Основатели «Лентача» выгнали руководителя Марка Шейна из-за «неочевидных источников финансирования»
Основатели сообщества «Лентач» во «ВКонтакте» Андрей Коняев и Игорь Белкин объявили об уходе руководителя сообщества Марка Шейна из-за привлечения им подозрительных источников финансирования и конфликтов вокруг «Лентача». Об этом говорится в обращении Коняева, опубликованном в сообществе. Обновлено: добавлено заявление Марка Шейна и представителя «ВКонтакте».
Марк Шейн
По словам Коняева, конфликт между основателями сообщества и его текущим руководством назревал давно. Решающими причинами освободить Шейна от его обязанностей стали два события, произошедшие весной 2016 года.
Речь идёт о конфликте с администрацией «ВКонтакте» из-за размещения рекламных записей: 2 апреля сообществу запретили размещать сторонние ссылки в своих постах, фактически ограничив возможность продавать трафик из соцсети на внешние сайты. Второй момент, взволновавший создателей «Лентача» — запуск Шейном сети региональных СМИ «Сейчас» в конце мая, для которого он привлекал Коняева как медиаконсультанта. Позднее Коняев заявлял, что больше не имеет отношения к этому проекту.
Ниже — полное обращение Андрея Коняева и Игоря Белкина.
Привет, меня зовут Андрей Коняев.
Игорь Белкин и я — создатели этого паблика. И я расскажу вам историю.
В марте 2014 года разогнали «Ленту.ру» и мы отдали паблик группе подписчиков, одним из участников которой был Марк Шеин. Тогда об этом было много публикаций, а историю целиком можно прочитать в книге «Дорогая редакция», составителем которой выступил бывший замглавред «Ленты.ру» Иван Колпаков.
Мы хотели покинуть сообщество совсем, но Шейн уговорил нас остаться на правах «наблюдательного совета», который следит за курсом паблика, но не вмешивается в его работу.
С нашей стороны договоренность выполнялась: мы никогда не лезли в редакционную политику. Мы не вмешались, когда из паблика были удалены все (за исключением Марка) читатели из группы, которой мы отдавали изначально «Лентач». Мы не задавали вопросов и не требовали объяснений, не получали денег. Мы ни разу не порицали публично редакционную политику «Лентача». Мы прикрывали «Лентач» своей репутацией и именами, которыми Марк пользовался при всяком удобном случае.
Со временем «Лентач» стал попадать в непонятные истории. Ситуация стала критической после недавней блокировки «Лентача» администрацией «ВКонтакте». «Лентач» нарушил правила, однако, вместо того, чтобы признать свою неправоту, Марк объявил о переезде «Лентача» на Фейсбук. Конфликт был настолько серьезный, что нам пришлось вмешаться.
Наконец, последней каплей стала вот эта история. Лентач объявил о создании собственного проекта региональных сообществ «Сейчас». В это же время стало известно, что некая компания под названием «Оператор Региональных Медиа» (на 30% принадлежит Марку Шейну) вложит в развитие проекта большие деньги. Выглядело это не как инвестиция, а как продажа «Лентача» отдельной компании с неочевидными источниками финансирования.
Мы попытались поговорить об этом с Марком и рассматривали вариант, в котором мы уходим из «Лентача» и перестаём прикрывать все это своими именами. Не получилось. Идеи и принципы, на основе которых мы передавали сообщество, больше не действуют. Марк Шейн сделал очень много для развития этого сообщества, никто никогда не сможет у него этого отнять. Но стремления Марка лежат сейчас в другой плоскости. Мы, как основатели, не видим другого выхода, как освободить Марка от его обязательств по «Лентачу». С сегодняшнего момента он не имеет к этому паблику никакого отношения.
С командой, которая осталась после него, мы будем разговаривать и решать, как жить дальше. Да, кто-то останется, кто-то уйдёт. «Лентач» поменяется, но мы готовы к этим изменениям. Потому что цель всех этих изменений — развития проекта, его идей и его ценностей.
По данным газеты «Ведомости», Марк Шейн (настоящее имя Валерий Марков) собирался запустить сеть региональных изданий «Сейчас» на базе сообществ «ВКонтакте» вместе с директором сети региональных медиа Urban Rooms Антоном Гангнусом. Шейну принадлежало 30% зарегистрированного в 2015 году ООО «ОРМ», а Гангнусу — 70%. Как отмечало издание Roem.ru, Urban Rooms и Гангнус фигурировали в опубликованной «Анонимным интернационалом» переписке Тимура Прокопенко, бывшего замруководителя управления президента по внутренней политике. Якобы на входящих в Urban Rooms сайтах по отмашке публиковались политические новости, например, серия заметок с заголовком «Есть Путин — есть Россия! Нет Путина — нет России».
Помимо сообщества «Лентач» во «ВКонтакте», насчитывающего более 1,2 миллиона подписчиков, у проекта существуют микроблог в Твиттере (182 тысячи подписчиков), страница в Фейсбуке (68 тысяч) и канал в Telegram (23 тысячи). Обращение Коняева и Белкина было опубликовано только во «ВКонтакте» и Telegram.
Позднее Шейн опубликовал на странице в Фейсбуке своё обращение, назвав происходящее «обычным рейдерским захватом». Он заявил, что высказаться в основном сообществе ему не дали, пообещал обратиться в суд и администрацию «ВКонтакте», а также призвал подписчиков переезжать в новое сообщество во «ВКонтакте» (в URL — true_lentach, «настоящий Лентач»).
