Инструкция: Как настроить чат и комментарии для канала в Telegram
Мессенджер, долгое время известный каналами для вещания без дискуссий, всё-таки пошёл в эту сторону.
31 мая Telegram добавил интеграцию каналов с групповыми чатами. Теперь любой администратор может связать свой канал с новым или уже существующим чатом, чтобы сделать его официальным местом для обсуждений контента из канала, куда можно будет перейти по кнопке «Обсудить» прямо под постами.
Помимо этого в мессенджере появилась бесшовная авторизация во внешних сервисах через ботов. Её анонсировали на примере бота DiscussThis, который позволяет привязать к каждому посту в канале поле для комментариев.
Изменение анонсировано небрежно (в духе «Пользователи давно просили нас, и вот мы сделали»), но несёт существенные изменения для развития сообществ внутри Telegram. С момента появления каналов внутри мессенджера прошло почти четыре года, и всё это время контент в них существовал без комментариев или какой-либо прямой формы взаимодействия администраторов и читателей.
Эти проблемы обычно решались самими администраторами, которые указывали контакты для связи или ссылки на официальные чаты для обсуждений в описании канала, но теперь обсуждения в каналах институционализированы. Комментарии, фактически, тоже — @DiscussBot имеет галочку официальной верификации.
Как добавить чат для обсуждений контента из канала
Если группы (чаты) ещё нет, её нужно создать. На смартфоне это делается через иконку «Написать» в верхнем правом углу (на десктопе — через левое боковое меню), далее «Создать группу». Придётся указать хотя бы одного человека, который будет в чате изначально, ввести название и загрузить аватарку.
Группа должна быть публичной, чтобы любой мог присоединиться по желанию. Для этого ей придётся указать короткий адрес вида t.me/tjournalclub — это может стать проблемой, если у администратора уже исчерпан лимит на созданные публичные группы (от одной из публичных ссылок придётся отказаться).
После того, как группа создана, её нужно указать в настройках канала. Для этого нужно перейти в канал, нажать «Подробнее» (на десктопе — «Информация о канале»), «Изменить» (на десктопе — «Управление каналов») и «Добавить» напротив «Обсуждение».
После привязки группы к каналу все новые записи, которые будут в нём публиковаться, будут автоматически и моментально появляться в чате. Каждое новое сообщение в канале будет прикрепляться к шапке («пиниться») взамен предыдущего: это отправляет всем участникам чата уведомление (если только они не отписались сами) и позволяет быстро оценить, что нового здесь обсуждают.
При переходе из канала по кнопке «Обсудить» пользователь автоматически становится участником чата, а по нажатию на сообщение или аватарку канала у записи можно вернуться обратно в канал. В остальном чат — это обычный чат: сообщения в нём не привязаны к конкретной записи, и понимать, что именно сейчас обсуждают, придётся из контекста.
Как добавить поле для комментариев под каждой записью в канале
Комментариев официально в Telegram нет, но их функциональность реализовывается через ботов. Есть условно официальный бот для создания дискуссий под каждой записью — он называется @DiscussBot и имеет галочку официальной верификации.
Есть неофициальный бот @CommentsBot — его создали авторы @ControllerBot, недавно получившие 25 тысяч долларов гранта от Павла Дурова в рамках конкурса. Разработчик рассказал TJ, что потратит деньги на создание новых ботов и развитие существующих.
Эти два бота работают по-разному. Из описания @DiscussBot следует, что его достаточно добавить в администраторы нужного канала, и тогда под каждой новой записью в этом канале появится кнопка перехода к комментариям (с динамическим счётчиком). На практике это не работает: после официального анонса этого бота в блоге Telegram на него обрушилась мощная нагрузка, и не работал как сайт с комментариями, так и сам бот.
При нормальной работе поле комментариев @DiscussBot выглядит так. У каждого комментария есть отдельная кнопка для ответа, благодаря чему его автор может получить уведомление в мессенджер о новых ответах. Ссылки с никнеймов и аватарок ведут на профили в Telegram.
В случае с @CommentsBot привязка поля комментариев к постам пока не автоматизирована: это нужно делать каждый раз вручную, когда боту отправляется текст будущего поста. Чтобы сверху не отображалась приписка «via @CommentsBot», записи можно отправлять через @ControllerBot — в этом случае к ним можно будет добавлять не только кнопку комментариев, но и лайки (например, в виде эмодзи) и другие действия, а ещё через этот бот можно публиковать отложенные записи.
