Цифровые артефакты продают за сотни тысяч долларов. Что это такое и зачем покупают то, что доступно всем в интернете
Мем десятилетней давности, пиксельные картинки и ролики с баскетбольных матчей — всё это реальные лоты на аукционах, и стоят они гораздо дороже, чем кажется.
Продающиеся криптопанки
В феврале заключили сразу несколько сделок по покупке цифрового искусства, которые привлекли повышенное внимание из-за сумм. Гифку с радужным котом купили за 580 тысяч долларов, почти за миллион долларов можно приобрести картинку с котом, а за пару миллионов — пиксельное изображение обезьяны в косынке. Всё это совершенно бесплатно можно скачать, распечатать и даже продать, но почему люди отдают за это деньги? Дело в эксклюзивности.
Цифровое искусство, которое чаще называют NFT, постепенно уравнивается с физическим, и теперь платить можно за право быть единственным владельцем картинки в интернете. На фоне популярности подобных торгов появились десятки сайтов, на которых напрямую без посредников можно купить цифровой артефакт и оплатить его криптовалютой. А теперь на тренд обратили внимание классические аукционные дома и бренды.
Что такое цифровое искусство и NFT
NFT (non-fungible tokens) — невзаимозаменяемые токены (виртуальная цифровая единица) в блокчейн-сети, которые нельзя обменять друг на друга. Их используют для приобретения цифровых объектов: изображений, гифок, видео, аудио, персонажа или предмета в игре, бейсбольной карточки, доменного имени и вообще чего угодно.
До появления NFT и после продажи эти объекты продолжали контролировать разработчики — они могли их удалять, видоизменять и продавать повторно. Теперь искусством, хранящимся на цифровых кошельках, обладают только владельцы, а у разработчиков остаются лишь интеллектуальные права. Подлинность NFT и его владельца можно проверить прямо в коде токена.
Другие пользователи могут скачать и распечатать изображение, воспользоваться аудио, но распоряжаться изображением, к примеру, продавать его, сможет только владелец. Такая система позволяет продавать и покупать объекты цифрового искусства в обход посредников, к примеру, аукционных домов.
Суть покупки объектов цифрового искусства в том, чтобы обладать редкими мемами, изображениями и роликами, права на которые есть только у вас.
Первые токены в виде котят, мемов и панков теперь продают за сотни тысяч долларов
Первыми в NFT-сфере стала также платформа с мемами про лягушонка Пепе Rare Pepe Directory. Любой из редких токенов можно купить при помощи собственной валюты разработчиков PepeCash. В 2018 году редкий пепе-мем с Гомером Симпсоном продали на аукционе Rare Digital Art Festival, устроенном Rare Pepe, за 38 тысяч долларов.
Мем Homer Pepe на аукционе Фото Vice
Продажа мемов с пепе на аукционе Фото Vice
NFT CryptoPunks (криптопанки) появился в 2017 году. И хотя он появился после Rare Pepe, именно его считают первым полноценным NFT. Два американских разработчика студии Larva Labs Мэтта Холла и Джона Уоткинсона создали 10 тысяч уникальных сгенерированных персонажей-криптопанков размером 24х24 пикселей, среди которых нет двух одинаковых. Есть более редкие персонажи, к примеру, «Чужой», обезьяны или инопланетяне — их всего девять.
Криптопанки Фото larvalabs.com
Поначалу криптопанков могли бесплатно получить все желающие, у кого был кошелек с криптовалютой Ethereum. Желающих было немного, но всё изменилось, когда о криптопанках рассказали в издании Mashable. Криптопанков быстро раскупили и стали перепродавать за «эфиры» — это и есть криптовалюта на платформе Ethereum, как биткоин. Постепенно цена персонажей достигла 10 «эфиров» за одного (на то время — около 3 тысяч долларов). Теперь криптопанков можно купить у владельцев минимум за 35 тысяч долларов (2,5 миллиона рублей). Чем более редкий персонаж, тем дороже он стоит. С 2017 года стоимость всех продаж криптопанков составила 103 миллиона долларов (7,6 миллиардов рублей), пишут разработчики.
Криптопанк Фото breakermag.com
Разработчик и художник Джон Уоткинсон подписывает изображение криптопанка Фото breakermag.com
Криптопанков покупали с разными целями: кто-то искал похожего на себя, чтобы обновить аватарку в твиттере, а кто-то — похожих на селебрити, чтобы в будущем продать токены дороже.
Токенов быстро становилось всё больше. В 2017 году компания Dapper Labs создала криптоплатформу CryptoKitties (криптокотики), ставшей одной из самых популярных. Это игра, во время которой пользователи могут скрещивать двух котов и получать потомство, которое могут продавать. Чем реже модификация кота, тем дороже его можно продать. К примеру, редких котят продают за 733 тысячи долларов (55 миллионов рублей) и даже за 999 тысяч долларов (74 миллиона рублей).
Эксклюзивные криптокотята Скриншот сайта CryptoKitties
В 2017 году художник и создатель блога об искусстве Arthome Джейсон Бейли выделял четыре главные области, в которых блокчейн-платформы с продажей объектов цифрового искусства повлияют на арт-рынок. В число пунктов попало предположение, что продажи цифровых объектов сильно увеличатся за счёт дефицита — ведь токенов доступно лишь ограниченное количество, и каждый из них уникален.