Ниже — полное обращение бывшего руководителя «Лентача» Марка Шейна.
Привет, у нас тут довольно неприятная история. Хотя, наверное, обычная история рейдерского захвата. Во «ВКонтакте» нам, естественно, свою позицию высказать не дали, так что выскажем её так.
После распада «Ленты.ру» её сообщество во «ВКонтакте» было передано читателям, но формально права создателя были у Игоря Белкина и Андрея Коняева. Мы не обращали особого внимания на это, поскольку полагали, что это не имеет значения. Они нам казались людьми честными. Но всё оказалось не совсем так. Оказалось, что они изначально планировали забрать себе сообщество. И именно с этой целью они по сути украли имущество «Ленты.ру». А теперь украли второй раз.
Два года они не мешали редакции. Мы вырастили сообщество с 300 тысяч до более чем миллиона читателей, подняли ежемесячный охват с миллиона до 7 миллионов человек. А несколько месяцев назад они пришли к редакции за деньгами. Требовали от нас суммы, которых у нас просто не было. Угрожали в противном случае уволить всю редакцию. Мы пытались договариваться, не выносить эту неприятную историю в публичное поле. Но они решили, что проще будет просто забрать то сообщество, что мы вырастили.
Бог им судья. На данный момент вся редакция исключена из админки во «ВКонтакте». Никаких переговоров по судьбе редакторов с нами не ведется и не велось.
Что же касается тех «сомнительных» проектов, о которых они пишут. Ну это вообще смех, потому что к ним имеет непосредственное отношение сам Андрей Коняев, который участвовал в них с момента появления. Он сам подтверждает это в «Ведомостях» и РБК, вполне себе авторитетных источниках. Очень странно называть собственные проекты сомнительными.
Что мы будем делать? Ну, во-первых, хотелось бы выслушать мнение «ВКонтакте». Согласно правилам «ВКонтакте», сообщество принадлежит тому, кто владеет контентом в нём, а у нас авторские права на 14 тысяч единиц контента, которые принадлежат нам. За последние два года Андрей Коняев и Игорь Белкин не сделали ничего. Во-вторых, мы, конечно, будем судиться. В-третьих, у нас еще остаётся фейсбук и твиттер, там мы не прекращаем работу. В-четвёртых, хотелось бы услышать мнение «Ленты.ру» по поводу того, что их сообщество, оказывается, не передавали читателям, а забирали себе бывшие сотрудники.
Шейн пообещал уйти, но по его мнению Коняев и Белкин собираются сами зарабатывать на «Лентаче».
У Белкина и Коняева претензии только ко мне. Они все формальные и высосаны из пальца. Но «жена цезаря должна быть вне подозрений». Поэтому я не могу участвовать в дальнейшем в развитии ситуации и ухожу.
Я занимался только административной работой на «Лентаче». В течении дня сдам все дела и уйду.
И Если у Белкина и Коняева претензии только ко мне, то готовы ли они отдать права создателя редакции, если я прямо сейчас сваливаю? Ответ известен заранее. Они не готовы. Потому что планируют на «Лентаче» заработать и их не волнует вообще ничего, кроме денег.
Согласно объяснениям Шейна на сервисе The Question, ссылки на сторонние СМИ, публиковавшиеся на «Лентаче» во время его руководства, размещались платно. Из этих денег он выплачивал зарплату редакторам.
У нас был такой способ выплачивать заработную плату редакторам — партнёрские отношения. Медиа, какие-то площадки писали новости, а мы постили эти новости (о которых и так бы написали, если они взвешенно, объективно и нормально написаны у них) у себя прямой ссылкой. За это наши партнёры выплачивали зарплату редакторам. Это был единственный источник финансирования, рекламы у нас никогда не было. Что там будет сейчас, я не знаю. Они планируют монетизировать «Лентач». Рекламные кампании, вот это вот всё. Аудитория-то большая.
Пресс-секретарь «ВКонтакте» Евгений Красников заявил TJ, что решение остаётся за создателями сообщества. По его словам, заявление Шейна о существовании правила, согласно которому сообщество принадлежит авторам контента, не соответствует действительности.
Создатель сообщества «ВКонтакте» обладает исключительными правами, в том числе правом модерировать список администраторов по своему усмотрению.
«Лентач» превратился в сообщество фанатов «Ленты.ру» в марте 2014 года через неделю после увольнения главного редактора издания Галины Тимченко, лишившись официального статуса и зависимости от руководства издания. По словам создателей сообщества, перевод сообщества из официального в фанатское и отделение от «Ленты.ру» было одним из последних распоряжений Тимченко на посту главного редактора. Формально сообщество смогло отделиться потому, что было создано по инициативе продюсера новых медиа Игоря Белкина, а сотрудники «Ленты.ру» не получали дополнительную плату за его ведение. Коняев работал в «Ленте.ру» руководителем отдела науки.
В августе 2014 года Коняев рассказывал в интервью TJ, что «Лентач» состоит из хардкорных фанатов «старой „Ленты.ру”», а сам он не принимает активного участия в его развитии. По его словам, в дальнейшем сообщество стало самоорганизованным и существовало по модели Anonymous. Сам Коняев, создавший сообщество про науку «Образовач» во «ВКонтакте», впоследствии запустил на его базе издание N+1.
Марина Пустильник, Артём Крашенинников, Игорь Белкин и Андрей Коняев в офисе «Мохнатого сыра», 2016 года. Фото @zukhrakab