Интернет
Женя Кузьмин

Карточки с покемонами популярнее, чем когда-либо. Как ностальгический тренд превратился в бизнес и при чём тут интернет

Раньше люди обменивались карточками с покемонами, а теперь те стоят сотни тысяч долларов, с полок магазинов всё сметают перекупщики, а дети остаются без «Хэппи милов».

Карточки с покемонами — известный многим символ из детства. В конце девяностых-начале нулевых мультсериал Pokémon был популярен во всём мире, а люди собирали коллекции с «карманными монстрами» и меняли Пикачу на Бульбазавра. Сейчас же карточки покемонов — полноценный рынок, где отдельные экземпляры продают за огромные деньги, существуют биржи и даже «оценщики». И в 2021 году этот рынок больше, чем когда-либо в истории.

То и дело появляются новости о выгодной продаже ретро-наборов, но ситуация затронула и новые карточки, которые все эти годы не переставали появляться в магазинах. Правда, теперь купить их сложно — полки пусты из-за «скальперов», которые затем перепродают наборы с наценкой.

Почему именно сейчас интерес к карточкам покемонов больше, чем за всю историю подсчёта поисковых запросов в Google? На это повлияли сразу несколько факторов: от празднования 25-летия франшизы Pokémon до пандемии и ностальгии поколения, которое любило покемонов детьми, а теперь выросло и обзавелось деньгами. TJ разобрался, почему большую роль вокруг нынешней популярности карточек с покемонами сыграл интернет.

Сотни тысяч долларов за огнедышащего покемона

Речь идёт о коллекционной карточной игре (ККИ) Pokémon Trading Card Game, или, по-простому, Pokémon TCG. Она появилась в Японии в 1996 году — тогда же, когда и первые видеоигры про покемонов Pokémon Red и Blue. 25 лет спустя Pokémon TCG — одна из важнейших частей вселенной покемонов. К марту 2020 года было выпущено более 30 миллиардов официальных карточек на 13 языках.

Игрок выступает в роли тренера покемонов, а каждая карточка — карманный монстр со своей силой и способностями. Существуют правила, по которым два «тренера» могут сражаться друг с другом, проходят даже тематические турниры. Но что важнее — игроки могут просто покупать и собирать карточки, а также обмениваться ими. Учитывая популярность видеосерии Pokémon и мультсериала про приключения Эша и Пикачу, карточки покемонов стали настоящим феноменом и частью поп-культуры, в том числе и в России.

За старыми и лимитированными изданиями всегда охотились коллекционеры, которые тратят на раритетные карточки большие деньги. Особенной считается «первая редакция» — так называют первые партии карточек, вышедших в США в 1999 году. Именно с этих наборов от компании Wizards of the Coast начался карточный бум в США, с которым связана нынешняя ностальгия американцев: во многом она и влияет на то, каким стал рынок карточек покемонов.

Карточки «первой редакции» 1999 года

Безусловно, есть гораздо более редкие экземпляры, например, Pokemon Illustrator. Это японская карта с иллюстрацией пикачу, которого нарисовала сама создательница образа — такие выдали только 39 победителям конкурса иллюстраторов CoroCoro Comic в 1998 году. Такую карту на аукционе в 2020 году продали за 250 тысяч долларов.

Но для многих коллекционеров гораздо ближе те наборы, которые знакомы им по детству. Поэтому «первая редакция» имеет огромную популярность среди коллекционеров: именно поэтому в СМИ то и дело появляются истории о том, как кто-то находит дома старые карты покемонов и продаёт за десятки тысяч долларов.

На цену также влияет то, как именно выглядит карточка, ведь даже в рамках «первой редакции» были разные вариации: голографическая или нет, есть ли у неё тень, допущены ли ошибки в описании монстра (такие экземпляры быстро меняли, а, значит, они ещё более редкие). Для коллекционеров также важно и то, насколько хорошо сохранился экземпляр: есть даже специальные «оценщики», которые присуждают картам ранг качества по десятибалльной шкале.

«Первая редакция» — это 102 оригинальных покемона, многие из которых знакомы людям по мультсериалу. Не все из них стоят одинаково дорого: чемпионом среди персонажей стал Черизард, пиковая форма эволюции Чармандера. В декабре 2020 года на аукционе Goldin редкая карточка Черизарда стала самой дорогой из серии Pokémon TCG — её продали за 369 тысяч долларов. В топ-10 самых дорогих карт можно встретить сразу несколько Черизардов.

Первое поколение покемонов — именно они встречаются в «первой редакции»

2020 год вообще стал поворотным для всего сообщества Pokémon TCG. По данным крупнейшей платформы для перепродажи карт TCGplayer, на их площадке за этот период провели 16 миллионов операций, а стоимость редких карт выросла почти на 500%. На eBay тоже отчитались об увеличении трат на Pokémon TCG на 574% по сравнению с 2019 годом.

