«Это не та музыка, которая стремится к популярности»: как работает единственный импровизационный оркестр в России

Путь от локального события до культурного феномена, рассказанный создателями и участниками.

В закладки
​Выступление оркестра в Яани Кирик Фото Александра Юрьевича 

Импровизационная музыка, когда музыкант сочиняет композицию прямо во время её исполнения, не популярна и не направлена на подготовленного слушателя. Она не имеет чётких музыкальных правил, часто исполняется хаотично по воли интуиции и ощущений, не опираясь на привычные музыкальные стандарты. Всё это, уверены сторонники течения, помогает подойти к такому направлению более свободно и творчески, раскрывая новый потенциал звука.

В России за последние восемь лет появились новые импровизационные коллективы, одним из таких стал Санкт-Петербургский импровизационный оркестр. Каждый месяц в Музее Звука в Петербурге проходят концерты, где оркестр устраивает перформансы с помощью разнообразных инструментов, видеоарта, хорового звучания и театрального представления. В его состав входят музыканты как из импровизационной среды, так и из академической, исполняющие музыку без предварительной подготовки.

Безграничная исполнительская свобода

В 2012 году на базе Галереи экспериментального звука (ГЭЗ-21) в России создавали первый импровизационный оркестр. ГЭЗ-21, а ныне Музей Звука, существует в Петербурге с 1999 года и первоначально задумывалась как творческая лаборатория для музыкантов, экспериментирующих со звуком. Она стала одной из точек авангардной и импровизационной музыки, где образовывались новые творческие объединения. Первые выступления проходили в атмосфере свободной импровизации, позже площадка превратилась в концертный зал для музыкантов.

В феврале 2012 года музыкант и дирижёр Дмитрий Шубин объединил музыкантов ГЭЗ-а в единый импровизационный оркестр. С тех пор Санкт-Петербургский импровизационный оркестр ежемесячно даёт концерты на сцене Музея Звука.

​Дмитрий Шубин  Фото из личного архива музыканта 

С 2015 года Музей Звука стал органическим продолжением галереи, где продолжают выступать те же музыканты. В его экспозицию входят авторские инструменты, созданные музыкантами для исполнения их произведений, авторские графические партитуры (нотная запись музыкального произведения, которое исполняет оркестр), многоканальные звуковые ландшафты (система звуковых элементов, которая возникает в окружающей среде) и звуковая карта Петербурга (проект, позволяющий любому жителю или гостю города включить сделанную на улицах аудиозапись в общую звуковую панораму).

В Музее образовался огромный массив записей и странных устройств для игры. Например, утюгон, в котором звучат чугунные утюги, или бас-кларнет из водопроводных труб и так далее. Всё это выставляется в Музее Звука, а инструменты используются оркестром.

Утюгон в Музее Звука  Фото из официальной группы музея во «ВКонтакте»

В состав оркестра входят музыканты, которые играли и играют в ГЭЗ. Так как импровизационная сцена в России маленькая, поэтому все друг друга знают.

На первый концерт музыкантов помог пригласить Андрей Поповский, арт-директор ГЭЗа. За 2 часа до выступления мы собрались, я объяснил знаки и вперёд, играть. Первое выступление имело такой успех, что пришли новые музыканты и захотели присоединиться к оркестру. Сейчас ядро состава стабильное, при этом кто-то приходит, кто-то уходит со временем.

Дмитрий Шубин
дирижёр оркестра

Оркестр использует импровизационное дирижирование, которое придумали американский дирижёр Уолтер Томпсон и американский музыкант Уильям Моррис. Они разработали две разные системы, позволяющие дирижёрам работать с импровизационным оркестром.

В 1974 году Томпсон создал Soundpainting — это универсальный язык жестов для музыкантов. Он включает в себя более 1500 движений. Создание композиции осуществляется дирижёром с помощью этих жестов.

Моррис же разработал систему, которая выделяет общие моменты развития импровизационной музыки, поэтому является более простой для изучения. Новичок может прийти впервые на репетицию, а уже вечером играть в оркестре.

