Интернет
Яна Ломакина

Как Эльф-торговец превратился в главного продюсера русского тиктока — главное из интервью с Ярославом Андреевым

Почему спонсировал пиратские озвучки, отказывается ли от политической пропаганды, как в 18 лет зарабатывать миллион рублей в месяц в тикток-хаусе и что будет популярно в интернете завтра.

24 января на ютуб-канале Ксении Собчак вышло интервью с Ярославом Андреевым — продюсером, известным под псевдонимом Эльф-торговец. Он спонсировал студию озвучания «Кураж-Бамбей», продюсировал ютуб-шоу о путешествиях «Пора валить» блогера Руслана Усачева, создал самый популярный тикток-хаус Dream Team House, работал с Little Big, Николаем Соболевым, Гусейном Гасановым, Даней Милохиным и другими блогерами.

Андреев заработал первый миллион, продавая игровую валюту в Lineage и Warcraft, занимал должность директора по маркетингу «ВКонтакте», а в 2016 году основал агентство по работе с блогерами WildJam. В 2021 году он получил премию GQ «Продюсер года».

Андреева неоднократно критиковали из-за контента его подопечных. Например, в январе 2021 несколько блогеров выпустили похожие друг на друга ролики с осуждением оппозиционера Алексея Навального*. На фоне общественного резонанса Андреев заявил, что его агентство не имеет к постам отношения, и прекратил сотрудничество.

TJ выбрал главные цитаты продюсера о блогерах, создании контента и рекламе в России.

Полное интервью

О работе продюсера

Любому человеку, у которого есть чуть больше, чем у других — власти, денег, возможности, известности — начинает немножко скручивать голову, сносить. Артисты, продюсеры, политики. [...] Зачастую продюсеры, особенно старого времени, считают, что им принадлежат права, музыка, имя, человек. [...]


Продюсерского контракта у меня нет ни с кем. Все имена принадлежат ребятам. У меня агентский контракт под проекты. Но это не продюсерский контракт, который показывает, что мне что-то принадлежит. Я получаю долю с доходов. Забираю всегда меньше половины.

О том, кого не будет продюсировать

Если ко мне приходят [богатые родители] и говорят: «Я хочу заплатить, чтобы из моего ребёнка сделали звезду», — скорее всего, не возьмусь. Я раз в год делаю такую ошибку, соглашаюсь за очень дорого кому-то помочь... Встречаюсь с родителями, с ребёнком, говоря: «Слушайте, ребёнку это не надо, это вам надо! Ребёнку не надо, он не будет ничего делать». Не я делаю, сами артисты жопу рвут, я лишь подталкиваю, помогаю. Иногда я вписываюсь, проходит месяц-два, я говорю: «Какая-то фигня, я хоть все деньги отдам, но я не хочу в это играть».

О самой большой сумме, которую ему предлагали за работу

Это десятки миллионов. Там же контракт, в зависимости от того, что нужно сделать. Десять, двадцать, тридцать миллионов — это вполне реальные цифры.

О тренде на лайфстайл видео

В следующем году это будет пик. Разорвёт просто [весь интернет]. Всё работает на круге. Тренды меняются, и сейчас лайфстайла вообще нет, кроме сторис, [...] ютуб упал, а в тиктоке всех достали липсинги, танцы и прочее. В следующем году пойдёт снова тренд. В тиктоке будут появляться ребята, они уже начинают, которые будут просто рассказывать про свою жизнь. Интересно, в формате одной, двух, трёх минут — такие удлиннённые сторис.

И мы будем в это вовлекаться. Самое главное, почему мы любим каких-то артистов — мы за ними следим. Раньше можно было показать человека тысячу раз — он звезда. Сейчас недостаточно показать, нужно ещё вовлечь, рассказать: у меня такая проблема, я такое люблю, такое не люблю. Мы хотим дружить с артистом. Дружба — это обмен личными вещами. И в следующем году, я думаю, это будет тренд.

О воспитании аудитории

Нужно воспитывать всех: аудиторию, артистов, себя. Нужно воспитывать всех, но в первую очередь воспитание — это то, что делают родители. Во вторую очередь воспитывать должны школа, институт, министерство образования, вот эти вот все. И только в десятую очередь эта ответственность сидит на артистах, на телевизоре, на ком-то ещё.