Как минимум с этим пунктом Бейли угадал — в следующие годы продажи цифрового искусства действительно сильно увеличились. Эксперты оценивают рынок NFT в 250 миллионов долларов. В 2020 году обороты выросли сразу на 299%, и в 2021 году рост только продолжился.
Купить можно практически любые токены: картины, музыку, гифки, ролики и даже твиты
О цифровом искусстве говорили так много, что в 2018 году один из авторитетных аукционных домов «Кристис» провёл конференцию «Art + Tech». Теперь «Кристис» первым среди крупных домов организует аукцион с исключительно цифровым искусством.
В течение двух недель единым лотом будут продавать коллаж из множества работ известного цифрового художника Майка Винкельманна, также известного как Beeple. Художник ежедневно создавал изображения около 13 лет. Цена стартовала со 100 долларов, но за час она увеличилась до миллиона долларов. В декабре художник заработал 3,5 миллиона долларов (260 миллионов рублей) на продаже 24 изображений.
Изображение из инстаграма Beepl
Изображение из инстаграма Beepl
«Это уникальная возможность стать владельцем блокчейн-сети, созданной одним из ведущих мировых цифровых художников. «Кристис» никогда раньше не предлагал современных произведений искусства такого масштаба и важности», — отметил специалист по искусству Ноа Дэвис.
Создателю гифки Nyan Cat Крису Торресу удалось продать её на криптографической платформе Foundation за 590 тысяч долларов (почти 44 миллиона рублей). Знаменитое видео с радужным котом за 10 лет набрало 185 миллионов просмотров на YouTube, став мемом. При этом оригинальная гифка всё ещё доступна для всех в интернете — ей не запрещают пользоваться. «Я думаю, это круто — знать, что у тебя есть единственное существующее произведение», — отметил Торрес.
Экран продажи Nyan Cat на платформе Foundation Скриншот Криса Торреса
Но купить можно не только работы художников — популярностью NFT уже заинтересовались бренды. Например, появился проект NBA Top Shot, где можно приобрести видео с лучшими моментами игрового дня в американском баскетболе. Так видео с броском сверху от Леброна Джеймса продали за 208 тысяч долларов (15,5 миллионов рублей). Работает проект при помощи платформы Flow Blockchain, которую создала компания Dapper Labs. У NBA Top Shot уже около 100 тысяч постоянных коллекционеров, которые приобрели артефакты на 215 миллионов долларов (почти 16 миллиардов рублей). Flow также сотрудничает с UFC и Warner Bros. Music.
Можно даже стать владельцем чужого твита. К примеру, в феврале на площадке по продаже токенов Open Sea продали публикацию миллиардера Марка Кьюбана почти за тысячу долларов. На той же платформе Линдси Лохан продала свою фотографию за биткоины, равные 17 тысячам долларов, а позже новый владелец перепродал её за биткоины на сумму 57 тысяч долларов. В комментарии к сделке она заявила, что «верит в финансово децентрализованный мир».
Почему цифровое искусство продают и зачем его покупают
Для чего нужна продажа цифрового искусства его авторам, вполне понятно: они зачастую получают высокую прибыль, не теряя интеллектуальные права. Владельцы большинства крипто-сайтов тоже в выигрыше — они зарабатывают на процентах. К примеру, Dapper Labs получают 5% с каждой транзакции.
Среди покупателей тоже есть те, кто рассчитывает на прибыль от скорой или отложенной перепродажи крипто-искусства. Популярность NFT и криптовалют в целом привела к тому, что количество цифровых кошельков за 2020 году удвоилось и достигло 222 тысяч. Вероятно, рынок цифрового искусства будет расти и дальше, хоть в СМИ и появляются тезисы, что сделки на сотни тысяч долларов создают пузырь.
Мы видим новое поколение трейдеров на рынке NFT. Люди, которые привыкли к цифровым технологиям, которые ищут классы цифровых активов за пределами устоявшихся рынков активов. Это люди, которые хотят инвестировать в чисто виртуальные активы, такие как NFT.
Но зачастую цифровые объекты приобретают, чтобы просто владеть и гордиться оригиналом известного изображения. «То, что предлагают NFT, — это формализация цифрового владения и способ сделать это владение постоянным за пределами какой-либо одной компании, игры или платформы», — отметил соучредитель Larva Labs Мэтт Холл.
Инвестор венчурного капитала в Andreessen Horowitz Марк Андреессен сравнил приобретение цифрового искусства с покупкой дорогих вещей или редких бейсбольных карточек. Люди покупают вещи за «эстетику и дизайн», считает Андреессен: «Пара кроссовок за 200 долларов — это примерно пять долларов за материалы. Но вы покупаете ощущение».
Цифровое коллекционирование по сути то же самое, что и физическое коллекционирование картин, скульптур и музыкальных пластинок: да, у кого-то может быть копия, но у вас — оригинал.
#bitcoin #криптовалюта #бизнес #дизайн #nft #деньги