Интернет
alien Alina

3D-анимации, Doom и японские пейзажи: как вокруг Excel выросла культура создания игр, картин и музыки

Скучная офисная программа не только изменила работу финансистов, но и стала универсальной творческой средой.

Картина «Common joy», созданная в Excel Алексей Сай

Excel и Google Таблицы — набор «бухгалтерских» программ, которые превращаются в творческий инструмент в умелых руках.

Энтузиасты отмечают День Таблиц 17 октября — в этот день в 1979 году появилась VisiСalc, первая программа для таблиц. Она стала буквально революционной для финансистов и бухгалтеров и способствовала успеху Apple, потому что писалась именно под новый персональный компьютер Apple II.

Первая версия Excel вышла в 1985 году для Macintosh, а спустя два года вышла на Windows. Формально, «рисовать» в Excel можно было с самой первой версии, однако первые официальные инструменты — в том числе графики — внедрили в 1990 году. Спустя несколько лет Excel дал возможность самостоятельно расширять функционал программы на встроенном языке Visual Basic for Applications (VBA).

Несмотря на сугубо «офисную» ипостась Excel, сами разработчики вдохновляли смотреть на свой продукт иначе. В 1995 году в Excel включили «пасхалку» — 3D-комнату со списком имён разработчиков под названием Hall of Tortured Souls («Зал Измученных Душ»). В последующих версиях появились скрытые симулятор полётов и автогонки.

Вокруг Excel и Google Таблиц выросла своя творческая культура — рисование, создание анимаций, игр и даже музыки. TJ рассказывает про одни из самых примечательных творений, созданных в ячейках.

Excel изобразительный: «азарт борьбы с неудобным инструментом»

Excel буквально создан для пиксель-арта — даже не имея навыков рисования можно легко собрать буквы или человека из закрашенных блоков-кирпичиков. Но художники пошли дальше и использовали инструменты контура, встроенных фигур, математических формул и VBA.

81-летний японец Тацуо Хориучи (Tatsuo Horiuchi) создаёт картины в Excel на протяжении двадцати лет. Всё началось перед выходом на пенсию в 2000 году — он решил не тратиться на холсты, кисти или софт, а освоил Excel-инструмент Autoshape. Хориучи не ожидал быстрых результатов, поэтому написал 10-летний план прогресса. Цель — нарисовать картину, которую не стыдно было бы показать людям.

Tatsuo Horiuchi

Tatsuo Horiuchi

Первые три года он учился рисовать отдельные предметы, чаще тренируясь на овощах. Последующие три года ушло на то, чтобы собирать всё в единую композицию. В 2006 году Хориучи выиграл конкурс картин Excel Autoshape Art Contest. А спустя несколько лет он стал обучать студентов и выставляться в музее искусства Gunma. Несмотря на славу и звание «Excel-Микеланджело», художник утверждает, что его картины трудно продать.

«Создание картин в Excel — это очень скучное занятие, но я продолжаю на азарте борьбы с неудобным инструментом», — рассказал TJ украинский художник Алексей Сай. На одну картину уходит от недели до месяца. Алексей начал делать работы в 2004 году — и через 3 года накопилось на выставку.

Монотонность создания Excel-картин отражает саму суть работы в Excel — долгую и скрупулёзную. Это способ отразить реальность офисной работы и растущий объём информации. «Я использовал элементы визуального языка, который будет понятен человеку корпоративной культуры — самой молодой из сформировавшихся человеческих культур», — описывает Алексей одну из своих работ.

Картина «Data mountains» Алексей Сай

Картина «Copy of spring» Алексей Сай

Картина « Алексей Сай

Две дамы смотрели на работу с цветами и сказали: «кошмар». Я этого и добивался. Это был самый адекватный отзыв. Чаще всего картины в Excel кажутся людям грустным искусством — это так и есть.

Алексей Сай

В 2018 году прошла вторая выставка Алексея «Что я здесь делаю?». Его Excel-работы существуют в единственном варианте и продаются по цене от 2 до 6 тысяч долларов. Ньюйоркская художница Даниэль Уберт (Danielle Aubert) тоже зарабатывала на Excel-картинах. Даниэль на протяжении 16 месяцев рисовала в таблицах, а после собрала полуабстрактные картины в бумажную книгу, издавая её на протяжении трёх лет до 2008 года.

Искусство привлекло внимание брендов — Microsoft пишет о картинах в своём блоге, а Google в 2016 году организовал коллаборацию двух иллюстраторов для создания картины в Google Таблицах. Результат перенесли на стену дома в Бруклине в качестве рекламной кампании.

Марина Эсмеральдо и Меллори Хейер на фоне их совместной картины, созданной в Google Таблицах Блог Марии Эсмеральдо 

У известного художника Филипе Веласкеса (Felipe Velasquez) ушло 13 часов, чтобы нарисовать трансформера и три часа на Мастера Йоду. Те же картины можно получить через генераторы таблиц — уже минимум десять лет доступны утилиты, плагины и онлайн-сервисы, переводящие любое изображение в ячейки.

