Жыве Беларусь (function() { const banner = document.querySelector('.native-support-belarus'); const animationDelay = 10 * 1000; const animationDuration = 1.5 * 1000; setInterval(() => { banner.classList.add('animated'); setTimeout(() => { banner.classList.remove('animated'); }, animationDuration); }, animationDelay + animationDuration); })();
Кухня
Nikita Belous
9921

«Нектар, творящий чудеса»: как кофейные зёрна захватывали мир вопреки религиозным раздорам и мировым конфликтам

Кофе пришёл на замену алкоголю, олицетворял идеи революций и благоприятно влиял на здоровье королей.

В закладки
Реклама кофе в одной из американских газет 20 века Изображение Джозефа Кристиана Лейендекера

В современном мире тяжело найти человека, который никогда бы не слышал о кофе. Хотя учёные до сих пор сомневаются в его пользе для здоровья, известно наверняка: напиток хорошо помогает справиться с усталостью и сонливостью. Развитие кофейного бизнеса привело к возникновению самых разных сортов с отличительным вкусом и ароматом. Различны способы приготовления, с добавлением корицы, имбиря, молока или виски.

История напитка изобилует поворотами: пока в одних странах его объявляли «эликсиром дьявола», в других подавали как действенное лекарство против простуды и насморка. Многие писатели, философы и политические деятели 17-18 веков восхваляли кофейные зёрна как средство для повышения трудоспособности. Кофейная культура, возникшая в те года, прослеживается по сей день.

Резвые козы и кочующие кошки

Чаще всего, родиной кофе называют Эфиопию. По одной из легенд, в девятом веке нашей эры эфиопский пастух Калдим впервые заметил возбуждающее влияние кофейных зёрен. Однажды его козы, поев ярко-красных ягод, начали резво бегать и скакать. Пастух заинтересовался случившемся и отнёс ягоды к священнику в мусульманский монастырь. Настоятель не поверил словам о тонизирующем действии ягод и бросил их в огонь. Под жаром ягоды раскрылись и начали издавать приятный аромат. Тогда Калдим достал их и бросил в кружку с горячей водой. Так и был приготовлен первый в мире кофейный напиток. В 1671 году эту историю описал в своей книге итальянский профессор Антуан Нэрон, хотя в правдивости его слов историки сильно сомневаются.

Другая легенда главную роль также отводит животным. Циветы, жившие в Центральной Африке, любили ягоды дикорастущего кофейного дерева. Зачастую ягоды не переваривались и выходили вместе с помётом. Перекочевав к Эфиопскому нагорью, циветы принесли вместе с собой кофейные зёрна, которые прижились на новых землях. Местные племена оромо попробовали плоды неизвестного доселе растения и обнаружили его тонизирующие свойств.

Цивет Фото Тима Ламана

Обе легенды схожи в одном: эфиопские племена первыми открыли свойства кофейных зёрен. Шотландский учёный Джеймс Брюс, посетивший Эфиопию в 1768 году и написавший об этом книгу, упоминал племя оромо и их пилюли из кофейных зёрен и животного жира. Такие пилюли помогали местным справиться с усталостью и голодом, а также были незаменимы при длительных путешествиях. Позже похожие средства использовали во время Первой и Второй мировых войн, когда солдатам выдавали кофеин в форме таблеток, с шоколадными батончиками и сухими фруктами.

Женщины племени оромо Фото Reuters

Арабские ночи, полные кофейного аромата

Первые достоверные записи о кофейных зёрнах сделаны в 15-ом веке купцом Мухаммадом Ибн Саид Аль Дхабхани из Йемена. Приблизительно в то время кофе стал основным продуктом, который торговцы перевозили через Красное море из Эфиопии в Йемен. Тонизирующий напиток прижился: йеменские мусульмане пили его для более глубокой концентрации и «духовного опьянения», сближающего их с Богом. Скорее всего, именно монахи придумали первую настоящую обжарку и помол кофейных зёрен. Йеменцы основали плантации и дали название новому растению — qahwa, созвучное с современным «кофе».

К 1414 году о кофейном напитке знали в Мекке, а в начале 16-го века его привезли в Египет из йеменского порта Мокко. Кофе напрямую связывали с религиозной практикой: он помогал верующим поститься днём и бодрствовать ночью, во время мусульманского праздника Рамадан.

