Дрифт, тачки, мемы и тикток: фонк — один из жанров года. Российские музыканты сделали его популярным во всём интернете
Фонк прошёл путь от западного андеграунда и роликов автоблогеров до мемов и миллионов прослушиваний. TJ узнал у молодых продюсеров со всей России, как они стали внезапными звёздами тиктока и Spotify.
Обложки фонк-альбомов
Фонк — изначально нишевый жанр, который годами слушали в основном поклонники анденграундого хип-хопа. Но в 2021 году жанр неожиданно вышел в мейнстрим: одноимённый плейлист попал в топ-5 в российском Spotify, а «Яндекс.Музыка» назвала фонк одним из трендов года. Более того — именно с подачи рунета на фонк обратили внимание и на западе. По статистике того же Spotify, самым популярным русскоязычным плейлистов среди иностранцев оказался именно «phonk».
Популярности жанра отчасти способствовало стечение случайных обстоятельств. Автоблогеры и поклонники дрифта использовали мрачную музыку с резкими битами и сэмплами рэпа девяностых в коротких нарезках с уличных гонок. Похожего звучания стали добиваться начинающие российские битмейкеры, едва закончившие школу. Неожиданно для себя они практически одновременно попали в мемы из тиктока, которые принесли им многомиллионные прослушивания.
TJ пообщался с представителями фонк-сцены и выяснил, как олдскульный западный рэп из SoundCloud добрался до заниженных машин на провинциальных улицах и почему именно в России сложилось крупнейшее сообщество продюсеров современного фонка.
Откуда взялся фонк – от Мемфиса 90-х до соцсетей 2010-х
Андеграундная мелодия с «приглушёнными» сэмплами олдскульного американского рэпа, навевающее меланхоличное или «демоническое» настроение — так часто описывают фонк, хотя о его определении часто спорят и не могут договориться даже сами представители сцены. Жанр, набравший большую популярность на SoundCloud и во время пандемии перебравшийся в тикток, обрёл своё название ещё в 2010 году, но не сразу вышел из узких кругов не самых известных рэп-исполнителей.
Истоки фонка лежат в хип-хопе 1990-х годов, когда на юге США, в столице штата Теннесси, зародился жанр мемфис-рэпа. Он характеризуется мрачным лоу-фай звучанием, минималистичными мелодиями на синтезаторах, «заниженным» вокалом и использованием сэмплов из соула, фанка или саундтреков к хоррор-фильмам. Понять, что это за музыка, можно по раннему творчеству Three 6 Mafia. Группа не пользовалась широким коммерческим успехом в ранних девяностых, но стала одной из самых влиятельных в хип-хопе, а в 2005 году получила «Оскар» за трек «It's Hard out Here for a Pimp» за фильм «Суета и движение».
Звучание Three 6 Mafia и других представителей Мемфис-сцены повлияло на творчество рэпера, битмейкера и продюсера из Флориды SpaceGhostPurrp, который начал записывать музыку в конце нулевых. В треках «Pheel Tha Phonk», «Bringin' Tha Phonk», «Keep Bringin' Tha Phonk» и «PHONK» он смешивал завораживающие, мрачные, медленные психоделические мотивы со звуками Mortal Kombat и стонами из порно, сопровождая это разнообразием перкуссий.
«Его спокойный, но в тоже время резкий и стильный речитатив заставляют слушателя окунуться в бэд-трип. SpaceGhostPurrp погружает в размышления о жизни таких же простых ребят, как и он сам, которые не могут похвастаться деньгами, машинами и украшениями, но имеют четкие убеждения, мораль и правду. Тем самым он противопоставлял себя музыке, где упор ставится на обратное», — отмечает российский фонк-продюсер Kaito Shoma.
В 2008 году SpaceGhostPurrp основал объединение Raider Klan, которое и популяризировало термин «фонк» как музыкальный жанр. Несколько лет фонк оставался не слишком популярным в массовой культуре: его поклонниками в основном поклонники SpaceGhostPurrp или других исполнителей Raider Klan. Сами продюсеры не стремились выводить фонк в мейнстрим, оставаясь в андеграундном хип-хопе.
Прорыв андеграундного фонка на SoundCloud
В 2015 году на стриминговой площадке SoundCloud, где можно бесплатно опубликовать свою музыку и послушать чужую, появилось рэп-объединение Doomshop с грязным кассетным звучанием, перегруженными басами, мрачными текстами о насилии. Именно Doomshop стали одними из первых представителей современного фонка.
