«ВКонтакте» раскрыла политику работы с госорганами. Но не статистику запросов данных пользователей
Соцсеть обещала прозрачность, но не опубликовала никаких цифр.
Во «ВКонтакте» появился информационный раздел, посвящённый тому, как компания работает с персональными данными пользователей и на какие запросы властей отвечает.
«ВКонтакте» нигде не анонсировала появление нового раздела. Обычно о подобных обновлениях рассказывают в официальных сообществах компании, например, паблике «Команда ВКонтакте».
О чём рассказала «ВКонтакте»
- Какие есть принципы защиты информации: для чего «ВКонтакте» собирает информацию пользователей и почему выступает за защиту пользователей интернета;
- Какую информацию собирает «ВКонтакте»: местоположение, регистрационные данные (имя, фамилия, дата рождения, пол, номер мобильного и адрес электронной почты), обращения в поддержку, данные из описания профиля, история посещений, история публикаций и подписки, личные сообщения, платёжные данные, медиафайлы с отметкой пользователя, информацию о том, что пользователь — чей-то контакт;
- «ВКонтакте» среди прочего рассказала, какую именно информацию о сообщениях она собирает: имена отправителей и получателей, дату и время общения, количество и текст сообщений, а также вложения;
- Кому соцсеть передаёт данные: госорганам, разработчикам приложений, другим пользователям, рекламодателям и другим поставщикам услуг;
- Как устроена обработка запросов: какие органы обращаются ко «ВКонтакте» за информацией, какие законы соблюдает соцсеть и почему не уведомляет пользователей об интересе со стороны властей.
Чему посвящён раздел о работе с госорганами
Третий раздел — самый важный во всём отчёте. «ВКонтакте» подробно рассказала о том, как происходит процесс общения со следователями.
- «ВКонтакте» следует законам РФ, в особенности «Об оперативно-розыскной деятельности», по которому помогает госорганам искать информацию о преступниках. К ней могут обратиться Роскомнадзор, ФАС, суды и правоохранительные органы, в том числе СК, ФСБ и полиция;
- «ВКонтакте» уверяет, что проверяет все официальные запросы органов на соответствие закону, а также — что не выдаёт личные сообщения пользователей без решения суда. Например, как в конце сентября она выдала переписку петербуржца;
- «ВКонтакте» говорит, что не имеет права предупреждать пользователей о запросах органов, снова ссылаясь на закон «Об оперативно-розыскной деятельности». «Когда речь идёт о потенциально опасных преступлениях, уведомление может сильно усложнить расследование», — считает соцсеть;
- «ВКонтакте» объясняет, что за отказ в сотрудничестве с госорганами компании грозит уголовная ответственность и крупные денежные штрафы. Соцсеть ссылается на законы «О полиции» и «Об оперативно-розыскной деятельности», по которым она обязана предоставлять информацию по судебному запросу из возбуждённого дела.
Чего в разделе во «ВКонтакте» нет — в отличие от отчётов Google, Apple и Facebook
Раздел российской соцсети в итоге не стал аналогом «Отчёта о прозрачности» (Transparency report), привычным для западных компаний.
Transparency report выпускают в том числе Apple, Google, Twitter, Facebook и Microsoft. В таких отчётах указаны сведения о количестве правительственных запросов, например, с просьбой удалить контент или предоставить информацию о пользователях. Разделы регулярно обновляются и находятся в открытом доступе.
Раздел Twitter о полученных запросах
Статистика запросов об удалении информации по странам
С июля по декабрь 2017 года из России поступило 1292 запроса об удалении
Во «ВКонтакте» не появились данные о конкретном количестве запросов.
В отчёте не указаны ведомства, которые просили у соцсети выдать информацию — к примеру, такими могут быть Роскомнадзор и ФСБ. Компания также могла разъяснить, что именно требовали госорганы, допустим, включения страницы в реестр запрещённых данных или информацию о конкретном пользователе. Заодно хотелось бы увидеть, как часто «ВКонтакте» одобряет или отвергает запросы.
Самым свежим российским примером служит «Хабр», в сентябре опубликовавший статистику запросов за период 2013-2018 годов. По данным «Роскомсвободы», администрация коллективного IT-сообщества сделала это первой среди российских компаний.
В пресс-службе «ВКонтакте» объяснили TJ, что соцсети требуется больше времени на сбор статистики запросов данных пользователей. Однако в соцсети не уточнили, когда планируется опубликовать эту информацию.
Мы в процессе сбора информации — ручная обработка и структурирование всех запросов и подготовка данных для публикации занимает много времени. Но мы считаем первоочередной задачей реальное решение проблемы и предотвращение такие случаев. Для этого мы предпринимаем необходимые юридические шаги и продуктовые меры.
#срокизарепосты #вконтакте #соцсети