Различные легенды приписывали происхождение кофе Мухаммеду, который через Архангела Гавриила преподнёс напиток человеку, чтобы заменить вино, запрещённое исламом.

Запрет употребления алкоголя в мусульманской религии положительно повлиял на торговлю кофе. В 15-ом веке появились первые кофейни в Каире, рядом с религиозным университетом аль-Азхара. В 1554 году их открыли в Константинополе, столице обширной Османской империи. Французский историк армянского происхождения Муража Д'Оссон в своих исследованиях отмечал, что только в столице Османской империи к 1570-ому году насчитывалось около 600 кофеен, маленьких и больших.

В Османской империи кофейных домов, что во Франции — таверн.

Игнатьюс Муража Д'Оссон
дипломат, историк

Кофейни стали новым учреждением, в котором мужчины собирались вместе, для бесед, поэтических и музыкальных представлений, игр в шахматы и нарды. Кофе пили сидя на коврах, в кругу знакомых и друзей. В напиток часто добавляли местные травы и специи, но сахар — никогда.

Турецкая кофейня Изображение Жан-Леона Жерома

Подобные заведения стали центром интеллектуальной жизни, что явно не устраивало традиционные мечети. Имамы утверждали, что кофейни опаснее винных заведений и могут легко превратиться в очаг мятежа. Не утихали споры на тему влияния кофе: было ли оно похоже на воздействие алкоголя. Некоторые отмечали, что между чашкой кофе и кружкой вина существенного различия нет — оба напитка пьянят в равной доле.

Палестинцы готовят кофе, 1906 год Фото Бернарда Моритца

На протяжении 16-17 веков в Мекке, Каире и Константинополе власти пытались запретить кофейные напитки. В 1511 году на Соборе законоведов, состоявшемся в Мекке, кофе именем Аллаха прокляли, а напиток, сваренный из его зёрен, признали «одурманивающим зельем дьявола» и запретили к употреблению. Все кофейные дома в Мекке закрыли, а зёрна сожгли.

Во время правления султана Мурада 4 кофе и кофейные дома считались подходящим местом для заговоров и интриг. Опасаясь переворота, в 1633 власти запретили все кофейный заведения, а несогласных жестоко карали: отрезали язык, а порой и казнили — зашивали в мешок из-под кофейных зёрен и бросали в море.

Однако все попытки запретов потерпели неудачу. Под давлением общественности власти осознали, что кофе не только не перечит основным догматам ислама, но даже обязательно при различных заболеваниях и усталости.

Кофейный путь в Европу

В Европе кофе впервые появился на Мальте в начале 17-го века. Знакомство с напитком на острове началось с рабства: многие мусульмане, захваченные рыцарями Мальтийского ордена, в плену готовили кофе. Крестоносцам напиток пришёлся по вкусу, и они просили пленных приготовить чашку горячего настоя.

Похвально трудолюбие, с которым турецкие заключенные зарабатывают деньги, готовя кофе — порошок, напоминающий табак, с водой и сахаром.

Густав Зоммерфельдт
немецкий путешественник

Любовь рыцарей к кофе не осталась без внимания мальтийского высшего общества. На острове начали открываться первые кофейни, и напиток стал популярным во всей стране.

Благодаря обширным торговым путям между Венецией и странами Ближнего Востока, кофейные зёрна пользовались всё большей популярностью среди итальянцев. В то же время европейцы узнали о других напитках — горячем шоколаде, привезённым из Америки испанцами в 1528 году, и чае, впервые появившемся в Европе в 1610 году.

Множество венецианских и европейских учёных посещало Каир, Мекку и Константинополь, привозя оттуда впечатления о «чёрном, как смола» кофейном напитке.

Турки довольно низкорослые, в дешёвых костюмах и без рвения к работе. Они постоянно сидят без дела, ради развлечения попивая в магазинах и на улицах чёрную жидкость; настолько горячую, что еле могут её выдержать. Жидкость эта добывается из семян, которые они называют «Кавэ», и, как говорят, обладает свойством бодрствовать человека.

Джованни Франческо Моросини
венецианский кардинал

С 1600-го года напиток набирал всё большую популярность в Италии. В то время в христианском мире кофе считался «пойлом дьявола», так как был сильно распространен и популярен у мусульман в Османской Империи. Советники Папы Климента 8 предлагали ему объявить кофе нечистым и запретить. Лично попробовав кофе, Папа сказал, что оставить такой напиток язычникам было бы позорной утратой. Он благословил кофе и призвал всех верующих христиан к его выпиванию.