Объединение распалось, но двадцать бывших участников — MC Holocaust, Cursed, Apoc Krysis, Lil Kaine, DJ Akoza, Ned Bundy, Da Menace, Soulzay и другие — продолжили выпускать музыку. А один из них, канадский музыкант Фредди Дредд, стал одним из самых популярных фонк-продюсеров в андеграундном движении SoundCloud. Тогда же фонк-мотивы начали читаться в звучании более популярных на площадке рэперов вроде Suicide Boys и Ghostmane.
В 2017 году музыканты с SoundCloud начали выходить из андеграунда. Рэперы, которые записывали музыку дома, неожиданно набрали такую популярность, что The New York Times объявил их «самым важным новым движением в хип-хопе». В то же время фонк стал одним из самых прослушиваемых жанров на SoundCloud, а одноимённый хэштег в 2017 и 2018 годах попадал в тренды сайта. Сэмплы Three 6 Mafia стали использовать и популярные вне SoundCloud рэперы вроде Дрейка, Карди Би или ASAP Rocky, а на Трэвиса Скотта даже подали в суд за нелегальное использование вокального сэмпла участника группы.
В те времена Vice описывал звучание фонка как «эквивалент употребления успокоительного Xanax, распития пива и курения косяка одновременно», а The Guardian назвал жанр новой музыкой поколения Z. При этом британские подростки не могли ответить Vice на вопрос, что такое фонк: одни впервые слышали термин, другие называла его «чем-то вроде фанка», а третьи — граймом. Хотя фонк начал влиять на популярную музыку, он всё ещё оставался неизвестным для массовых слушателей.
Фонк в России – дрифт, автоблогеры и школьники
C 2017 года поклонники западного фонка делали «эстетические» ролики с треками любимых рэперов с SoundCloud — в ход шли разные тематики от лоу-фая и VHS до аниме и дрифта. Последний тип роликов стал решающим для резкого роста популярности жанра в России. Российские автоблогеры начали использовать в своих роликах фонк-песни — как западных исполнителей, так и пока неизвестных российских. Блогеры часто добавляли фонк при монтаже роликов с дрифтом или просто «крутыми тачками».
Из всех жанров автоблогеры выбрали фонк, вероятно, потому что это была не слишком «заезженная» и новая для российской аудитории музыка. К тому же, как отмечают битмейкеры, фонк просто «звучит круто». «Он заряжает энергией — это быстрые, уверенные, точные треки, которые заставляют бежать и что-то делать», — считает 21-летний фонк-продюсер из Орла Ya$h.
Ролики автоблогеров c фонком заметили молодые музыканты из России, которые только начали интересоваться жанром. Продюсеры Ghostface Playa, Pharmacist и Prxsxnt Fxture, которые теперь набирают миллионы прослушиваний, рассказали, что узнали о фонке именно из таких видео и решили попробовать написать свои треки. Многие создавали первые треки в FL Studio по гайдам из ютуба.
«Помню, в 2018 хотел найти какой-нибудь фонк-туториал, чтобы научиться писать. На англоязычном ютубе не нашел ничего подходящего, а на русском были туториалы от Kaito Shoma. И сейчас общаюсь с битмейкерами, все начинали с них точно так же, как и я. Так что, в том, что в России большое количество фонк-продюсеров, в какой-то степени заслуга Kaito Shoma», — отмечает 20-летний Илья, известный как Pharmacist.
24-летний продюсер из Подмосковья Кирилл, известный как Kaito Shoma, одним из первых начал заниматься фонком в России: ещё в школе он увлёкся баттл-рэпом, а в конце 2015 года услышал трек «Cursed – Blasted» битмейкера Mack187 на трансляции в Twitch: «Я был поражён, вдохновлён, испытывал все эмоции — это было что-то новое, глоток свежего воздуха. Я сразу же полез в чат спрашивать, что это такое, скиньте трек, как называется жанр. Мне ответили, что это фонк».
Тогда тяжело было найти информацию о фонке на русском языке — существовал только паблик «PHONKONIA» во «ВКонтакте», куда через «предложенное» Кирилл и начал публиковать свои первые песни: «В какой-то момент я понял, что людям нравится, что я делаю — комментарии были сносные, лайков было много».
В 2018 году Кирилл создал 40-минутное видео «Как сделать фонк» и загрузил его на ютуб: «От видео [уже удалено, — прим. TJ] я не ожидал ни просмотров, ни популярности, ничего, но вышло наоборот. Оно начало собирать сотни тысяч просмотров, я был в шоке». По словам битмейкера, благодаря его туториалам в фонк пришло много школьников: «Они начали гипертрофировать фонк — добавлять больше каубеллов [металлический щелчок драм-машины TR-808, — прим. TJ], извращать вокальные сэмплы».
Российское фонк-движение было очень локальным. Дикий всплеск произошёл после клауд-рэпа, фараонов, новой школы. Вместе с множеством рэперов начало появляться множество битмейкеров. