Разборы
Богдан Мамаев

Дефицит контейнеров и крах цепочки поставок: что провоцирует общемировой рост цен и когда ждать перемен

Решение зависит не только от адаптации бизнеса, но и от неочевидных игроков — производителей контейнеров.

Контейнерное депо в Сингапуре

В 2020 году пандемия и торговая война США и Китая нарушили глобальные цепочки поставок. За непредусмотрительность участников международной торговли платят конечные потребители — рост цен на продовольствие в этом году усилился по всему миру.

Кризис затронул и российскую экономику. Без того быстрый рост цен на продовольствие ускорился. Власти объяснили ситуацию проблемами с импортом и плохим урожаем, а также пообещали, что ситуация наладится в течение года. Но несмотря на позитивный настрой, подобный исход остаётся под вопросом.

Цепная реакция

После введения первых ограничительных мер из-за коронавируса производители и аналитики предсказывали падение спроса на продукты разных категорий. Однако спрос на многие товары остался прежним, а в некоторых индустриях даже вырос. Участники торговли оказались к этому не готовы.

Компании не предугадали, как переход на удалённую работу скажется на рынке. Производители телефонов, компьютеров, игровых консолей и прочей электроники недооценили спрос. Потребители, вынужденные остаться дома, скупали приборы в больших объёмах, чем когда-либо ранее. Среди компаний, которые значительно увеличили продажи – Nintendo Switch с ростом в некоторых регионах до 50-80%, Apple (17%), Acer (21.5%), Lenovo (22.2%). Рынок персональных компьютеров впервые за 10 лет вырос на 11% за 2020 год.

Nintendo стала одной из компаний, многократно увеличивших прибыль во время изоляции

Увеличение спроса совпало с временным закрытием производств в ряде стран, включая Китай и государства Юго-Восточной Азии. Поставки продукции из Китая приостановили с января по март 2020 года, а складских запасов у большинства производителей не хватило, чтобы доставить товары вовремя. Это привело к дефициту телефонов, телевизоров, вейпов, автомобильных запчастей, солнечных панелей, кондиционеров, медикаментов и медицинского оборудования во многих странах.

Производители тоже столкнулись с перебоями в поставках. Они по-прежнему не получают нужное количество материалов и запчастей, значительная часть которых приходит из Китая. Зависимость большого числа корпораций от одного поставщика заставила уменьшить или остановить производство. Проблема особенно повлияла на высокотехнологичные сферы, включая медицину и электронику.

Замедление и переориентировка производства на внутренний рынок в Китае вызвали недостаток средств индивидуальной защиты по всему миру. Это произошло из-за того, что многие страны зависели от китайского импорта в данной сфере. Рост потребности в медицинских масках и перчатках заставил страны искать альтернативные источники изделий или налаживать собственное производство.

Множество покупателей и производителей, зависящих от Китая, сейчас задумываются и начинают максимально возможную диверсификацию своих линий снабжения как можно ближе к дому. Цепь поставок могут теснее связать с Вьетнамом, Бангладешем, Турцией, даже Бразилией.

Марк Мобиус

Контейнерный кризис

Производственные проблемы связаны и с логистическими трудностями. Сроки доставки в 2020 году из-за локдаунов иногда занимают больше времени, чем двадцать лет назад. Закрытие или замедление производства привело к росту количества неиспользуемых контейнеров в депо и торговых портах.

Перегруженный порт в Сингапуре из-за замедления скорости транспортировки контейнеров 

Уменьшение торговой активности сказалось на работе перевозчиков грузов. Чтобы сократить затраты на транспортировку и морские пошлины, перевозчики уменьшили количество судов в море. Это замедлило налаженную систему получения и отправки груза. Из-за этого порты в Сингапуре, Северной Америке и Европе оказались перегружены, что повлияло на скорость.

Азия, которая первой столкнулась с карантином, возобновила экспорт раньше остальных, но другие страны оказались не готовы продолжать торговлю. Многие государства по-прежнему справляются с ограничениями, падением производства и проблемами внутренней логистики.

После открытия границ свободные контейнеры из Азии двинулись в Америку и Европу. Перегруженные транспортные системы, грузовые депо с сокращённым количеством работников и уменьшенной пропускной способностью из-за карантина обернулись задержками, которые продолжаются до сих пор.

Порты Лос-Анджелеса пережили резкий рост импорта — на 52%, что парализовало работу и увеличило задержки в поставках

Усложнение и замедление прохождения таможни ухудшило проблему. Ставка на отправку контейнеров увеличилась. Это было связано с желанием перевозчиков покрыть расходы, связанные с нарушениями в цепи поставок. К маю 2021 года мировой контейнерный индекс Дрюри достиг своего пикового значения (6135.4 долларов) за всю историю, а отправка грузов по некоторым направлениям подорожала в несколько раз. Индекс Дрюри – это составная общемировая средняя стоимость отправки стандартного 40-футового (12.1-метрового) контейнера морем.

