Библиотека
Никита Балаба

Современный самиздат: как устроен проект Ridero, позволяющий бесплатно издавать и продавать книги в интернете

Интервью с сооснователем проекта, в котором автор сам себе редактор, дизайнер и корректор.

Алексей Кулаков Фото Ridero

С 2013 года проект Ridero позволяет опубликовать свою книгу без помощи издательства, только силами самого автора. Для этого человек заходит на сайт, загружает туда файл с текстом, редактирует и на выходе получает готовую книгу, которую можно издать в печатном виде и продавать на Ozon или Amazon. Пользователь TJ поговорил с директором по продукту проекта Алексеем Кулаковым о том, как Ridero стала альтернативой для тех, кто не хочет работать с издательствами, и почему проект — нечто большее, чем площадка для графоманов.

Схема работы Ridero

Ridero — сайт для самиздата, который берёт на себя основные функции издательства. Процесс публикации книг выглядит так: после регистрации можно загрузить текст, выбрать название книги и один из шаблонов обложки. Дальше просмотр готового текста и его редактура. Есть разные макеты готового текста. Можно выбрать обложку — как шаблонную, так и свою.

Первый шаг

Редактор текста

Разные макеты текста

Редактор обложки

Следующий этап — данные для публикации. Нужно указать имя автора, можно написать биографию, аннотацию, поставить возрастное ограничение и обозначить жанр. На каждом из этапов есть дополнительные услуги — для текста можно нанять редактора и корректора, а для обложки — дизайнера. Есть также услуга по продвижению книги, в основном через контекстную рекламу и посты в соцсетях. Стартовый «пакет услуг» стоит от шести тысяч рублей, максимальный — 23 тысячи.

Данные для публикации

Есть три варианта продажи: продажа в оффлайне, в онлайне и всё вместе. В первом случае Ridero сотрудничает с «Читай-городом», «Буквоедом», «Москвой» и «Библио-глобусом». Онлайн — Ozon, Amazon, Bookmate и «Литрес».

Для продажи физических копий можно заказать как и тираж, так и print on demand, когда книги не находятся на складе магазина или на его полках, а печатаются по запросу. Иными словами, если человек хочет купить книгу, заказ с магазина уходит издательству, они печатают нужное количество, магазин забирает напечатанное и отправляет покупателю.

Выбор продажи

О концепции проекта и инструментах конкуренции

Как пришла идея создания сервиса?

Идея Саши Касьяненко, он один из наших основателей. Он долго работал в издательской отрасли и для него всегда была важна идея свободы. Смысл в том, что иметь третью альтернативу помимо издания за счёт издания и издания за счёт автора. Снять с автора рутину. Чтобы получить доступ к массовому автору с точки зрения бизнеса, а с точки зрения влияния на рынок мы хотели, чтобы вопрос издавать или не издавать книгу вообще не стоял.

Вы занимались сами написанием книг?

У меня есть некоторое количество изданных книг, я их издал уже когда работал директором по продукту Ridero. Если бы не Ridero, я бы их никогда не издал потому что у меня так же, как и остальных, до того, как сделали наш бизнес, была идея, что создание книги — это тяжкий труд и эпический квест, и если это не является центральной темой твоей жизни не стоит даже собираться. Оказалось, что это не так.

Мой сын издал книгу в девять лет. Книжка называется «Еноты-правители». Когда он был совсем маленьким, я ему рассказывал сказку — длинную сагу про енотов. Он её вспомнил, перепридумал, написал и издал.

Та самая книга

Кто основная целевая аудитория проекта?

Мы для себя её определяем так: это человек, у которого есть рукопись, любая, он хочет чтоб у этой рукописи были читатели, которых он найдёт через интернет.

А вы сами не ищете авторов, чтобы они публиковались на Ridero? и предлагаете ему у вас публиковаться?

Мы в книжки не инвестируем, мы инвестируем в платформу. И, соответственно, понятно, что у нас есть какие-то авторы, с которыми у нас есть какие-то там особенные отношения. Но нет, по-моему, не бывает такого, что мы сами ищем авторов из-за пиара. Всё равно они сами приходят (на Ridero зарегистрировано около 400 тысячи авторов — прим. TJ).

Вы задумывали сервис как противника маленьких издательств, которые занимаются книгами?

