{"id":2163,"url":"\/distributions\/2163\/click?bit=1&hash=003399ef5ae91c93d805aad58972e8e00e970feca71eefd6c596e3f0569dc5a8","title":"\u0421\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u0434\u043b\u044f \u0432\u0438\u0434\u0435\u043e\u0437\u0432\u043e\u043d\u043a\u043e\u0432 \u0441 \u0438\u043d\u0442\u0435\u043b\u043b\u0435\u043a\u0442\u0443\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c \u0448\u0443\u043c\u043e\u043f\u043e\u0434\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435\u043c","buttonText":"\u0413\u0434\u0435 \u0432\u0437\u044f\u0442\u044c?","imageUuid":"6d3f7045-c9c1-5a8d-9e61-eefd5398f49d","isPaidAndBannersEnabled":false}
Музыка
Tatiana

«Это не та музыка, которая стремится к популярности»: как работает единственный импровизационный оркестр в России

Путь от локального события до культурного феномена, рассказанный создателями и участниками.

​Выступление оркестра в Яани Кирик Фото Александра Юрьевича 

Импровизационная музыка, когда музыкант сочиняет композицию прямо во время её исполнения, не популярна и не направлена на подготовленного слушателя. Она не имеет чётких музыкальных правил, часто исполняется хаотично по воли интуиции и ощущений, не опираясь на привычные музыкальные стандарты. Всё это, уверены сторонники течения, помогает подойти к такому направлению более свободно и творчески, раскрывая новый потенциал звука.

В России за последние восемь лет появились новые импровизационные коллективы, одним из таких стал Санкт-Петербургский импровизационный оркестр. Каждый месяц в Музее Звука в Петербурге проходят концерты, где оркестр устраивает перформансы с помощью разнообразных инструментов, видеоарта, хорового звучания и театрального представления. В его состав входят музыканты как из импровизационной среды, так и из академической, исполняющие музыку без предварительной подготовки.

Безграничная исполнительская свобода

В 2012 году на базе Галереи экспериментального звука (ГЭЗ-21) в России создавали первый импровизационный оркестр. ГЭЗ-21, а ныне Музей Звука, существует в Петербурге с 1999 года и первоначально задумывалась как творческая лаборатория для музыкантов, экспериментирующих со звуком. Она стала одной из точек авангардной и импровизационной музыки, где образовывались новые творческие объединения. Первые выступления проходили в атмосфере свободной импровизации, позже площадка превратилась в концертный зал для музыкантов.

В феврале 2012 года музыкант и дирижёр Дмитрий Шубин объединил музыкантов ГЭЗ-а в единый импровизационный оркестр. С тех пор Санкт-Петербургский импровизационный оркестр ежемесячно даёт концерты на сцене Музея Звука.

​Дмитрий Шубин  Фото из личного архива музыканта 

С 2015 года Музей Звука стал органическим продолжением галереи, где продолжают выступать те же музыканты. В его экспозицию входят авторские инструменты, созданные музыкантами для исполнения их произведений, авторские графические партитуры (нотная запись музыкального произведения, которое исполняет оркестр), многоканальные звуковые ландшафты (система звуковых элементов, которая возникает в окружающей среде) и звуковая карта Петербурга (проект, позволяющий любому жителю или гостю города включить сделанную на улицах аудиозапись в общую звуковую панораму).

В Музее образовался огромный массив записей и странных устройств для игры. Например, утюгон, в котором звучат чугунные утюги, или бас-кларнет из водопроводных труб и так далее. Всё это выставляется в Музее Звука, а инструменты используются оркестром.

Утюгон в Музее Звука  Фото из официальной группы музея во «ВКонтакте»

В состав оркестра входят музыканты, которые играли и играют в ГЭЗ. Так как импровизационная сцена в России маленькая, поэтому все друг друга знают.

На первый концерт музыкантов помог пригласить Андрей Поповский, арт-директор ГЭЗа. За 2 часа до выступления мы собрались, я объяснил знаки и вперёд, играть. Первое выступление имело такой успех, что пришли новые музыканты и захотели присоединиться к оркестру. Сейчас ядро состава стабильное, при этом кто-то приходит, кто-то уходит со временем.

Дмитрий Шубин

Оркестр использует импровизационное дирижирование, которое придумали американский дирижёр Уолтер Томпсон и американский музыкант Уильям Моррис. Они разработали две разные системы, позволяющие дирижёрам работать с импровизационным оркестром.

В 1974 году Томпсон создал Soundpainting — это универсальный язык жестов для музыкантов. Он включает в себя более 1500 движений. Создание композиции осуществляется дирижёром с помощью этих жестов.