Концерт Петербургского импровизационного оркестра в Музее Звука

Импровизация связана с фольклором и тянется корнями в историю европейского Средневековья, а её переосмысление началось в 20 веке. Тогда она стала развиваться и интегрироваться в различные музыкальные культуры, том числе джаз. Во многом джаз выступает как коллективная импровизация музыкантов, но он всё равно содержит элементы академической музыки.

С популярностью джаза импровизационная музыка стала всё больше интегрироваться в академическую, так появились импровизационные оркестры. Они не используют нот, шаблонов или определённых музыкальных стандартов. Концепция дирижируемой импровизации представляет собой некий «диалог» между дирижёром и музыкантом, когда дирижёр направляет музыканта. А с помощью жестов он помогает исполнителям создать некое звучание. Оркестр трактует знаки независимо друг от друга, основываясь на личных ощущениях и возможностях своего инструмента.

Подобные оркестры стали появляться в начале 2000-х годов в Европе. Идея свободного диалога между музыкантами и дирижёром вскоре подхватили и другие эксперименталисты Европы и США. Сейчас их насчитывается около 50 в Англии, Америке, Германии, Нидерландах и многих других странах мира. Так появились японский Tokyo Improvisers Orchestra, польский Cracow Improvisers Orchestra, австрийский Styrian Improvisers Orchestra, французский onceim и другие коллективы, работающие с дирижируемой импровизацией.

Выступление London Improvisers Orchestra

Наиболее известным считается London Improvisers Orchestra. Этот оркестр существует более десяти лет и насчитывает около 40 музыкантов. У него своя доработанная система. Ну что, поздравляю с недельным выходным дирижирования, где происходит импровизация без дирижёра. Подобную систему применяет и Петербургский оркестр.

Импровизационная музыка — способ познания мира. Дети маленькие начинают ползать, ходить и исследовать мир вокруг. Например, пришла мама из магазина, а у неё в руках маленький пластиковый пакетик, и он шуршит. Мама положила и не обращает внимание, а ребёнок подползает и начинает шуршать этим пакетом. Ему не интересно, что в пакете, но он им шуршит. Он исследует этот мир таким образом. Это то, как растёт человек, это способ познания мира. Это кажется обычными вещами для нас, это не замечается. Можно встать посредине невского и послушать гул машин, движение людей, так мы познаём мир.

Дмитрий Шубин
дирижёр оркестра

Появление новых музыкальных течений

В современности музыкальная импровизация вышла на новый уровень известности, ей стали чаще интересоваться музыканты классических школ. В 2013 году Шубин создал школу импровизационной музыки, которая помогает музыкантам в изучении импровизации. В России это единственная подобная школа. Преподаватели учреждения — это в основном практикующие музыканты, которые занимаются импровизацией: Николай Рубанов, Вячеслав Гайворонский, Константин Оганов и Виктор Соболенко.

В школу может попасть как профессиональный музыкант, так и любитель. Перед поступлением проводится собеседование, вступительных экзаменов нет. Занятия длятся год (два семестра) и проходят раз в неделю по понедельникам в вечернее время в Музее Звука. Студенты слушают лекции, посещают мастер-классы и участвуют в открытых концертах.

На базе школы образовался Учебный импровизационный оркестр под руководством Николая Рубанова. В него входят учащиеся, выпускники и преподаватели Школы. Оркестр работает с дирижируемой импровизацией, причём, в отличие от Санкт-Петербургского импровизационного оркестра, использует систему импровизационного дирижирования Томпсона.

Кто-то после окончания учёбы попадает в оркестр, а кто-то продолжают свой музыкальный путь. У нас нет жёсткой программы, которую мы должны обязательно преподавать. Смысл образования — это вхождение в профессиональную среду. Перед нами другая задача — нужно показать, что бывают разные виды импровизационный музыки. С каждого года у нас активно продолжают играть как минимум два, иногда даже три человека.

Дмитрий Шубин
дирижёр оркестра

В 2013 году в рамках импровизационного оркестра появился импровизационный хор. Он работает с дирижируемой импровизацией и исследует современные вокальные техники.