Первая европейская кофейня открылась в Венеции в 1645 году (некоторые источники указывают 1683 год). Она называлась La bottega del caffe. Поначалу посещать кофейни разрешалось только мужчинам. В 1720 году на площади Сан-Марко торговец по имени Флориан Франческари открыл первую кофейню, которую могли посещать и женщины.

До появления кофе и чая на Западе в 1600-х годах, пили в основном алкоголь. Среди рабочего класса перерывы на пиво считались обыденным делом. Алкоголь был более гигиенический чем вода, но в то же время вызывал зависимость и одурманивал, чем заметно мешал ведению дел. Кофе считался не только безопаснее вина и пива, но, утверждали врачи, улучшал здоровье и выносливость.

По Европе напиток разошёлся двумя путями — из Османской империи и по морю из первого кофейного порта Мокко. Если в Италию кофейные зёрна попадали через турков, то в Англии кофе стал известен поставками Британской Ост-Индской компании. В начале 17-го века англичане закупали кофейные зёрна в порте Мокко и доставляли домой через мыс Доброй надежды.

Порт Мокко Изображение Ольферта Даппера, 1680 год

Первый в Лондоне кофейный дом открылся в 1652 году выходцем из Турции Паской Рози. Именно он предложил лондонцам «нектар», творящий чудеса: стимулирующий, успокаивающий, иссушающий.

Кофейный дом в Лондоне Изображение из Британского музея

Вскоре после своего появления кофейня превратилась в незаменимый атрибут для каждого жителя Лондона, куда приходили полистать свежий номер газеты, узнать последние новости, но главное — обменяться мнением по тому или иному поводу, пообщаться друг с другом, высказаться самому и послушать других. В кофейнях собирался разный люд: от известных политиков и литераторов до торговцев и биржевых маклеров. Вход стоил приемлемую цену в один пенс, при этом сидеть в помещении разрешали сколько угодно.

В кофейнях не разрешалось «пребывать в печали»: «сентиментальным влюблённым», угрюмо взирающим вокруг, делать там было просто нечего. Идеальным посетителем кофейни считался «бодрый и в меру разговорчивый» джентльмен, хорошо воспитанный и терпимый к мнению окружающих.

Женщин в кофейни не пускали. В 1674 году они выступили с «Петицией против кофе», в которой писали о неблагоприятном воздействии кофе на мужскую потенцию. Женщины жаловались, что мужья не обращают на них никакого внимания, целыми днями пропадая в кофейнях.

Петиция женщин против кофе

Мужчины со своей стороны предоставили «Ответ на петицию женщин... в защиту незаслуженно оклеветанного напитка». В 1675 году король Карл II, опасаясь что в кофейнях затевают революции, решил поддержать женщин и подписал «Прокламацию о запрещении кофеен». Возмущение среди мужчин оказалось столь велико, что уже через шестнадцать дней Карлу II, во избежание беспорядков и погромов, пришлось отказаться от своего намерения.

Объявление на TJ Скрыть

Для завсегдатаев кофейня была «святилищем здоровья, пристанищем умеренности, академией благовоспитанности и бесплатной школой остроумия и изобретательности». Николай Карамзин во время своего путешествия по Англии лестно отзывался о здешних заведениях.

Обедаю иногда в кофейных домах, где за кусок говядины, пудинга и сыру берут также рубли два. Зато велика учтивость: слуга отворяет вам дверь, и миловидная хозяйка спрашивает ласково, что прикажете?

Николай Карамзин
историк, реформатор русской литературы

Среди английских докторов бытовало мнение, что кофе обладает определенными лекарственными свойствами — его прописывали от мигрени, усталости, слабости, боли в желудке, но главным образом — от похмелья. Более того, в 1665 году во время эпидемии чумы, которая в одном только Лондоне унесла жизни 80 тысяч человек, стали появляться сочинения, в которых употребление кофе рекомендовали для профилактики заболевания.

В 1644 году французский врач Пьер Де ля Рок привёз с собой из Константинополя кофейные зёрна. Медики Марселя высоко оценили целительные свойства нового напитка. Пару кофейных зёрен отправили в Париж, но там, из-за плохой осведомлённости, их приняли за ягоды шелковицы.