О спонсировании студии «Кураж-Бамбей» и пиратстве сериалов «Как я встретил вашу маму» и «Теория Большого взрыва»

Я спонсировал пиратство. Это было пиратство [работа «Кураж-Бамбей»]. Но, забегая вперёд, с Paramount всё хорошо: мир, любовь, всё обсудили, и в какой-то момент Денис стал официальным голосом озвучки у Paramount, которые как раз владеют этими сериалами.
Они не блокировали никогда, просто в какой-то момент связались с Денисом и предложили пообщаться, понять, как можно в благо сделать для всех это. Они вообще молодцы в этом плане.

Я считаю, что чем больше открытого копирования, тем более популярно что-то и лучше. Я считаю, что это полезно. Пиратство даёт драйв и бесплатный пиар. Я за свободу контента. Я считаю, что правильно блокировать торренты, развивать подписную модель, но я не считаю, что это какая-то великая [проблема].

О росте стоимости рекламных интеграций в ютубе за десять лет

От 10 до 30 раз минимум, если не больше [выросла стоимость рекламных интеграций в ютубе]. В десятки раз выросла. Когда начиналось всё, если кто-то зарабатывал 50 тысяч в месяц, 100 тысяч в месяц, это казалось чем-то вау. У меня была мечта: я начну с блогерами работать, и если вдруг буду зарабатывать миллион в месяц, это будет что-то невероятное и невозможное. Чтоб на 10 миллионов рублей рекламы в месяц взяли? Да вы что, ни в жизнь! Сейчас это кажется чем-то таким... 10 миллионов — это интеграция там у Ксюши, у Дудя, у ЧБД, одна-две.

О жизни блогеров в тикток-хаусе

Это пионерский лагерь, где люди добровольно [cнимают контент]. Но при этом, если ты туда пришёл, ты отвечаешь перед всем лагерем. Ты не можешь в спортивный лагерь приехать, все бегают с утра пять километров, а ты такой: «А мне лень». Процент от рекламы у всех [блогеров]. В Dream Team у всех одинаковый процент.

О месячном заработке тикток-блогера

От сотен тысяч до миллиона и больше. За это нужно делать, в идеале, пять роликов в день на общем аккаунте в тиктоке и на личном аккаунте хотя бы один ролик в день. Это рекомендации.

О политике

Предлагали пойти губернатором... не хочу вдаваться в подробности. Предлагали одной из госкомпаний продать большую долю своего агентства за хорошую сумму. Правда, предлагали по-мудацки, некрасиво.

Я не хочу быть провластной марионеткой. Я аполитичен, я сервис. Я готов работать и с оппозиционными блогерами, и с провластными, и с тем, кому пофиг на политику. Мне без разницы. Важный очень момент: я не готов работать с пропагандой и, соответственно, не хочу быть никаким рупором. Я бизнесмен.

О культуре

Культура — это не то, что искусственно зарождается во власти. Культура — это то, что потребляют люди.

О попытках властей привлечь блогеров к пропаганде

Они делают огромную глупость. Они очень непрофессионально работают. Доходит до абсурда. Когда блогеры в чатиках пишут «свободу Навальному», «пойдёмте на митинг», потом прибегают эти ребята, договариваются с ними, и вдруг через месяц этот блогер начинает хвалить вовсю [власть].

О прекращении сотрудничества с блогерами, раскритиковавшими Алексея Навального*

Если пять человек под копирку говорят один текст, очевидно, что за это заплатили. Я каждому из них написал и сказал: «Причины, по которым я с вами больше не хочу работать, их несколько. Первая причина — вы сделали какую-то рекламу, не сказав мне. Я представляю ваши интересы. Вторая причина — вы занимаетесь пропагандой. Не просто что-то взяли. Третья причина – из-за того, что вы что-то сделали, вы подставили меня». Всё поняли, все извинились. Я не буду подтверждать на камеру, признали ли они, что взяли деньги [от представителей российских властей], но мы все с вами всё понимаем.

*Алексей Навальный внесён Росфинмониторингом в список террористов и экстремистов

#интервью