Выступление импровизационного хора

Хор проводит свои выступления не так часто, как оркестр. Последнее прошло 8 сентября 2019 года на фестивале «Ревизия» в одном из культурных проектов Петербурга Новой Голландии, где хор продемонстрировал перформанс по поэме Аркадия Драгомощенко «Ужин с приветливыми богами». В хор приглашают новых вокалистов из других коллективов, чтобы обновлять нынешний состав.

В хор приглашают новых вокалистов из других коллективов, чтобы обновлять нынешний состав новыми голосами. В прошлом с ним работали музыкальные ансамбли Instead и хор Академии Штиглица.

С Молодёжным хором академии Штиглица меня познакомила художница Лиза Бобкова, когда мы искали хористов для нашего перформанса, который мы делали на второй сцене БДТ в рамках лаборатории PER FORMA. Несмотря на то, что ребята поют академический репертуар, они с большим энтузиазмом откликнулись на предложение участвовать в музыкальных перформансах и быстро освоились в новом амплуа. Я надеюсь, что мы будем продолжать наше сотрудничество и дальше.

Юлия Кравченко
участница оркестра

Помимо хора, существует Звуковой театр. Это экспериментальный и новый проект в России, в котором отсутствуют диалоги, а сюжет формируется из звуков — шорохи, скрип пола, звук, издаваемый с помощью реквизита.

Афиша спектакля​ Фото из официальной группы театра во «ВКонтакте»

Концепцию театра разработал Дмитрий Шубин, а режиссёром проекта выступает театральная актриса и участник оркестра Екатерина Лопатина. «Я человек театральный, поэтому возникла идея создания такого проекта. Это уникальный театр в нашей стране», — говорит она. В спектакле нет диалогов, реплик, музыкального сопровождения, сами действия актёров в процессе игры становятся источником звукоряда постановки. Сюжетная линия спектакля строится и воспринимается зрителем с помощью музыкального восприятия.

Спектакль проходит раз в месяц в Музее Звука. В нём участвуют как драматические актёры, так и профессиональные музыканты. Впервые его показали в пространстве театра АХЕ — место радикального высказывания «Порох». А также известный французский театральный критик Жан-Пьером Тибода отметил необычную постановку спектакля в небольшой заметке.

Я объединила две профессии. Актёры, которые никогда не занимались музыкальной импровизацией, увлеклись этим. А музыканты приобщились к актёрскому мастреству. У них равные обязанности. Тем самым, мы объединили два разных вида искусства в одно. Никого специально из музыкальных театров не приглашаем.

Екатерина Лопатина
участница оркестра

23 января в Музее Звука прошла постановка спектакля «Фазы быстрого сна». Один из зрителей Фёдор поделился, что для него это выглядело как новый театральный язык. «Непонятно, почему раньше никто так не делал, хотя я наверное просто не в курсе. Сильный эффект погружения в иную реальность, так и в сновидения внутри этой реальности», — говорит он.

Игра невпопад, смех и удивление: как проходит импровизационный концерт

Обычный импровизационный концерт Петербургского оркестра состоит из двух отделений. Состав плавающий, так как кто-то из музыкантов может прийти, кто-то — нет. Первое отделение – нечто структурированное, где задаётся музыкальный вектор развития. А второе – дирижёр выступает модератором события, задача которого услышать, что происходит на сцене и сформировать единую музыкальную композицию.

Из-за распространения коронавирусной инфекции, в Петербурге с 18 марта все культурные учреждения закрыты для посещения. На время карантина организаторы Музея перевели концерты в онлайн и транслируют их на официальной странице в Фейсбуке.

Во время концерта я могу просто стоять и ничего не показывать, потому что мне нравится всё, что происходит на сцене. Но если меня что-то не устраивает, я пытаюсь повернуть развитие материала в нужном направлении. Моя задача скорее как у модератора — услышать, что делают музыканты и что-то интересное из этого вытащить.