Моррис же разработал систему, которая выделяет общие моменты развития импровизационной музыки, поэтому является более простой для изучения. Новичок может прийти впервые на репетицию, а уже вечером играть в оркестре.

Концерт Петербургского импровизационного оркестра в Музее Звука

Импровизация связана с фольклором и тянется корнями в историю европейского Средневековья, а её переосмысление началось в 20 веке. Тогда она стала развиваться и интегрироваться в различные музыкальные культуры, том числе джаз. Во многом джаз выступает как коллективная импровизация музыкантов, но он всё равно содержит элементы академической музыки.

С популярностью джаза импровизационная музыка стала всё больше интегрироваться в академическую, так появились импровизационные оркестры. Они не используют нот, шаблонов или определённых музыкальных стандартов. Концепция дирижируемой импровизации представляет собой некий «диалог» между дирижёром и музыкантом, когда дирижёр направляет музыканта. А с помощью жестов он помогает исполнителям создать некое звучание. Оркестр трактует знаки независимо друг от друга, основываясь на личных ощущениях и возможностях своего инструмента.

Подобные оркестры стали появляться в начале 2000-х годов в Европе. Идея свободного диалога между музыкантами и дирижёром вскоре подхватили и другие эксперименталисты Европы и США. Сейчас их насчитывается около 50 в Англии, Америке, Германии, Нидерландах и многих других странах мира. Так появились японский Tokyo Improvisers Orchestra, польский Cracow Improvisers Orchestra, австрийский Styrian Improvisers Orchestra, французский onceim и другие коллективы, работающие с дирижируемой импровизацией.

Выступление London Improvisers Orchestra

Наиболее известным считается London Improvisers Orchestra. Этот оркестр существует более десяти лет и насчитывает около 40 музыкантов. У него своя доработанная система. Ну что, поздравляю с недельным выходным дирижирования, где происходит импровизация без дирижёра. Подобную систему применяет и Петербургский оркестр.

Импровизационная музыка — способ познания мира. Дети маленькие начинают ползать, ходить и исследовать мир вокруг. Например, пришла мама из магазина, а у неё в руках маленький пластиковый пакетик, и он шуршит. Мама положила и не обращает внимание, а ребёнок подползает и начинает шуршать этим пакетом. Ему не интересно, что в пакете, но он им шуршит. Он исследует этот мир таким образом. Это то, как растёт человек, это способ познания мира. Это кажется обычными вещами для нас, это не замечается. Можно встать посредине невского и послушать гул машин, движение людей, так мы познаём мир.

Дмитрий Шубин

Появление новых музыкальных течений

В современности музыкальная импровизация вышла на новый уровень известности, ей стали чаще интересоваться музыканты классических школ. В 2013 году Шубин создал школу импровизационной музыки, которая помогает музыкантам в изучении импровизации. В России это единственная подобная школа. Преподаватели учреждения — это в основном практикующие музыканты, которые занимаются импровизацией: Николай Рубанов, Вячеслав Гайворонский, Константин Оганов и Виктор Соболенко.

В школу может попасть как профессиональный музыкант, так и любитель. Перед поступлением проводится собеседование, вступительных экзаменов нет. Занятия длятся год (два семестра) и проходят раз в неделю по понедельникам в вечернее время в Музее Звука. Студенты слушают лекции, посещают мастер-классы и участвуют в открытых концертах.

На базе школы образовался Учебный импровизационный оркестр под руководством Николая Рубанова. В него входят учащиеся, выпускники и преподаватели Школы. Оркестр работает с дирижируемой импровизацией, причём, в отличие от Санкт-Петербургского импровизационного оркестра, использует систему импровизационного дирижирования Томпсона.

Кто-то после окончания учёбы попадает в оркестр, а кто-то продолжают свой музыкальный путь. У нас нет жёсткой программы, которую мы должны обязательно преподавать. Смысл образования — это вхождение в профессиональную среду. Перед нами другая задача — нужно показать, что бывают разные виды импровизационный музыки. С каждого года у нас активно продолжают играть как минимум два, иногда даже три человека.

Дмитрий Шубин

В 2013 году в рамках импровизационного оркестра появился импровизационный хор. Он работает с дирижируемой импровизацией и исследует современные вокальные техники.

Выступление импровизационного хора

Хор проводит свои выступления не так часто, как оркестр. Последнее прошло 8 сентября 2019 года на фестивале «Ревизия» в одном из культурных проектов Петербурга Новой Голландии, где хор продемонстрировал перформанс по поэме Аркадия Драгомощенко «Ужин с приветливыми богами». В хор приглашают новых вокалистов из других коллективов, чтобы обновлять нынешний состав.