По-настоящему французов с напитком познакомил посол османского султана Сулейман Ага, который впервые угостил Людовика 14-го кофе в 1669 году. Для этого он снял дом в самом престижном районе Парижа, пригласив знаменитых политиков, генералов и самого короля. Именно здесь официально подали первую в стране чашку горького напитка, который вскоре станет известен как «cafe».

На согнутом колене чёрные рабы Османского посла, одетые в самые изысканные костюмы, подали отборный кофе из Мокко в крошечных фарфоровых чашках. Знатные дамы, попробовав сильный и ароматный напиток, разливаемый из золотых и серебряных кувшинов, начали корчить свои румяные и напудренные личики, всем видом давая понять о терпкости нового дымящегося напитка.

Исаак Дизраэли
английский литератор

Мужское общество вместе с королём высоко оценили качество нового напитка. Но он оставался доступен только для высших слоёв — из-за трудностей в торговли с Османской империей и высоких таможенных пошлин для среднего класса кофе стоил слишком дорого. Только в Марселе, где проходили основные торговые пути, кофе продавали по доступной цене.

Многие крестьяне смеялись над аристократическими кофейными замашками. Мольер в своей комедии «Мещанин во дворянстве», снятой в то время, когда Сулейман Ага ещё был в Париже, высмеивал аристократический таинственный культ кофейного распития. Этим он вызвал немилость высшего сословия, но признание обычных людей.

Людовик 14 и Мольер   Изображение Жан-Леона Жерома

Первый французский кофейный дом открыли в Марселе в 1671 году. Позже, в 1714 году, когда популярность кофе значительно выросла, бургомистр Амстердама подарил королю Людовику 14-ому кофейные деревья, зёрна которых посадили на плантациях Южной Америки в 1723 году.

Кофейный дом 18-го века в Париже Изображение Исторического международного архива

Мирный договор между Австрией и Турцией был хорошим поводом приобщить австрийцев к кофе. В 1665 году ко двору короля Леопольда 1 прибыл посол Османской империи Махмуд Бушатлия со свитой из трёхсот человек. Посол хотел произвести впечатление на венцев, и потому привёз с собой арабских жеребцов, верблюдов, две кофеварки и запас кофейных зёрен. Последнее вызвало в Вене особый интерес: городской казначей даже подавал жалобу, докладывая об огромном количестве дров, сжигаемых для приготовления кофе.

Кофейная привычка прижилась у местных. После того, как посол и его свита уехали из Вены в 1666 году, городские записи сообщают о частной торговле кофе. Зёрна поставляла восточная торговая компания, которая работала с 1667 года.

Сами венцы появления кофе описывают по другому. Народная история повествует о польском офицере украинского происхождения Юрии Франце Кульчицком. В 1683 году, когда турки осадили Вену, он с риском для жизни проникал через неприятельские позиции, поддерживая связь между австрийским подкреплением и защитниками осаждённой Вены. Благодаря заслугам Кульчицкого, турки бежали, оставив припасы и снаряжение. Легенда гласит, что в награду Кульчицкий попросил мешок кофейных зёрен, обнаруженный в одном из турецких лагерей.

Позже он научился готовить кофе и открыл первую в Вене кофейню «Под голубой флягой». Благодарные жители Вены установили в честь героя памятник, который можно увидеть и в наши дни.

Историки считают, что первые кофейни в городе открыли армянские купцы Исааком де Лука и Йоханнесом Диодато. 17 января 1685 года Диодато приобрёл разрешение на постройку в Вене первого кофейного дома. В 1693 году, из-за обострения отношений с турками, купца обвинили в измене, и Диодато бежал в Венецию .

Первая кофейня в Вене Изображение Франца Шамса

В 1697 году купец Исаак де Лука приобрёл права на исключительную продажу шоколада, чая и кофе. Воспользовавшись возможностью, он сразу открыл новую кофейню. После возвращения в Вену в 1701 году де Лука удивился: кофе плотно укоренился в венской культуре, и количество кофейных домов существенно возросло.

С венских кофеен пошла мода на деревянные журнальные столики и округлые формы стульев, созданные французом Мишелем Троне и ставшие символами обстановки кофейни по всей Европе. В венских кофейных домах готовили кофе не менее двадцати разновидностей, а в распоряжении посетителей были всевозможные газеты. Именно с Вены пошла привычка добавлять в кофе молоко и сахар.