Дмитрий Шубин
дирижёр

В Санкт-Петербургском оркестре выступают около 30 музыкантов, среди которых есть известные, такие как Николай Рубанов и Михаил Коловский (участники группы «АукцЫон»), Наталия Потапенко и Екатерина Федорова (группа «Ива Нова»), Николай Судник (группа «Зга»), Владимир Григ и Константин Оганов (группа Melonoise), так и студенты Санкт-Петербургской консерватории.

Я выступаю как с оркестром, так и в различных группах таких как трио Melonoise, Improvising collective SPb и прочие. Мы выступаем как на фестивалях, так и соло. Например, с аудиовизуальной интерпретаций пьес Сэмюэля Беккета или с мини-концертом, посвящённому русскому футуризму.

Владимир Григ
участник оркестра

На крупных площадках музыканты выступают не так часто. Последний раз это происходило в государственной академической капелле Санкт-Петербурга в 2014 году, тогда на их выступление пришли примерно 600 зрителей. «Импровизационная музыка рассчитана на подготовленного зрителя, да и публика, которая интересуется таким музыкальным направлением не такая многочисленная. На обычных концертах, где играют не очень известные музыканты, в среднем приходят 10 зрителей. Это нормально, да и в Берлине тоже самое. Это не та музыка, которая стремится к популярности», — рассказывает Шубин.

Выступление оркестра в академической капелле

Несколько раз оркестр выступал вместе с другими европейскими оркестрами: с швейцарским Fishermanns Orchestra в музее современного искусства «Эрарта», с французским onceim на открытии фестиваля «Sound Around» в Калининграде и с музыкантами кафедры импровизации Парижской консерватории во Французском институте в Петербурге.

По мнению Дмитрия Шубина, импровизационная музыка, в отличие от академической, служит элементом сценического действия. Это работа с воображением и пониманием происходящего вокруг. Такой возможности на академическом концерте слушатель практически лишён, полагает дирижёр.

Одна из постоянных зрительниц первый раз попала на импровизационный концерт благодаря Французскому институту в Петербурге, где часто выступает оркестр. До этого она ничего не знала про импровизационную музыку, в особенности про оркестр.

Возникало слишком много вопросов: почему музыканты так странно используют инструменты, как они понимают, что нужно делать в тот или иной момент. Для меня, как для неподготовленного слушателя, всё звучало как набор отдельных звуков, перемешивающийся с дыханием хора.

Анастасия
зрительница

На концерте 28 февраля, на котором присутствовал корреспондент TJ, многие слушатели наблюдали за игрой на сцене с закрытыми глазами. Один из зрителей поделился, что ему сложно визуально воспринимать подобную музыку: только закрыв глаза, он смог её понять. Немногочисленная публика в зале вела себя по-разному: кто-то спокойно воспринимал импровизацию, а кто-то удивлялся и смеялся музыкальному материалу.

По сравнению с французским оркестром onceim, которого финансирует и поддерживает министерство культуры Франции, Петербургский импровизационный оркестр не имеет никакой финансовой поддержки. Музыканты используют свои личные инструменты, а дополнительную технику оркестр одалживает у Музея Звука. Деньги от продажи билетов на концерты откладываются на выездные мероприятия, но большая часть уходит на нужды Музея.

Выступление Петербургского оркестра

Если сравнивать импровизационный оркестр в России и в Европе, то европейская среда разнообразнее, намного больше возможностей для игры и выступлений. «Проживая в Берлине, вы можете играть с музыкантами из разных стран, которые там живут или регулярно приезжают. И другое дело, молодые музыканты из России, которые не имеют финансовой возможности ездить в тот же Берлин. И площадок намного больше в Европе, а у нас это только Музей Звука», — делится Шубин.

Эта статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#музыка #петербург #лонгриды #лигаавторов #творчество #истории

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы рассказать свою историю.