Вице-президент аукционного дома Heritage Джо Маддалина рассказал Reuters, что ещё в 2019 году карту Черизарда, аналогичной проданной за 369 тысяч долларов, можно было приобрести за 16 тысяч. С 25 февраля по 25 марта на Heritage выставят более 200 лотов, связанных с Pokémon TCG. Наибольшую ценность представляют запечатанные боксы «первой редакции» 1999 года — в одном таком около 400 карт, но никто не знает, какие именно. К весне 2021 цена на один такой набор достигла 400 тысяч долларов.

«Это святой Грааль», — отмечает Маддалина. При этом в 2020 и 2021 годах выросли продажи не только Pokemon TCG, но и других тематических краточек, например, спортивных. В США связывают это с трендом на ностальгию «поколения девяностых» и коронавирусом — из-за локдаунов и отмены путешествий у людей появилось больше времени и денег на «домашние» хобби.

Ностальгия «поколения девяностых»

Бум карточек с покемонами часто связывают ещё и с видеоблогерами. Как и в случае с другими коллекционными карточными играми, Pokémon TCG использует механику лутбоксов: игрок покупает бустер (упаковка, в которой сразу несколько карт), точно не зная, какие именно монстры ему выпадут. Процесс идеально совпадает с популярными YouTube-форматами, где «вскрывают» те же лутбоксы в видеоиграх, распаковывают гаджеты и обозревают «коробки с сюрпризом».

В октябре 2020 года известный американский видеоблогер Логан Пол приобрёл на аукционе целый бокс, потратив на него 200 тысяч долларов. Он провёл стрим, где 2,5 часа открывал бустеры, радуясь попадающимся редким картам. Трансляция набрала 11 миллионов просмотров, в прямом эфире за процессом наблюдали более 300 тысяч человек. «Пока я не начал собирать карточки с покемонами, я не понимал, каким образом могу вернуть частичку своего детства», — рассказывал блогер.

Карта Черизарда из набора 1999 года

Для 25-летнего Логана Пола карточки — в первую очередь ностальгия по детству. И не только для него: рэпер Сир Роберт Брайсон Холл Второй, известный как Logic, в детстве очень любил покемонов, но не мог позволить себе карты — его семья была очень бедной. В октябре 2020 года он потратил 200 тысяч долларов на одну редкую карту с Черизардом из той же «первой редакции».

Я помню, как пытался обменять продуктовые наборы на карточки с покемонами. Теперь же, будучи взрослым человеком, возможность наслаждаться тем, что я любил с детства — это как выкупить кусочек того, чего у тебя никогда не было. Дело не в материальной составляющей, а в эмоциях.

Пола и Logic объединяет одно — это миллениалы, которые любили франшизу Pokemon в детстве, а теперь разбогатели и получили возможность покупать любые карточки. «Ценность карточек покемонов за последний год взлетела до небес. Это абсолютный феномен, и этому есть объяснение — например, ностальгия. То поколение теперь обладает гораздо большими ресурсами, чем в детстве», — отмечает представитель компании Richard Winterton Auctioneers Алекс Келлер.

На одной трансляции Логан Пол не остановился: в феврале 2021 года он потратил на боксы Pokémon TCG уже 2 миллиона долларов. Параллельно с этим блогер рассказывал, что карточки покемонов — не только развлечение, но и инвестиция, поскольку редкие экземпляры можно перепродать. Пол объяснял своим 22 миллионам подписчиков, какие карты наиболее ценные, каких отличать и какой рынок стоит за карточной игрой.

Следом за Полом последовали и другие популярные видеоблогеры, которые тоже стали покупать бустеры и записывать их распаковку. На YouTube можно найти десятки таких роликов: ради них авторы видео стали скупать наборы, что влияло на их цену на аукционах. А обычные пользователи стали охотиться за бустерами, надеясь получить из них редкую карту и продать её.

Волна популярности затронула не только YouTube: По данным Twitch, популярность стримов, связанных с Pokémon TCG, с марта 2020 года выросла на 3000%. При этом мало кто из стримеров играет по правилам ККИ: в основном они тоже записывают реакции на вскрытие купленных карточек. Отдельные ролики с наиболее эмоциональными моментами расходились по интернету.

«Прямо сейчас бум карточек Pokemon даже больше, чем в конце 1990-х, когда они только появились в США. Вероятно, они популярнее, чем когда-либо были за все 25 лет», — считает видеоблогер RealBreakingNate. Последние три года он ведёт YouTube-канал про Pokémon TCG, набрав аудиторию в 650 тысяч подписчиков, и видит заметное оживление сообщества в начале 2021 года. Если в 2017 году у него была лишь пара «коллег», занимавшихся тем же, то теперь блогеров с той же тематикой десятки.

На фоне подорожания карт и активности на YouTube участились случаи подделок карт покемонов. После первых стримов Логана Пола автор канала Dumb Money захотел провести аналогичную трансляцию со вскрытием бустеров, потратив на набор 375 тысяч долларов. При консультации с оценщиками он понял, что карты «первой редакции» оказались фальшивыми.