С конца 19 века и до начала Второй мировой войны Вена славилась своими кофейнями и кофейной культурой. Люди самых разных профессий, от государственных служащих до эмигрантов и безработных, часами проводили своё время за кофейными столиками. Одна из самых интересных легенд из венской кофейной среды — о Льве Троцком.

Cafe Central Фото из Венского музея

В начале 20 века в Вене жил малоизвестный русский эмигрант Троцкий, который во время Первой мировой войны имел обыкновение играть в шахматы в венском Cafe Central каждый вечер. Типичный русский беженец, который слишком много говорил, но казался совершенно безобидным в глазах венцев.

Однажды в 1917 году взволнованный чиновник Министерства иностранных дел Австрии ворвался в комнату министра и сказал: «Ваше превосходительство ... Ваше превосходительство ... Революция в России!» Министр, хладнокровный и невозмутимый, отверг такое дикое утверждение и спокойно ответил: «Уходите ... Россия – это не страна, где начинаются революции. Кроме того, кто на земле способен совершить революцию в России? Может герр Троцкий из Cafe Central?

Гонку среди европейцев за настоящими кофейными деревьями выиграли голландцы в 1616 году. Питер ван ден Броке, голландский торговец, приобрёл несколько кофейных саженцев в Мокко в 1616 году. Он отвёз их в Амстердам и посадил в Ботаническом саду, где они прижились. Это явно незначительное событие получило мало огласки, но оказало значительное влияние на историю кофе.

Зёрна хорошо приспособились в Амстердамских теплицах. Через сорок лет там прорастало множество кофейных деревьев сорта «Арабика». В 1658 году голландцы впервые использовали их для выращивания кофе на Шри-Ланке, а затем в Южной Индии. Торговлей кофе занималась Голландская Ост-Индская компания. К началу 18 века Голландия стала крупнейшим производителем кофе на мировом рынке.

Копи-лувак — кофе, выращиваемый в Южной Индии 

Домашнее потребление возникло в начале 17 века. Когда в 1660-х годах открылись первые кофейни, не было «практически ни одного уважаемого дома, где бы ни пили кофе каждое утро». Кофе приняли и прислуга, и средний класс, и высшее общество. Голландские кофейни создали свой особый стиль. Богато обставленные, украшенные тёмными резными панелями и до блеска начищенной медью, они отличались уютной и тёплой атмосферой. Многие кофейни располагались в финансовых кварталах, и в них собирались коммерсанты и менеджеры для деловых бесед.

Cafe Chris, открытый в 1624 году в Амстердаме Фото Эксит Лайнзы

В Германии кофейный напиток приняли не сразу. Пока немцы, поляки и другие восточные европейцы приобщались к кофе, Западная Европа уже славилась своими кофейнями и разнообразными сортами кофе. Немцы пили пиво не только на торжествах и пиршествах, но и во время завтраков.

К началу 17 века многие немцы слышали о тонизирующем кофейном напитке. Некоторым даже удалось его достать. Например, в 1631 году немецкому купцу из Мерзебурга отправили посылку с кофе от голландского делового партнёра. Жена немецкого купца решила улучшить рецепт, добавив вместо воды куриный бульон. Полученная смесь мало чем напоминала настоящий кофе, и только вызывала отвращение.

В 1675 году голландский врач Ян Данц познакомил с кофе бранденбургский двор в Северной Германии. В том же году он открыл первую кофейню в Бремене. В начале следующего столетия кофейные дома находились во всех крупных немецких городах. Какое-то время кофе оставался напитком аристократии. Средний класс и народ стали ценить его лишь в начале 18 века.

Кофейни служили местом сбора как мужчин, так и женщин, в связи с чем и получили название kranzchen, что означает «круг лиц». Их посетители не только пили кофе, но и играли в различные игры (весьма популярны были карты), слушали музыку. Кофе выдавали в маленьких чашках без ручек. Они тем не менее превосходили ёмкостью арабские чашки раза в два и всегда подавались на блюдечках.

Шахматный турнир в кофейном доме, Берлин Изображение Станислава Рейкана

Особая веха в истории немецкого кофе — 1777 год, когда король Пруссии Фридрих Великий издал вердикт, запрещавший простолюдинам наслаждаться напитком. Жарить кофейные зёрна разрешалось лишь немногочисленной группе избранных лиц. Крестьянам сообщили, что кофе влияет на потенцию и вызывает бесплодие. Но это лишь привело к возникновению процветающего чёрного рынка.

