Новости
Аня Бегиашвили

«Паразитирование на христианстве»: священник, отстранённый за критику храма Минобороны — о сращивании церкви и власти

Почему церковь в России теряет популярность и как государство использует её в своих целях.

Фото из фейсбука иеромонаха Иоанна Курмоярова

Преподавателя Новосибирской духовной семинарии, иеромонаха Иоанна Курмоярова на два месяца запретили в служении за пост с критикой храма Минобороны, освящённого в парке «Патриот» 14 июня. Священник назвал сооружение «языческим капищем» и «профанацией христианской веры».

«Тайга.инфо» опубликовала большой рассказ иеромонаха о его разногласиях с РПЦ и дискредитации христианства властью. TJ выбрал самые яркие цитаты.

  • «Я вообще противник симфонии церкви и государства. Такие вещи меня очень ранят — когда церковь сращивается с государством. И тем более, я у себя на странице опубликовал цитату патриарха, который говорит, что революция случилась из-за подобного сращивания. Трагедия 17-го года произошла именно из-за этого. Зачем повторять эти ошибки?»;
  • «С точки зрения христианства, у церкви и государства разная природа, мы не должны в дела друг друга лезть вообще»;
  • «Я тоже почитаю подвиг наших солдат. [...] Но нельзя в церковь это приносить, это извратит христианство»;
  • «У людей появляется ожесточённое отношение к церкви. Молодежи на церковь наплевать. Потому что они воспринимают церковь как государственный институт, аппарат»;

Церковь используют для давления на общество. Мы сами себе наносим урон. И государству хуже, и церкви хуже.

  • «Я вижу, что молодёжь, семинаристы не принимают это [симфонию церкви и государства]. Мы уже это прошли. Синодальная эпоха, два столетия — от Петра до революции — церковь управлялась государством. И народ от неё отошел, начал рушить храмы, священников расстреливать. Зачем снова на эти грабли наступать — непонятно. Семинаристы, в большинстве своём, понимают это»;
  • «Это инерция советского и синодального времени. Так считалось, что, чем тише церковь себя ведёт, тем лучше, на благо государства. А после войны считалось, что надо молчать, не высовываться, не проповедовать, не гоняют — и Слава Богу. Это позиция отмалчивания. Сейчас перестроиться сложно — архиереи все советской эпохи, видимо, им ментальность не позволяет понять, что мы живём уже в другое время, что люди стали другие»;

Протестанты нас называют «молчащая церковь». Потому что мы не проповедуем, говорим о смирении перед государством, ничего не обсуждаем, ничего не объясняем. Сказал что-то не так — сразу гонения. Это наследие советской эпохи.

  • «Церковь должна перестраивать свои отношения с обществом. [...] Если мы начнём уважительно к людям относиться, у нас прибавится количество искренне верующих людей. Когда налаживается диалог, всегда проще строить взаимоотношения. Отмолчаться, отсидеться за спиной государства, этот официоз — он навредит»;
  • «Религия касается самых сокровенных человеческих мироощущений. Тут нужна кропотливая работа с людьми, как врачи. Представляете, вы пришли в больницу, а вам говорят — аспирин пейте и все. Конечно, вы возмутитесь и будете требовать, чтобы этих врачей убрали, что они халтурщики. А если с вами будут разговаривать, анализы делать, тогда и вы будете по-другому относиться к врачам. Церковь — это больница, куда люди идут для исцеления души. Они должны его получать, а этой терапии нет, только официоз»;
  • «Появление такого храма Минобороны — это яркий признак того, что сближение церкви и государства только усиливается. Скрепы ищут, чтобы что-то дать людям, чтобы те не взбесились, чтобы не устроили Майдан, как на Украине. Это паразитирование на христианстве»;
  • «Любое государство во все времена во всех культурах пыталось использовать религию в своих целях. И сейчас, хотя мы живём в светском государстве. В армии у нас — большинство атеисты, мусульмане, буддисты. Какой для них православный храм? Это же абсурд».

#религия #рпц