Ещё один способ «рисовать» в таблицах — написать сложную математическую формулу, которая образует график. Дата-аналитику Девану Мэтью (Devan Matthews) пришлось около четырёх лет экспериментировать в программе, пока не решил наконец распечатать свои абстрактные работы. В 2016 году его фракталами восхитился Microsoft.

Одну из первых картин — что-то вроде кругов спирографом — Мэтью получил с помощью формулы Z=1.618^(abs(X)). Рисунки ниже потребовали более серьёзных вычислений:

Деван Мэтью (Devan Matthews)

Деван Мэтью (Devan Matthews)

Excel позволяет рисовать и псевдообъёмные картины. А российский иллюстратор Алексей Шелковников утверждает, что создание 3D-изображений в таблицах — «экономия времени, сил и нервов». Это знакомая многим программа, а поэтому привычный интерфейс помогает разобраться. В доказательство Алексей показывает изображения, полностью сделанные в Excel без посторонней обработки:

Ускоренное видео создания этой работы из серии Gadgefication Алексей Шелковников

Шелковников также провёл эксперимент по созданию одного и того же изображения в Excel и в Cinema 4D. Обе иллюстрации заняли около 12 часов, но в случае Cinema 4D ушло немного больше времени.

Сравнение финальных версий, нарисованных в Excel и в Cinema 4D Алексей Шелковников 

Excel анимационный: свет, объём и Cuban Pete

Трассировка лучей — это трёхмерная графика, изображающая свет на предметах. То, как лучи света падают, отражаются, преломляются и дают тень. Рассчитать все детали — трудная задача даже в специализированных программах. Но YouTube-блогер s0lly сделал это в Excel с анимацией шаров в 2019 году, а через два года превзошёл себя и улучшил первую версию. На gif-картинке внизу — вариант анимации 2021 года.

Отрывок из видео с 3D-анимацией, показывающая игру света и тени в Excel YouTube-канал s0lly

Основной способ создания анимаций и Excel-игр — макросы и язык программирования Visual Basic for Applications (VBA). Макрос — это встроенная функция Excel, которая по команде воспроизводит записанные пользователем действия. Например, выделяет все отрицательные суммы красным. VBA — язык, на котором пишутся макросы и более сложные алгоритмы внутри Excel.

Анимация шаров состоит из ряда формул, макрос отвечает за круговое движение. Версия на видео ускорена — в реальной жизни каждый кадр занимает около 2 секунд на процессинг даже на относительно мощном компьютере.

Отрывок из видео про анимацию американских горок в Excel. В начале показан объём расчётов, который позволяет осуществить движение YouTube-канал EngineeringFun

Музыкальный клип Joe Penna — не анимация, а набор кадров, каждый из которых он создавал вручную. На минутное видео ушло примерно 730 пиксельных автопортретов. Пожалуй, это самый весёлый видеоклип, созданный в таблицах.

Отрывок из стоп-моушен клипа Joe Penna на песню Cuban Pete 

YouTube-пользователь Alex C создал аналогичную стоп-моушен анимацию с реалистичной фигурой ребёнка, играющего в кубики. Но в его случае все движения программировались в VBA.

Excel игровой: от змейки до 3D-шутера

Игры в Excel — это целый отдельный жанр, в котором есть тысячи игр: от простого ячеечного тетриса и аркад до многоуровневых стратегий. Некоторые популярные игры обрели своих Excel-близнецов: Змейка, 2048, Скрэббл, Цивилизация, Minecraft, прототип легендарной Legend of Zelda под названием Excelda и другие.

Одна из самых известных игр на Excel появилась в 2013 году — Arena.Xlsm сделана в жанре RPG: больше 2000 видов врагов, 1131 магический предмет и 100 достижений. Её создал канадский бухгалтер Кэри Уолкин (Cary Walkin) во время учёбы на MBA. Практика с продвинутыми инструментами в Excel натолкнула его на мысль, что с этим можно создать полноценную игру. На финальную версию ушло пять месяцев.

Игра Arena.Xlsm моментально завирусилась: спустя пару недель её скачали более 250 тысяч раз, про неё написали десятки медиа, включая «Би-би-си» и Gizmodo.

Интерфейс RPG-игры Arena.Xlsm в Excel Wiki-страница Arena.Xlsm

Пользователь играет от лица бунтаря, чьё восстание против Императора провалилось и теперь он должен сражаться на арене против чудищ, чтобы выжить. Союзники извне присылают письма — сквозь них раскрываются другие персонажи, появляются инструкции и подсказки. У игры четыре концовки.

Все игровые кнопки находятся на экране: двигаться, атаковать, лечиться и применять заклинания. При повышении уровня можно прокачать силу атаки, защиты, точность и удачу. Чтобы сохранить прогресс, нужно буквально сохранить Excel-файл с игрой.