Омерзительно признавать увеличение количества кофе, потребляемого моими подданными. Мой народ должен пить пиво. Многие баталии были проведены и выиграны солдатами, вскормленными пивом, но Король не чает, что можно рассчитывать на солдат-любителей кофе, когда надобно выдержать испытания и поразить неприятеля.

Фридрих Великий
король Пруссии

За выполнением королевского указа было поручено следить специально назначенным «кофейным шпионам» — kaffee schnullers. Обходя улицы, они по запаху определяли дом, в котором варят кофе, а также выслеживали всех недовольных королевским указом. Однако, уже к началу 19 века кофе вновь разрешили.

Тогда же в Германии возникла традиция проведения женских аристократических кофейных вечеринок. Богатые дамы, жёны крупных буржуа, стали ежегодно собираться на послеобеденный кофе, чтобы обменяться последними слухами и посплетничать, а также поиграть в карты. Мужчины таких женщин называли кофейными сплетницами.

Русское гостеприимство

Одно из первых упоминаний кофе в России связано с именем английского врача Сэмюэля Коллинза, в течение девяти лет служившего лейб-медиком при дворе царя Алексея Михайловича. Когда в 1665 году царь занемог, Коллинз рекомендовал своему пациенту принимать кофе, поскольку «варёное кофе, персиянами и турками знаемое, и обычное после обеда... изрядное есть лекарство против надмений, насморков и главоболений».

По всей видимости, английский лекарь привёз в Москву небольшой запас кофейных зёрен не столько ради собственного удовольствия, сколько в качестве лекарственного средства, что и подтверждает история с царём. Между тем кофейный сюжет так и не получил своего развития в царствование Алексея Михайловича.

Решительный шаг в развитии кофе в России предпринял Пётр Первый, который пристрастился к этому напитку во время заморских путешествий. Пожив в доме торговца и бургомистра Амстердама, русский царь испробовал многие кофейные сорта.

Пётр Первый в Дептфорде Изображение Дэниела Маклиза

Напиток тогда продавали в аптеках и приписывали ему удивительные лечебные свойства: избавляет от насморка и простуды, укрепляет печень, превосходное средство против чесотки и порчи крови, приносит облегчение страдающим болями в желудке и отсутствием аппетита.

По возвращению на родину Пётр издал специальный указ, призывающий всех подданных пить кофе как в частном порядке, так и на официальных ассамблеях. Позже его стали предлагать даже посетителям Кунсткамеры. Однако в глазах церкви кофейный напиток стал примером сатанинских новшеств, занесённых в Россию Петром из враждебной Европы. Представители духовенства повторяли: «Кто пьёт чай, отчаявается от Бога, кто пьёт кофе — налагает ков на Христа».

Первый в России кофейный дом открыли в 1740 году по повелению большой любительницы кофе императрицы Анны Иоанновны: каждое утро она непременно начинала с чашки кофе, подаваемого прямо в постель.

Кондитерская Gloppe на Елисейских Полях Изображение Жана Беро

В это же время популярным развлечением становится гадание на кофейной гуще, первое упоминание о котором датируется 1747 годом. В отличие от других колдовских способов, такой вид гадания считался менее предосудительным, а к 1760-м годам появились даже печатные книги с наставлениями для гаданий. Существует легенда, что в 1799 году император Павел Первый принимал у себя цыганку, которая якобы нагадала его скорую кончину.

К началу 19 века число кофейных заведений неуклонно росло, а самым знаменитым из них стала «Кондитерская Вольфа и Беранже», которая была настоящим интеллектуальным центром Петербурга. Именно в этой кофейне Пушкин встречался со своим секундантом перед дуэлью с Жоржем Дантесом.

«Кондитерская Вольфа и Беранже» Открытка начала 20 века

Американский традиционный напиток

Основатель колонии Вирджинии капитан Джон Смит первый привёз кофейные зёрна в Северную Америку в 1607 году. Во время своих путешествий по Османской империи Смит хорошо познакомился с напитком и научился кофеварению.

В 1668 году в Нью-Йорке вышло первое печатное издание о кофе, где писалось о приготовленном из зёрен чёрном напитке, подслащённом сахаром и приправленном корицей. В середине 17 века кофе стал любимым напитком американцев, вытеснив пиво.

