Новости
Роман Персианинов

Как K-pop стал оружием пропаганды и что изменилось после решения о перемирии Южной Кореи и КНДР

Годами северокорейские солдаты на границе дежурили под поп-музыку своего политического врага, но теперь этот жанр хвалит Ким Чен Ын.

Ким Чен Ын приветствует музыкальную делегацию южнокорейских K-pop исполнительниц, включая группу Red Velvet

27 апреля 2018 года лидер КНДР Ким Чен Ын и президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин договорились до конца 2018 года подписать соглашение о прекращении Корейской войны, которая формально продолжалась больше 65 лет. С этим решением встал вопрос о судьбе демилитаризованной зоны, разделяющей Северную и Южную Корею. Военный гарнизон длиной примерно в 250 километров, построенный в июле 1953 года, стал своеобразным символом «бесконечной» конфронтации двух стран.

Территорию огородили заборами с колючей проволокой, а на каждую сторону страны определили вооружённый караул. Именно ему до недавнего времени приходилось ежедневно слышать из репродукторов на южнокорейской стороне музыку в жанре K-pop. Для северокорейских солдат, незнакомых с подобной культурой, это был совершенно новый опыт, который в итоге добрался и до главы государства.

Музыка извне

До апреля 2018 года, когда южнокорейские репродукторы выключили в связи со встречей представителей двух государств, они не умолкали больше двух лет. Одиннадцать колонок транслировали на многие километры в Северную Корею местные новости и прогноз погоды, но чаще всего — K-pop. Громкий и энергичный поп-жанр, созданный на основе американского наследия, воспринимался северокорейскими солдатами как нечто странное и противоречивое.

В текстах песен говорилось о свободной любви, деньгах и славе, но никогда о величии лидеров или правительства страны, как принято в КНДР. Для солдат коммунистической державы K-pop стал дверью в мир, от которого их пытались отгородить власти. Отчасти именно в этом и состояла идея южнокорейских военных — по задумке, песни должны были убедить северокорейских солдат бежать из родной страны за лучшей жизнью.

Южнокорейские солдаты устанавливают репродукторы в демилитаризованной зоне. Фото EPA

Идея подавлять волю врага с помощью голосовых сообщений через репродукторы тянется с давних времён: во время Второй мировой войны её активно применяли как нацисты, окружая советские города и обещая гражданам благо в обмен на сдачу, так и войска союзников. Тенденция продолжилась в Корейскую войну и приняла необычную форму во время войны во Вьетнаме. В феврале 1970 года американские войска в рамках операции «Блуждающая душа» применили против северовьетнамских солдат, сидевших в засаде, пропагандистскую запись.

На плёнке звучали крики, женский плач и голос ребёнка, звавшего отца, а также некий голос, призывающий слушателей оставить оружие и вернуться домой, иначе после смерти они попадут в ад. Технология не получила масштабного распространения, а её эффективность не проверялась, однако, если верить свидетельствам, она действительно снижала волю отдельных отрядов на фронте.

Южная Корея развернула «музыкальную атаку» в январе 2016 года, когда Северная Корея провела четвёртые ядерные испытания. Коммунистическая держава неоднократно протестовала против трансляции K-pop, хотя также использует инструменты пропаганды против оппонента.

Музыка и новости из репродукторов так нервировали северную сторону, что однажды это привело к обмену артиллерийскими ударами между странами, но тогда обошлось без жертв. Ким Чен Ын пригрозил, что если южнокорейские власти не отключат колонки, то он отдаст приказ о полномасштабной атаке. Как полагают специалисты, это знак того, что власти КНДР всерьёз обеспокоены таким механизмом пропаганды.

«У северокорейских солдат на передовой нет возможности не слышать трансляции K-pop из южнокорейских репродукторов. Обе страны говорят на одном языке, так что северяне невольно понимают текст песен», — заявил профессор техасского университета Ёнджун Им (Young Joon Lim) в разговоре с изданием Outline.

Эффект влияния

По словам дезертиров КНДР, они узнали о деталях жизни в Южной Корее только благодаря передачам из репродукторов. Граждан с детства обучают, что западные страны, в том числе Южная Корея — не развиваются и завидуют успехам КНДР, поэтому передачи из колонок для многих становятся откровением. Не менее сильно на это влияет и K-pop, до недавнего времени запрещённый в стране.