В хор приглашают новых вокалистов из других коллективов, чтобы обновлять нынешний состав новыми голосами. В прошлом с ним работали музыкальные ансамбли Instead и хор Академии Штиглица.

С Молодёжным хором академии Штиглица меня познакомила художница Лиза Бобкова, когда мы искали хористов для нашего перформанса, который мы делали на второй сцене БДТ в рамках лаборатории PER FORMA. Несмотря на то, что ребята поют академический репертуар, они с большим энтузиазмом откликнулись на предложение участвовать в музыкальных перформансах и быстро освоились в новом амплуа. Я надеюсь, что мы будем продолжать наше сотрудничество и дальше.

Юлия Кравченко

Помимо хора, существует Звуковой театр. Это экспериментальный и новый проект в России, в котором отсутствуют диалоги, а сюжет формируется из звуков — шорохи, скрип пола, звук, издаваемый с помощью реквизита.

Афиша спектакля​ Фото из официальной группы театра во «ВКонтакте»

Концепцию театра разработал Дмитрий Шубин, а режиссёром проекта выступает театральная актриса и участник оркестра Екатерина Лопатина. «Я человек театральный, поэтому возникла идея создания такого проекта. Это уникальный театр в нашей стране», — говорит она. В спектакле нет диалогов, реплик, музыкального сопровождения, сами действия актёров в процессе игры становятся источником звукоряда постановки. Сюжетная линия спектакля строится и воспринимается зрителем с помощью музыкального восприятия.

Спектакль проходит раз в месяц в Музее Звука. В нём участвуют как драматические актёры, так и профессиональные музыканты. Впервые его показали в пространстве театра АХЕ — место радикального высказывания «Порох». А также известный французский театральный критик Жан-Пьером Тибода отметил необычную постановку спектакля в небольшой заметке.

Я объединила две профессии. Актёры, которые никогда не занимались музыкальной импровизацией, увлеклись этим. А музыканты приобщились к актёрскому мастреству. У них равные обязанности. Тем самым, мы объединили два разных вида искусства в одно. Никого специально из музыкальных театров не приглашаем.

Екатерина Лопатина

23 января в Музее Звука прошла постановка спектакля «Фазы быстрого сна». Один из зрителей Фёдор поделился, что для него это выглядело как новый театральный язык. «Непонятно, почему раньше никто так не делал, хотя я наверное просто не в курсе. Сильный эффект погружения в иную реальность, так и в сновидения внутри этой реальности», — говорит он.

Игра невпопад, смех и удивление: как проходит импровизационный концерт

Обычный импровизационный концерт Петербургского оркестра состоит из двух отделений. Состав плавающий, так как кто-то из музыкантов может прийти, кто-то — нет. Первое отделение – нечто структурированное, где задаётся музыкальный вектор развития. А второе – дирижёр выступает модератором события, задача которого услышать, что происходит на сцене и сформировать единую музыкальную композицию.

Из-за распространения коронавирусной инфекции, в Петербурге с 18 марта все культурные учреждения закрыты для посещения. На время карантина организаторы Музея перевели концерты в онлайн и транслируют их на официальной странице в Фейсбуке.

Во время концерта я могу просто стоять и ничего не показывать, потому что мне нравится всё, что происходит на сцене. Но если меня что-то не устраивает, я пытаюсь повернуть развитие материала в нужном направлении. Моя задача скорее как у модератора — услышать, что делают музыканты и что-то интересное из этого вытащить.

Дмитрий Шубин

В Санкт-Петербургском оркестре выступают около 30 музыкантов, среди которых есть известные, такие как Николай Рубанов и Михаил Коловский (участники группы «АукцЫон»), Наталия Потапенко и Екатерина Федорова (группа «Ива Нова»), Николай Судник (группа «Зга»), Владимир Григ и Константин Оганов (группа Melonoise), так и студенты Санкт-Петербургской консерватории.

Я выступаю как с оркестром, так и в различных группах таких как трио Melonoise, Improvising collective SPb и прочие. Мы выступаем как на фестивалях, так и соло. Например, с аудиовизуальной интерпретаций пьес Сэмюэля Беккета или с мини-концертом, посвящённому русскому футуризму.

Владимир Григ

На крупных площадках музыканты выступают не так часто. Последний раз это происходило в государственной академической капелле Санкт-Петербурга в 2014 году, тогда на их выступление пришли примерно 600 зрителей. «Импровизационная музыка рассчитана на подготовленного зрителя, да и публика, которая интересуется таким музыкальным направлением не такая многочисленная. На обычных концертах, где играют не очень известные музыканты, в среднем приходят 10 зрителей. Это нормально, да и в Берлине тоже самое. Это не та музыка, которая стремится к популярности», — рассказывает Шубин.