Нам много лет и мы отрасль изрядно поменяли. У издателя есть две функции: техническая, которая не требует глубокого издательского таланта или тонкого вкуса арт-директора, — это простые технические функции, немного чуть более лакшери, чем принт-салон. То есть, взять рукопись, сверстать её, отнести в типографию, отдать тираж-автору – он возьмёт этот тираж, положит их под палету, они будут лежать там ближайшие 10 лет. Конкуренцию этой функции мы уже составили. Убило ли это издательства? На самом деле, нет, но заставило улучшить сервис. Наверное, как-то их бизнес поджался.

А как у вас с большими издательствами тогда? Чувствуете ли вы в них союзника или конкурента, можете ли забрать потенциального автора, например?

Чем мы ещё отличаемся от издательства с точки зрения авторов, в выгодную сторону — мы не фиксируем на себе права, и автор может от нас в любой момент уйти, когда получит предложение выгодней. Мы ему даже в этом помогаем. У нас есть процесс, когда автор у нас начал издаваться, соответственно, стал популярным, стал зарабатывать, это увидело большое издательство. Это снизило его инвестиционный риск, потому что теперь понятно, что если в книгу инвестировать, то текст способен заинтересовать аудиторию и есть комьюнити вокруг книги. Это хороший объект для инвестиций. Они наши карты разыграют, и если это хорошо для автора, то это хорошо для нас: мы помогли автору идти дальше, ну и отлично!

Если брать ситуацию, когда блогер хочет свою книгу, то ему лучше тираж печатать или print on demand, как вы считаете? Например, если это Соболев.

Главное преимущество print on demand-а в том, что ни мы, ни автор не должны инвестировать для того, чтобы книга начала продаваться. Читатель платит деньги, а потом печатается книжка. Соответственно, ни у нас, ни у автора никаких инвестиционных рисков нет. Просто не надо думать, издавать бумажную или электронную книжку. Если вы у нас один раз поработали, они будут готовы обе. Для читателей, у кого денег меньше, электронные книжки, для тех, кто хочет бумажные – бумажные в print on demand-е. А если вы имеете собственный канал дистрибуции и знаете, сколько заберёте, докупайте тираж.

Многие небольшие издательства говорят, что могут закрыться из-за пандемии. Как обстоят ваши дела?

Честно сказать – сильно лучше, чем я ожидал. Тьфу-тьфу-тьфу. Нам страшновато, потому что что там дальше будет непонятно. Но пока что мы не сильно просели. У нас стало больше авторов. У нас выросло количество книг, которые приходят на публикацию, и сейчас их больше тысячи в неделю. Обычно эта цифра немного меньше, около семисот книг в неделю. У нас выросли услуги — поскольку авторы книжки сдают, они услуги корректоров, иллюстраторов заказывают.

В целом, одно компенсирует другое, и я думаю, что их кризиса Ridero выйдет сильнее, чем было до, потому что мы всё-таки интернет-сервис, а интернет всегда идёт поперёк кризиса. Всё, что живое и шевелится, лезет в интернет, и в этом смысле у нас ситуация лучше, чем у маленьких издательств. Но понятно, что тут от глубины и длительности кризиса много чего зависит. Если валютой станут патроны Калашникова, то у нас тоже будут проблемы.

В 2018 году у вас появились аудио-книги. Как вы с ними работаете?

У нас есть дикторы, это платная услуга. Экспериментировали с автоматической озвучкой, но пока что она не такая гладкая. Вы можете или просто оставить книжку дистрибьютерам, если она у вас есть, и заказать озвучку нам. Их сотни, не десятки тысяч, как электронных книг, но они продаются.

Борьба за рынок

Какие у вас преимущества перед другими самиздатами?

Мы не первый селфпаб в мире, до нас работали KDP, Lulu. Мы первые в России. Преимущества, которые у нас есть перед кем угодно: лучшая в мире автоматическая вёрстка. Вы берете текст, суёте в браузер и через некоторое время количество секунд вы получаете книгу, которая готова к изданию в электронном и бумажном виде, и она нормально свёрстана.

Мы основной дистрибьютор книг print on demand в России. Если вы хотите, чтобы ваша книжка стала print on demand, мы самый простой и эффективный способ — у «Литреса» всё это сложнее, чем у нас. У нас более широкая сеть дистрибуции, мы умеем офлайн-дистрбьюции, они этим не занимаются.

Дальше — роялти. На нашей платформе условия лучше (за 2019 год компания выплатила почти 25 миллионов рублей роялти — прим. TJ). У нас белое и прозрачное отношение с налогами, которые мы за автора платим. Не буду называть наших конкурентов, но некоторые из них используют вполне себе серые схемы.