Выдающееся место в американской летописи кофеина занимает Бостон. Ещё до того, как какая-либо американская кофейня открыла свои двери, Дороти Джонс получила первую известную лицензию на продажу кофе в этом городе в 1670 году. Именно в Бостоне открылась первая кофейня — Лондонский кофе хауз, который был самым ранним примером книжного кафе в Америке.

Один из самых больших кофейных домов в мире, Бостон Изображение Бостонской публичной библиотеки

Американские кофейни, которые продолжали традиции британских заведений как «грошовые университеты» и казались идеальными местами для планирования мятежей и революций, вскоре открылись в каждой колонии. Самой респектабельной кофейней считался «Зелёный дракон», открытый в 1697 году. На протяжении 135 лет существования тут планировались самые крупные революционные заговоры страны. Именно в этой кофейне должны были встретиться Пол Ревир и его сообщники для планирования «Бостонского чаепития», служившего путём к независимости края.

События «Бостонского чаепития» также положительно повлияли на кофейную культуру в стране. В ответ на ввёденные Англией избыточные пошлины на ввоз чая по североамериканским колониям прокатилась волна бурных акций протеста. Чай, будучи символом британской власти, оказался не в фаворе, тогда как кофе признали национальным напитком. Жители Америки массово переходили на кофейные зёрна, тем самым проявляя патриотизм и любовь к своей родине.

«Бостонское чаепитие» Изображение из Архива Беттмана

Ко второй половине 19 века Америка потребляла больше кофе, чем любая другая страна в мире. Этот напиток, по мнению многих её жителей, больше ассоциировался с американской демократией и новаторством, чем старая и слабая Европа с её классовым расслоением общества.

Статус кофе как «традиционного напитка» подтверждал Марк Твен: в книге «Простаки за границей» писатель отмечал однообразие европейского кофе в сравнении с американским напитком «с его свёрнутым слоем жёлтого крема на вершине».

Не только американские писатели, но и политики очень любили кофе. Например, Авраам Линкольн считал себя истинным ценителем этого напитка. Однажды, когда президенту вместо кофе принесли чашку с непонятной тёмной жидкостью, он смутился.

Если это кофе, пожалуйста, принесите мне чаю, а если это чай, пожалуйста, принесите мне кофе.

Авраам Линкольн
президент США

Основные источники статьи:

  • Бонни Билер, Беннет Вейнберг, «Мир кофеина: о науке и культуре самого знаменитого наркотика в мире»;
  • Людмила Алябьева, «Литературная профессия в Англии в XVI-XIX веках»;
  • Николай Карамзин, «Письма русского путешественника»;
  • Джордж Микеш, Манфред Хамм, «Кофейные дома Европы».

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

{ "author_name": "Nikita Belous", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u0448\u0430","\u0440\u043e\u0441\u0441\u0438\u044f","\u043b\u043e\u043d\u0433\u0440\u0438\u0434\u044b","\u043b\u0438\u0433\u0430\u0430\u0432\u0442\u043e\u0440\u043e\u0432","\u043a\u043e\u0444\u0435","\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438"], "comments": 27, "likes": 42, "favorites": 109, "is_advertisement": false, "subsite_label": "kitchen", "id": 152791, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Fri, 27 Mar 2020 18:28:08 +0300", "is_special": false }
Объявление на TJ
0
27 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Петербургский бас

9

кофеиновые зёрна

Вообще-то они кофейные.

Ответить
6

Большое спасибо за статью. Очень познавательно. 
Особенно порадовало такое разнообразие материала, когда вокруг из каждого утюга про эпидемологию и массовое вымирание. 

Ответить

Преподобный паук например

3

Омерзительно признавать увеличение количества кофе, потребляемого моими подданными. Мой народ должен пить пиво.

Как боженька смолвил.
Главоболение

Забираю в свой лексикон)

Ответить
0

"Не делайте мне главоболение!" 😁👍

Ответить
2

Йеменцы основали плантации и дали название новому растению - qahwa, созвучное с современным кофе.

А ещё более созвучное украинскому "кава". Как странно, да?
Жидкость эта добывается из семян, которые они называют «Кавэ», и, как говорят, обладает свойством бодрствовать человека.

Оп, ещё раз "кава".)

Ответить

Начальный файл

Dennis
0

Протоукров завезли

Ответить

Неверный космос

Dennis
0

И белорусскому, и польскому ещё как минимум ..)