Выступление оркестра в академической капелле

Несколько раз оркестр выступал вместе с другими европейскими оркестрами: с швейцарским Fishermanns Orchestra в музее современного искусства «Эрарта», с французским onceim на открытии фестиваля «Sound Around» в Калининграде и с музыкантами кафедры импровизации Парижской консерватории во Французском институте в Петербурге.

По мнению Дмитрия Шубина, импровизационная музыка, в отличие от академической, служит элементом сценического действия. Это работа с воображением и пониманием происходящего вокруг. Такой возможности на академическом концерте слушатель практически лишён, полагает дирижёр.

Одна из постоянных зрительниц первый раз попала на импровизационный концерт благодаря Французскому институту в Петербурге, где часто выступает оркестр. До этого она ничего не знала про импровизационную музыку, в особенности про оркестр.

Возникало слишком много вопросов: почему музыканты так странно используют инструменты, как они понимают, что нужно делать в тот или иной момент. Для меня, как для неподготовленного слушателя, всё звучало как набор отдельных звуков, перемешивающийся с дыханием хора.

Анастасия

На концерте 28 февраля, на котором присутствовал корреспондент TJ, многие слушатели наблюдали за игрой на сцене с закрытыми глазами. Один из зрителей поделился, что ему сложно визуально воспринимать подобную музыку: только закрыв глаза, он смог её понять. Немногочисленная публика в зале вела себя по-разному: кто-то спокойно воспринимал импровизацию, а кто-то удивлялся и смеялся музыкальному материалу.

По сравнению с французским оркестром onceim, которого финансирует и поддерживает министерство культуры Франции, Петербургский импровизационный оркестр не имеет никакой финансовой поддержки. Музыканты используют свои личные инструменты, а дополнительную технику оркестр одалживает у Музея Звука. Деньги от продажи билетов на концерты откладываются на выездные мероприятия, но большая часть уходит на нужды Музея.

Выступление Петербургского оркестра

Если сравнивать импровизационный оркестр в России и в Европе, то европейская среда разнообразнее, намного больше возможностей для игры и выступлений. «Проживая в Берлине, вы можете играть с музыкантами из разных стран, которые там живут или регулярно приезжают. И другое дело, молодые музыканты из России, которые не имеют финансовой возможности ездить в тот же Берлин. И площадок намного больше в Европе, а у нас это только Музей Звука», — делится Шубин.

Эта статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#музыка #петербург #лонгриды #лигаавторов #творчество #истории

0
16 комментариев
Написать комментарий...
Sergey Lukianov

послушал, и что-то не увидел ни одной рождённой мелодии или гармонии. все тянут кто во что горазд. полная какофония

Ответить
Развернуть ветку
Влад Скрабневский

Психоделично. Уверен, музыка с первого видео играла в оригинальном видео "Mereana Mordegard Glesgorv".
За статью спасибо! Музло на любителя, но как явление - круто. 

Ответить
Развернуть ветку
Tatiana
Автор

Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Футбольный диод

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Справедливый бокал

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Tatiana
Автор

Конечно, но здесь используется метод свободной и неконтролируемой импровизации.

Ответить
Развернуть ветку
Справедливый бокал

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Tatiana
Автор

это одно из направлений перформанса 

Ответить
Развернуть ветку
Справедливый бокал

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Tatiana
Автор

ну почему же? Это музыкальное искусство

Ответить
Развернуть ветку
Справедливый бокал

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Tatiana
Автор

Мне кажется, что подобное явление вполне себе вписывается в рамки современного искусства, где правила и какие-то должные догмы уже не используются.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Ефименко

 Чем отличается от джем-сессии?

Ответить
Развернуть ветку
Tatiana
Автор

Если я не ошибаюсь, то джем проходит быстро, а здесь уже полноценный концерт. И количество участников больше, плюс дирижёр

Ответить
Развернуть ветку
Vasha Lepetoff

Скучно все это слушать. Немного ограничений всегда только благотворно действуют на импровизацию. Например, Майлс Дэвис периода конца 60-х — начала 70-х. Или музыка Allana Holdsworth.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Paschenko

Бля, учили меня учили в муз школе, гармония там, крещендо мать его, деминуэндо, а потом выходит 10 человек и играют какую лютую дичь.

Как-то так должны выглядеть импровизация. Да она в определенном стиле, но ее приятно слушать. А эти скрипы нет. Жуть, надеюсь это не будущее музыки.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 16 комментариев
null