В среднем передачи транслировали от двух до шести часов днём и до 10 часов ночью. В зависимости от погоды и местности сигнал слышно на расстоянии до 10 километров в течение дня и до 24 километров ночью. КНДР также использует репродукторы для пропаганды, однако они, по сообщениям Южной Кореи, более низкого качества.

Формированием мировоззрения у северных соседей занимаются и южнокорейские активисты совместно с международной организацией по правам человека Human Rights Foundation. С 2015 года они тайно запускают на территорию Северной Кореи дроны с SD-картами и USB-устройствами, на которых хранятся фильмы, музыка, сериалы и сохранённые статьи на «Википедии». Таким образом активисты доставили более 1000 носителей в КНДР, при этом места отправки и доставки держатся в секрете.

«Невозможно моментально сделать выводы, но это (трансляция K-pop через репродукторы — прим. TJ) определённо имеет влияние. Северокорейский солдат, пересёкший границу Южной Кореи в декабре 2017 года, утверждал, что любит K-pop», — поясняет профессор Ёнджун Им. Очнувшись в больнице после ранения солдат-дезертир действительно попросил включить ему песню южнокорейской группы Girls’ Generation.

С зарождения K-pop правительство поддерживало развитие жанра. В 2005 году, когда он только набирал обороты, власти Южной Кореи вложили в него миллиард долларов. К 2016 году капитализация этого рынка достигла 4,7 миллиарда долларов.

Специалисты считают, что K-pop действительно оказывает пропагандистское влияние: исполнители, в основном молодые и привлекательные девушки, поют о деньгах и славе, а в клипах носят дорогую одежду. Это выстраивает в голове иностранца впечатление, что Южная Корея — богатая и могущественная страна. Немалую роль играет отсутствие политического подтекста в песнях, а также простой текст и звучание.

Дипломатия с K-pop

Южнокорейские репродукторы отключили 24 апреля 2018 года — незадолго до официальной встречи лидеров Северной и Южной Кореи. С тех пор новых данных о возобновлении их работы не поступало, однако в будущем такая возможность существует.

В 2004 году трансляцию остановили по договору с КНДР. В 2010 году Сеул угрожал вновь запустить её, но ограничился радиотрансляциями. В августе 2015 года Южная Корея привела угрозу в исполнение через несколько недель после того, как двое пограничников подорвались на минах. Вину за это возложили на Пхеньян. С тех пор репродукторы отключали лишь на небольшой промежуток, возобновив в 2016 году. Как пишет Би-би-си, трансляция через колонки — это эффективная мера, которую можно применять во время будущих переговоров с КНДР.

Примерно с 2003 года в стране начали набирать популярность USB-устройства. В отличие от DVD-дисков, их было удобно прятать как гражданским во время проверок, так и солдатам. Часто на девайсах хранились файлы с западными фильмами или музыкой, в том числе K-pop треками.

По данным американского независимого исследования 2016 года, 26% дезертиров, беженцев и туристов из КНДР хранят у себя USB-устройства. В последние годы цена в стране на такие приборы заметно снизилась, составив примерно пять долларов (в среднем жители Северной Кореи зарабатывают около четырёх долларов в день).

Несмотря на ограничения, K-pop медленно, но уверенно проникает в культуру Северной Кореи. В апреле 2018 года в страну прибыли две K-pop группы из Южной Кореи, собрав в Пхеньяне полный концертный зал. Ким Чен Ын лично поприветствовал делегацию и вместе с женой присутствовал на их выступлении. Это первый с 2003 года случай, когда КНДР допустила музыкантов из Южной Кореи.

Как пишет научный журнал Discover, с приходом к власти Ким Чен Ына отношение КНДР к иностранной культуре стало более положительным. 34-летний лидер относится к современной музыке гораздо лояльней предшественников. Лидер Северной Кореи признавался, что «подстроил свой график» под приезд южнокорейской группы Red Velvet в страну. Как сообщил северокорейский государственный телеканал после концерта, глава государства «был тронут, увидев, что жители страны искренне отнеслись к выступлению, углубившись в понимание поп-искусства южной стороны».

#кндр #истории #музыка