Все тратят деньги на вещи вместо услуг. Из-за пандемии у нас меньше рабочих, сортировка происходит дольше, наблюдается недостаток экспорта, торговый баланс нарушен. Это осложняет работу компаний полного цикла, занимающихся импортом и экспортом продукции.

Джин Серока

По данным исследовательского агентства Alphaliner, китайские перевозчики получают дополнительную плату за транспортировку пустых контейнеров и их быстрое возвращение в Азию. Это выгодно перевозчикам, а потому они часто не дожидаются загрузки и как можно быстрее покидают порт без товара.

Бронирование доступных контейнеров затруднилось, а сроки ожидания увеличились. Американские и европейские экспортёры зачастую ждут, чтобы найти пустой контейнер и загрузить продукцию.

На три отправленных груза приходится один полученный, что не удовлетворяет потребности китайских поставщиков, сумевших нарастить экспорт раньше остальных. Китайцы также очень агрессивны по отношению к пустым контейнерам и стараются как можно быстрее отправить их назад. Три из четырёх контейнеров, покидающих порты Америки, возвращаются пустыми.

Марк Йегер

Рост числа изношенных контейнеров также превышает их производство. Улучшение ситуации не предвидится в ближайшее время, несмотря на озвученные прогнозы перед Китайским Новым годом. Аналитики ожидали, что открытие торговых границ и выход на полные производственные мощности изготовителей контейнеров в Китае решит проблему, но этого не произошло.

Cainiao запустила сервис бронирования новых контейнеров, ожидание в котором быстро растянулось на месяцы из-за большого количества желающих и медленных темпов изготовления. Производству контейнеров также мешает нехватка древесины и стали. Путешествия поставщиков без груза только усугубляет кризис.

Доминирующие азиатские производители воспользовались ситуацией и увеличили цену на новые контейнеры. Средняя стоимость контейнера в 2019 году составляла 1600 долларов. К январю 2021 она выросла до 6000 долларов. Лизинг также увеличился на 50% только за 2020 год.

Это не значит, что поставщики не смогут адаптироваться к изменениям в поставках и потреблении. Рынок очистится, но это займёт какое-то время.

Джэром Пауэлл

Среди других приёмов, которыми воспользовались поставщики для выгоды, — изменение маршрутов. Падение стоимости топлива в апреле 2020 года позволило перевозчикам увеличить дистанцию, чтобы достичь ещё большей экономии на пошлинах. Вместо прохождения Суэцкого канала фирмы отправляли свои судна в объезд. Таким образом они избегали высоких пошлин, собираемых на канале.

Самый популярный альтернативный путь — через мыс Доброй Надежды в ЮАР. Из-за падения грузопотока Суэцкий канал вынужденно уменьшил сборы. Недорогое топливо дало возможность судам искать более дешёвые пункты дозаправки и обслуживания в пути.

Грузовые компании зачастую используют дополнительное пространство, например, в фюзеляже пассажирского самолёта, чтобы отправить груз. Теперь с малым количеством пассажирских рейсов стало меньше возможностей отправить товар. Сопутствующие траты на отправку или проглатываются компаниями в надежде на нормализацию ситуации, или отражаются на потребительских ценах.

Марк Йегер

Падение количества перелётов заставило ещё больше компаний вернуться к контейнерной доставке грузов морем. В 2020 воздушный трафик уменьшился на 75.6%, что наложило ограничения на воздушную транспортировку товаров. Около 90% всех товаров отправляются морем из-за отсутствия более эффективных альтернатив.

Постепенное удорожание товаров

Кризис цепочки поставок разогнал рост цен на большинство потребительских товаров. В Китае инфляция ускорилась и достигла 4,4%, что больше, чем за два года до этого. Рост цен на продовольствие встретили в Европе. Индекс стоимости растительного масла побил рекорд за десять лет. Цены на молочную продукцию, импортное мясо, зерновые увеличились в среднем на 20-30% по сравнению с 2019 годом.

Недостаток контейнеров и полупроводников вызвал рост цен на автомобили. Задержки в порту и растущие затраты на доставку привели к дефициту сыров. Стоимость доставки и хранения морепродуктов увеличилась в некоторых местах в 20 раз. Меньшее количество рабочих в древесной и сталелитейной промышленности замедлило темпы производства, что взвинтит стоимость части товаров. Потребность в бензине также выросла, а цены на нефть поднялись с 40 долларов за баррель до 60 долларов в апреле.