Работа в других странах

Почему у Ridero такая языковая связка — русский-польский?

У нас есть такое преимущество — если вы хотите, чтоб мы занялись дистрибуцией в России и Европе, то мы можем это сделать. Нам нужна опорная площадка где-то в Европе. Польша, на мой взгляд, подходит — место, где мы держим контакт с типографией и где мы держим контакты с дистрибуцией. На мой взгляд, если какой-либо бизнес хочет иметь опорную точку в Европе, то ему нужно выбирать между Прибалтикой и Польшей, потому что Польша — относительно дешёвая страна, при этом она в Евросоюзе, это растущая экономика, там получить рабочую визу несложно.

Что кроме вёрстки вы можете противопоставить иностранным конкурентам?

Если говорить про то, можем ли мы конкурировать с Amazon на территории Amazon, то нет. Если выходить на рынок англоязычный, то нужно переделывать продукт под его специфику. Рынок селфпаблишинга такой, что структурирован не столько культурными национальными особенностями, сколько особенностями рынка — есть ли национальный монополист, привыкли ли люди платить за электронные книжки, насколько сильно фрагментирован рынок агрегации прав, что с логистикой.

А если говорить о том, является ли хорошей идеей не меняя сервис завоёвывать англоязычный мир — нет. Есть ли у нас идеи? Да. Можем ли завоевать ещё страны? В зависимости от тех факторов, про которые я сказал. Понятно, что у Amazon перед произвольной компанией на этой планете есть гора преимуществ.

На Польшу вы вышли пять лет назад. А как с работой в других странах?

Не хотел бы наши планы раскрывать, потому что это часть нашей инвестиционной стратегии, пока что так. У нас есть некоторое количество инвестиционных проектов с разной географией, ведётся дискуссия про то, что целесообразнее.

Влияние пиратства на продажи

Боретесь ли вы с пиратством, и если да, то как? Поддерживаете ли авторов в этом вопросе?

Если книжка попала в дистрибуцию в любой из больших интернет-магазинов в электронном виде, то она будет спирачена, если будет хоть сколько-нибудь популярна. Любая электронная платформа от этого не защищена, потому что если вы так или иначе показываете текст на экране, то дальше из него можно сделать книжку, это вопрос затрат. Технологически надёжной защиты, вообще-то, не бывает, и обычно попытка такая приводит к тому, что вы создаёте много неудобств читателю. Но понятно что, поскольку, наши авторы хотят, чтобы мы боролись с пиратством, мы с ним боремся.

А если сайт откажется удалять материал?

В этом смысле это вопрос мониторинга, надо сказать, что очень часто за пиратов принимают партнёрские площадки «Литреса», которые в конечном итоге всё равно роялти автору платят, это легальный бизнес. Просто они маскируются под пиратов для того, чтобы в конечном итоге продать книжку человеку, который пытался её спиратить. Такая вот обратная мимикрия. То есть, на деле влияние пиратства не такое уж и сильное. Оно есть, конечно, но это вообще достаточно спорная идея, насколько оно реально мешает продажам. Однозначного ответа нет.

Вопросы цензура

У вас на сайте нельзя публиковать запрещённые материалы – экстремизм, терроризм и так далее. А как распознается, что в тексте есть такие материалы?

Это кусок нашей интеллектуальной системы. Сначала у нас был ручной процесс модерации, потом он его полуавтоматизировали, и сейчас он почти полностью автоматизирован. Действует экспертная система, в которой есть кусок нейросети. Есть служба модераторов, которая взвешивает книжки, сравнивает с предыдущими кейсами.

У вас не разрешено только то, что попадает под уголовный кодекс. А если к вам придёт организация, например, «Учёные против мифов», и попросит не публиковать книги про лженауку, вы согласитесь?

Нет. Если автор не нарушает закон, то единственный кроме него самого человек, который имеет право решать, заслуживает ли книжка того, чтобы продаваться – это читатель. Если читатель считает, что книжка плохая — он – её не покупает. Потому что дальше начинается вопрос – а кто имеет право решать, и кто его, это право, дал. «Чистых» от «нечистых» отделить надёжного способа так, чтобы не начать двигаться в сторону гестапо, нет. Так же, как производители ручек не отбирают их у тех, кто пишет плохие слова.

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#книги #творчество #интернет #мнения #интервью #лигаавторов