Написать
{ "author_name": "Татьяна Комарова", "author_type": "self", "tags": ["\u0442\u0432\u043e\u0440\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e","\u043f\u0435\u0442\u0435\u0440\u0431\u0443\u0440\u0433","\u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430","\u043b\u043e\u043d\u0433\u0440\u0438\u0434\u044b","\u043b\u0438\u0433\u0430\u0430\u0432\u0442\u043e\u0440\u043e\u0432","\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438"], "comments": 16, "likes": 24, "favorites": 30, "is_advertisement": false, "subsite_label": "music", "id": 138133, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 25 Mar 2020 19:39:23 +0300", "is_special": false }
Создать объявление на TJ
Вечерняя школа по Kubernetes
7 апреля Онлайн Бесплатно
0
16 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
6

послушал, и что-то не увидел ни одной рождённой мелодии или гармонии. все тянут кто во что горазд. полная какофония

Ответить
2

Психоделично. Уверен, музыка с первого видео играла в оригинальном видео "Mereana Mordegard Glesgorv".
За статью спасибо! Музло на любителя, но как явление - круто. 

Ответить
1

Как работает единственный импровизационный оркестр в России

Импровизирует.

Ответить
1

Забавно, если кто-то представит, что импровизация - это прям реально играть что в голову придёт. В импровизации куча своих жёстких правил, причём как в академической музыке, так, скажем, и в джазовой 

Ответить
0

Конечно, но здесь используется метод свободной и неконтролируемой импровизации.

Ответить
0

хм, ну если так, то это перфоманс, а не музыка) 

Ответить
0

это одно из направлений перформанса 

Ответить
0

не, я о том, что тогда это надо расценивать (и оценивать) по критериям событийного искусства, а не музыкального

Ответить
0

ну почему же? Это музыкальное искусство

Ответить
0

музыкальное искусство подразумевает, что импровизация подчиняется ряду строгих законов. но вы ведь сами говорите, что это "неконтролируемая импровизация")

Ответить
0

Мне кажется, что подобное явление вполне себе вписывается в рамки современного искусства, где правила и какие-то должные догмы уже не используются.

Ответить
0

 Чем отличается от джем-сессии?

Ответить
0

Если я не ошибаюсь, то джем проходит быстро, а здесь уже полноценный концерт. И количество участников больше, плюс дирижёр

Ответить
0

Скучно все это слушать. Немного ограничений всегда только благотворно действуют на импровизацию. Например, Майлс Дэвис периода конца 60-х — начала 70-х. Или музыка Allana Holdsworth.

Ответить
0

Бля, учили меня учили в муз школе, гармония там, крещендо мать его, деминуэндо, а потом выходит 10 человек и играют какую лютую дичь.

Как-то так должны выглядеть импровизация. Да она в определенном стиле, но ее приятно слушать. А эти скрипы нет. Жуть, надеюсь это не будущее музыки.

Ответить
Обсуждаемое
Новости
В России вырос спрос на роутеры и модемы после перевода сотрудников на удалёнку и объявления нерабочей недели
В Кремле ожидали, что на нерабочей недели сотрудники продолжат работать удалённо, а студенты — учиться.
Новости
Как изменился знаменитый "Дом Ужасов" в Австрии
Дом, в котором знаменитый маньяк Йозеф Фритцль 24 года держал взаперти свою дочь Элизабет, насиловал ее около 3000 раз и прижил с ней 7 детей, спустя восемь лет после раскрытия страшного преступления, потрясшего весь мир, оставался пустым.
Новости
«МБХ медиа»: для каждого выхода из дома в Москве нужно будет подавать заявку, штрафы введут с 4 апреля
Свободно передвигаться по городу во время режима изоляции смогут только чиновники, силовики и депутаты.
Популярное за три дня
Интернет
Жительница Британии спросила имя кота из дома напротив с помощью записки на окне. И получила ответ — тоже через записку
Между соседями завязалась переписка, а у Уолтера (так зовут кота через дорогу) появились тысячи поклонников.
Интернет
Из-за карантина город в Уэльсе «захватили» горные козлы. Теперь они бегают по безлюдным улицам и заглядывают в окна
Встречайте наших новых повелителей.
Истории
Искоренение оспы: как это было
12 июня 1958 года Всемирная Организация Здравоохранения по предложению советских врачей приняла программу глобальной ликвидации натуральной оспы.

Прямой эфир