Стратегия не требует знания Excel — достаточно лишь скачать версию Excel 2007, 2010 или 2013 для Windows и включить макросы. Игра не совместима с Google Таблицами и MacOS.

По словам Уолкина, после выпуска Arena.Xlsm множество людей захотело выпускать собственные игры. Поэтому он выпустил курс с пошаговыми инструкциями по созданию игровых механик в Excel. А затем и инвестиционную Excel-игру Candy Number Crunch Saga с открытым исходным кодом, чтобы пользователи могли его исследовать и создавать свои собственные игры.

Основная активность вокруг Arena.Xlsm угасла около семи лет назад. Её создатель рассказал TJ, что сделал улучшенную версию игры для платформы Steam, но из-за проблемы с правами на дистрибуцию Excel игра так и не вышла.

В какой-то момент Кэри Уолкину пришлось выбрать приоритет: он работал в IT-компании, делал игры, консультировал других разработчиков и преподавал в университете по вечерам. Нагрузка была слишком высокая, и в итоге он покинул игровую индустрию и теперь работает в сфере SaaS.

Создание Excel-игр стало творческой отдушиной для парня, у которого не было настоящих творческих талантов. Если я помог другим людям раскрыть свои творческие способности, это было бы огромным достижением!

Кэри Уолкин

В рамках курса по созданию Excel-игр Уолкина другой разработчик Джордан Голдмайер (Jordan Goldmeier) написал 3D-лабиринт для Excel:

Делать сложные игры можно и без кода: в 2018 году блогер C Bel создал игровой 3D-движок, используя только формулы. Этот движок годится для шутеров от первого лица типа Doom и даёт похожий визуал: с поворотом вида, перемещением в пространстве, изменением освещения и столкновением со стенами.

Первый полноценный 3D-шутер в Excel появился тоже в 2018 году — его создал украинец Александр Шумаков вместе с сыном. По сюжету игры под названием Dave vs Ziggy главный герой сражается с инопланетянами на корабле. У него есть пять типов оружия: винтовой ключ, дробовик, квадроган, взрывчатка и плазменная пушка. Можно убивать не только монстров, но и частично разрушать пространство и по пути сыграть во внутреннюю мини-игру «Понг».

Начальная версия игры с двумя уровнями заняла два года работы. Оставшиеся пять уровней вышли в 2019 году. Стало больше локаций, вариантов действий, игра усложнилась и сюжетно, и графически. В последствии шутер больше не обновляли, судя по блогу разработчика.

Dave vs Ziggy полностью написана на макросах Excel и включает стандартную палитру из 56 цветов. Музыку к игре тоже писал сам Шумаков.

Отрывок из геймплея первого уровня Excel-шутера Dave vs Ziggy YouTube-канал Александр Шумаков

Excel музыкальный: ячейки стали инструментами

В 2019 году Excel стал драм-машиной — YouTube-блогер Дилан Толлчиф (Dylan Tallchief) настроил таблицу таким образом, чтобы воспроизводить отмеченный ритм. Сама таблица не воспроизводит звук — она отсылает сигнал к встроенному программному синтезатору Microsoft GS Wavetable Synth. На Mac воспроизвести этот файл не получится. Но вместо этого плагина можно подключить другой девайс.

Спустя четыре месяца Дилан выпустил ремейк «Take On Me» группы a-ha на Excel. Его табличная драм-машина получила серьёзную прибавку функций, став программой для создания музыки. Кроме ударных появились и другие инструменты и ряд настроек звука. Конечно, этот проект не заменит настоящий музыкальный софт: например, нельзя подключать плагины.

Проигрывание музыки через Excel — давно известная возможность программы. В 2015 году YouTube-блогер DJ Oamen показал, как создать и сыграть на мини-пианино в Excel, другие объясняли, как таблица проигрывает звук в зависимости от числового значения или как открыть медиаплеер внутри таблицы.

* * *

Несмотря на сотни арт-работ и игр, Excel как программа для искусства остаётся популярным только среди узкой группы людей, периодически вирусясь в интернете. Иногда это творчество выходит не только в офлайн-выставки: например, в Японии проводятся мастер-классы по рисованию Excel-картин в традиционном стиле. А 82-летняя программистка Масако Вакамия (Masako Wakamiya) нарисовала обложку для своей книги в Excel и печатает вееры и пакеты с узорами, созданными в таблицах. На встречу с императором Японии она пришла в одежде с Excel-принтами.

Excel пытались сделать «мессенджером»: в клипе Dilemma 2002 года певица Келли Роланд (Kelly Rowland) якобы переписывалась в Excel, напечатав вопрос в ячейке, и даже рассердилась, когда ей не ответили. Вскоре момент попал в мемы. Спустя 17 лет после съёмок Роланд призналась, что до сих не знает, что это за программа. И слава Богу, потому что когда Excel станет ещё и чатом, всё остальное придётся удалять.

Статья создана участницей Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.