в исполнении стали мемы.

С этим соглашаются и авторы сообществ «eternal classic», которые считают вояков «квинтэссенцией лёгких и гибких мемов, благодаря которым можно спроецировать любой образ»: «Мемы стремятся к простоте, поскольку люди ленивые и зачастую не обладают художественными навыками. Дорисовал в MS Paint, добавил текст и получается — „Wow, this guy is literally me“...»

Вояку удалось воплотить множество разных стереотипов, в которых люди видят себя или своё окружение — его можно приспособить к любой идеологии, религии, расе или социальному статусу. Он избавился от старого образа и благодаря разнообразию, универсальности и доступности форматов стал действительно народным феноменом, который в эпоху умирающих за неделю мемов, кажется, не собирается никуда уходить. По крайней мере, пока не пройдёт очередной цикл и не появится новый наследник старых-добрых Rage-комиксов.

#соцсети #мемы #разборы