Например, Артемий Лебедев в своём канале использует комментарии от @CommentsBot, а публикует записи через @ControllerBot.
В обоих случаях (и у @DiscussBot, и у @CommentsBot) при переходе по ссылке на комментарии будет происходить бесшовная авторизация через Telegram в один клик. Поэтому при использовании таких ботов надо иметь в виду, что оставленные пользователями комментарии будут подписаны ссылкой на их профиль в мессенджере и данными из него.
Как комментарии и чаты для обсуждений меняют Telegram
Исторически каналы в Telegram были платформой для вещания «от одного к многим» и не подразумевали создания вокруг каналов сообществ пользователей. Некоторые администраторы пытались делать это самостоятельно, но общественный консенсус был таков: нет комментариев, нет обсуждений — и не надо. Это было отличительной чертой Telegram.
Теперь ландшафт меняется. Обсуждения и комментарии всё ещё необязательные, и пока немногие администраторы каналов понимают, нужно ли их вводить и чем они будут полезны. В случае с обсуждениями выгода может быть прямой: фактически чат — это ещё один канал, где гораздо больше контента (потому что его генерируют и сами пользователи, а не только администрация), он чаще обновляется, там можно пообщаться с живыми людьми.
Такой подход дал новую жизнь пабликам про ДТП: коммьюнити автомобилистов в конкретном городе скидывает в чат координаты замеченных машин ДПС, а администраторы размещают чрезвычайно выгодную рекламу. В отличие от каналов, где контент может быть необязательным для просмотра, здесь он выполняет функцию навигатора, поэтому следят за сообщениями пользователи более пристально. Обратная сторона — чат нужно так же пристально модерировать от спама и флуда.
Фёдор Скуратов, ранее создавший сервис аналитики для Telegram-чатов Combot, сейчас уже руководит коммуникациями в TON Labs — это инфраструктурный партнёр платформы TON, которую до сих пор официально публично не презентовали. По просьбе TJ Скуратов прокомментировал нововведение: он считает, что чаты эффективнее комментариев, но на них нужно тратить больше времени и сил.
Последние три, нет, почти четыре года, с тех пор как начала развиваться экосистема Telegram-каналов, наиболее частой просьбой были комментарии.
С той же частотой звучали призывы не вводить комментарии никогда — именно «трибунная» парадигма развития каналов обеспечивала настоящую свободу в том, о чем автор канала может писать. Ведь отсутствие обратной связи в виде комментариев избавляет, в том числе, от мнения критиков — которых среди комментаторов всегда больше.
В итоге дискуссии всё-таки появились, хотя и не в том виде, в котором многие ждали. Чаты.
По сути, ничего нового не сделали, лишь добавили кнопку «Обсудить», которая ведет в чат. С другой стороны, добавили бота для комментариев и бесшовную авторизацию.
Распутье это, на самом деле, совсем не распутье.
Чат — очень специфичная площадка. Чатом требуется управлять, модерировать его. Три года назад мы создали для этого Combot, но несмотря на его наличие, первичны люди — автор канала и модераторы. Без них никаких дискуссий в чате не может быть.
Комментарии куда проще — поставил кнопку под пост и знай, чисть время от времени. С комментариями проблема одна — они не дают ничего. Комьюнити в комментариях, в отличие от чата, не образуется. Видимость постов (что стало причиной работы с вовлечением в социальных сетях) отсутствует, так как нет ленты. В итоге, комментарии превращаются в самоцель. Переписка между авторами каналов давно напоминает Твиттер с репостами и комментариями к ним.
Со всех точек зрения чаты лучше, но чтобы управлять чатом, нужно потратить на это время, силы (ну или поставить Combot). В итоге, я полагаю, что свои чаты запустит всего пара процентов от каналов, комментарии как и год назад, поставит еще пара процентов, в итоге же экосистема так и продолжит развиваться в трибунном формате, наиболее свойственном и востребованном в Telegram.
Сказанное касается в первую очередь русскоязычного сегмента, что касается других стран — пожалуй, нигде кроме Ирана ещё не сформировалось настоящей медиа-экосистемы, несмотря на то, что каналы есть во всех странах, где Telegram растет, от Италии до Сингапура. Но в медийное явление они пока еще нигде, кроме бывшего СССР, не превратились.
#telegram #медиа #инструкции