Ответить
–1

"А ещё более созвучное украинскому "кава". Как странно, да?"

это же пост пост мета мета ирония?)

а если серьёзно: в украинском языке в разы больше тюркских слов, чем в русском. Номинально - Украина чисто славянское государство, но какой-то процент населения таки  испорчен турко/крымской кровью. ну и кстати, по поводу России: финны - тоже не арийцы,  с их не арийским языком)

Ответить
0

Ты посмотри, сколько лет и украинские, и русские земли были под татаро-монгольским игом - ПЯТЬСОТ ЛЕТ, Фёдор (насколько я помню). Это примерно шесть поколений. Представляешь, скольких женщин тогда перетрахали победители? Да тупо всех, я думаю)) Тут в любом славянине уже есть их гены.
А ты говоришь про какой-то процент и что он ограничен землями Украины.))
Меня вообще так веселят нацисты...) Узколобое дурачьё.

Ответить
1

Местные времена оромо попробовали плоды неизвестного доселе растения и обнаружили его тонизирующие свойств.

Может, «местные племена»? 🤔

Ответить
0

Дело в том, что оромо — это народ, проживающий на территории целой Эфиопии. Они расселены от одной части страны до другой. Тут речь шла именно о племени Эфиопского нагорья. 
О том, что это были оромо, подтверждают сведения из книг. 

Ответить
0

Никита, Вы написали «местные времена». Очевидно, это не имеет отношения к народу.

Ответить
1

Ух, извиняюсь. Заработался.

Ответить
0

первую в стране чашка горького напитка

«Чашку»

Ответить
1

Спасибо! 

Ответить
0

" кофе не только не перечит основным догматам ислама, но даже обязательно при различных заболеваниях и усталости. "

Кофе и виски это он.
Оно это гавно и министерство образования.

Статья молодец автор хорошо

Ответить
0

Вроде кофе уже давненько в словарях имеет средний род - как просторечие

Ответить
1

с 2009 года

Ответить
0

Да ничем! Просто кат быстро портится. В наши дни его можно транспортировать замороженным, но кофейные магнаты сделали так, что он запрещён почти везде. В голландии Кат овощ и поедается местными неграми. Кат содержит Катин и Катинон и намного интереснее, чем кофе. А вот если его не охлаждать, он совершенно не привлекателен в коммерческих целях - его продают на местном рынке, катинон разлагается и практически он становится просто средством для похудения. Начинает уступать кофе. Вы где-нибудь видели социальную тусовку под кофе? Нет? А под катом она есть.

Ответить
0

Посол хотел произвести впечатление на венцов

«Венцев» — жителей Вены.

Ответить
0

Русская язык хромать. Он хороший но почемут хромать.

Ответить
0

"Мольер в своей комедии «Мещанин во дворянстве», снятой в то время...". Точно не "поставленной"? 

Ответить
0

18 век фокс)

Ответить
0

Ненавижу кофе, но сука статью читал с диким интересом

Ответить
0

Крестоносцам напиток пришёлся по вкусу, и они просили пленных приготовить чашку горячего настоя.

«Многоуважаемый презренный пленный турок, не соблаговолите ли Вы нам, пожалуйста, сделать кофий?»

Ответить
Обсуждаемое
Интернет
Макс Корж призвал остановить протесты в Белоруссии. После критики он исправил пост — это вызвало ещё больше негодования
Раньше белорусский певец был известен тем, что у него практически нет хейтеров в соцсетях.
TJ
Изменения в правилах официальных подсайтов
По наводке Дениса Ширяева и изучения практик других площадок мы пришли к тому, чтобы развести в официальных подсайтах между собой правила оскорбления пользователей TJ и третьих лиц.
Новости
Светлана Тихановская покинула Белоруссию. Она находится в Литве
За день до этого кандидат в президенты обжаловала результаты белорусских выборов.
Популярное за три дня
Новости
Белорусские ведущие массово увольняются с государственного ТВ на фоне протестов. Список
Ещё несколько человек уволились во время предвыборной кампании.
Интернет
#ЖывеБеларусь: в соцсетях массово поддерживают протестующих и намекают на проведение аналогичных акций в России
Одни ждут президентских выборов в 2024 году, а другие предлагают действовать уже сейчас.
Новости
Фото: Протестующий и силовик в Бресте
На стихийный митинг против результатов президентских выборов в городе собрались тысячи людей.

Комментарии