Из-за нехватки полупроводников Ford наряду с рядом других автопроизводителей приостановили некоторые из своих производств

Изменение цен на товары – общемировая проблема, но рост стоимости продуктов в России происходит ещё быстрее. В агентстве FinExpertiza доложили, что в марте-апреле 2021 цены на социально значимые продукты перегнали общую инфляцию, несмотря на государственные попытки регулирования.

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал соответствующее постановление в декабре 2020 года. Акт наделил правительство полномочиями устанавливать предельно допустимые цены на продукты при росте значений на более чем 10% в течение 60-дневного периода. Минпромторг и Минсельхоз заключили соглашения с ритейлерами в обмен на льготы для бизнеса. В апреле Мишустин также выделил девять миллиардов рублей на субсидии производителям масла и сахара.

Стоимость 24 продуктов из списка социально важных выросла на 15.6%, а в некоторых регионах на 19-21%. Картофель в среднем за год подорожал на 58,1%, что практически в десять раз выше инфляции — из-за плохого урожая в 2020 и высокой доли импорта за рубеж. Среди других товаров, которые изменились в значительной мере есть морковь, сахар-песок, куриное яйцо, гречка и подсолнечное масло.

Увеличение цен на продовольствие ускорилось больше всего в регионах, где доходы населения находятся ниже среднероссийского уровня. Максимальное подорожание произошло в Пензенской (21.1%), Рязанской (20.8%), Липецкой (20.75%) областях и Северной Осетии (20.8%). Наиболее обеспеченные регионы в среднем показали более умеренные изменения с минимальными показателями в Чукотском автономном округе (5.7%), Сахалинской области (7.7%) и Якутии (7.7%). Всего рост потребительских цен в январе 2021 года в годовом выражении составил 8.2 процента, что более чем в 7 раз больше аналогичного показателя в ЕС (1.1%).

В ожидании улучшения

Корпорации надеятся, что ситуация лишь временная. Надежды основываются на ожиданиях успешной вакцинации – процесса, проведение которого столкнулось с проблемами по всему миру. Затраты на логистику, контейнерный кризис, проблемы с добычей материалов и важных компонентов не оказали влияние на цены в одночасье. Существует мнение, что стоимость продолжит изменяться в течение долгого времени, пока цепочка поставок не адаптируется к новым процессам.

Специалисты предрекают серьёзные изменения в модели производства и торговле. Предполагается возможное падение роли производственных мощностей в Китае, и уход компаний в другие регионы. Это позволит предотвратить подобные ситуации в будущем. Существуют и более осторожные предсказания.

Насмотря на то, что многие правительства будут пытаться уменьшить свою зависимость от Китая, в любом случае никто не будет игнорировать его полностью.

Фрейзер Хауи

Российские чиновники заявили, что причина подорожания товаров в РФ – рост общемировых цен на продовольствие и наращивание российского экспорта. Власти ожидают эффекта от принятых мер регулирования во втором полугодии 2021 года. Согласно «Открытие.Research», цены на зерно упадут на 15-20% из-за экономических мер и хорошего урожая. К лету чиновники надеятся на удешевление сахара, а осенью – подсолнечного масла. В целом рост потребительских цен по сравнению с январём 2019 года достиг 18%.

Попытки государственного регулирования раскритиковали экономисты. Глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина назвала ручное управление приемлемым только в краткосрочной перспективе. Представители Счётной палаты отмечали, что меры могут привести к дефициту товаров и росту инфляционного давления. Аналитики полагают, что потребитель в итоге всё равно заплатит за издержки, поскольку принятые меры могут вызвать рост ценников на другие товары, снижение инвестиций и производственного потенциала российских предприятий.

Несмотря на возможные риски, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков рассказал о намерении продолжать рыночное регулирование цен. В Минсельхозе вместе со снижением стоимости зерна ожидают стабилизацию цен на молоко и мясо. С 15 мая до конца августа правительство отменило пошлины на ввоз сахара, чтобы закрыть потребность и умерить рост цены до следующего урожая.

Реальность этих ожиданий зависит от длительности кризиса. Замедление роста цен и инфляции откладываются, а количество подорожавших товаров продолжает увеличиваться. Предполагается, что восстановление мировой экономики и адаптация цепочки поставок станет причиной ускоренного роста рынков по всему миру в ближайшие годы. Но не везде.

Главным изменением после кризиса станет увеличение экономического разрыва между развитыми и развивающимися экономиками. Долговая нагрузка выросла больше всего на развивающихся рынках, и в перспективе им будет всё тяжелее справляться с долгом. Именно поэтому их восстановление начнётся несколько позже.

Стивен Кокрейн

#экономика #деньги #кризис #covid19 #лонгриды #лигаавторов

Эта статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.