В феврале в американском издании Dexerto вышла колонка «Ютуберы убивают Pokemon TCG, и пора это остановить»: по мнению автора, после Логана Пола перекупщики и обеспеченные люди превратили карточки с покемонами в «новый рынок» — первые создают взвинчивают цены и создают дефицит, чтобы удовлетворить запросы вторых. И те, и другие имеют на это право, но в итоге рядовые игроки остаются без «карманных монстров».

Пустые полки и дети без «Хэппи милов»

Ведь речь не только о раритетных картах, которые уже вряд ли сможет купить обычный человек. Новые редакции Pokémon TCG выходили все эти годы и выходят до сих пор. И, по словам очевидцев, популярность карточек с покемонами в 2020-2021 году в разы превосходит последнюю «волну» 2016 года, когда миллионы людей вспомнили о «карманных монстрах» из-за игры Pokemon Go.

Поначалу общий бум ни на что не влиял: в феврале 2020 года бокс Sword & Shield актуальной коллекции продавался примерно за 90 долларов. Год спустя аналогичный набор сложно найти дешевле 200 долларов. Такая же динамика наблюдается практически со всеми коллекциями, доступными для продажи в ритейле и на сайтах перекупщиков.

В Polygon предполагают, что зрители видеоблогеров, насмотревшись видео с открытиями бустеров 1999 года, принялись скупать доступные им коллекции. Сложно сказать, какой эффект оказали YouTube и Twitch, но с полок американских магазинов действительно пропали актуальные наборы — их слишком быстро раскупали. В то же время они появлялись уже на площадках реселлеров, в два-три раза дороже.

Современные наборы карточек покемонов

Отдельные карточки, конечно, не могут сравниться по ценности с аналогичными покемонами из 1999 года. Но за карту Черизарда VMAX Rainbow можно получить в среднем 350 долларов. А стоимость этого же экземпляра, которому оценщик присудил оценку в 9,5 баллов из 10, достигает тысячи долларов.

В феврале в США вышло издание Shining Fates специально к 25-летию франшизы Pokemon. Общий ажиотаж по картам совпал ещё и с предположением, что через несколько лет такой набор представит большой интерес среди коллекционеров, и его можно будет продать дороже. Как итог — всю партию распродали за несколько дней, и фанаты ККИ винят в этом скальперов, использующих реселлер-ботов. На сайте Pokemon уже пообещали выпустить дополнительные тиражи.

Пустые полки отедела Walmart с Pokémon TCG, март 2021 года

Наиболее резонансной стала кампания The Pokémon Company и американского «Макдональдса»: они запустили «Хэппи милы» с бустерами из четырёх карт внутри. Но традиционно детские комплекты практически не достались, собственно, детям. Наборы, а заодно и карты, стали массово приобретать блогеры и перекупщики. Они в том числе пользовались «лазейкой», позволяющей докупать бустеры к «Хэппи милу».

В итоге на eBay и других площадках появились сотни предложений с бустерами и отельными картами от Pokemon и «Макдональдса». Среди лотов встречались даже запечатанные коробки с десятками упаковок — это вызвало подозрения, что скальперами являются сотрудники сети ресторанов, и эти карточки даже не доходят до заведений. На пике такие коробки стоили тысячу долларов.

В итоге «Макдональдс» установил лимит на продажу карточек в одни руки, а заодно быстро увеличил тираж «карманных монстров». Так удалось победить скальперов — цены на онлайн-аукционах быстро упали.

Но это всего лишь единичный случай: общая волна популярности карточек с покемонами вряд ли спадёт в 2021 году. The Pokémon Company планирует весь год выпускать новые коллекции в честь 25-летия франшизы, и их продолжат скупать в первые же дни.

Есть ли в этой ситуации однозначные проигравшие? Да, люди, которые не только собирают карточки покемонов, но и играют в саму Pokémon Trading Card Game. В сравнении с коллекционерами это небольшое сообщество, которое годами покупает бустеры не ради редких экземпляров, а ради карт с высокими характеристиками, которые помогают им сражаться с другими «тренерами». И из любви к самим покемонам.

Теперь же они столкнулись с завышенными ценами, дефицитом карт и наплывом новичков, которых интересует только то, за сколько можно продать ту или иную карту. Остаётся делать только грустные тематические мемы на Reddit.

Когда ты вытащил карту за 2 фунта из бустера за 60 фунтов

Девушки с машиной времени: «Я твоя внучка из будущего» — «Боже мой». Парни с машиной времени: «Я куплю все наборы „первой редакции“, что у вас есть» — «Ок, с вас 80 долларов»

Я коллекционирую карты, которые мне нравятся, и я наслаждаюсь хобби — Я должен вытащить черизарда, он сейчас очень популярен

«Дай угадаю — твой дом?» — «Был домом. И домом прекрасным»

#интернет #соцсети #истории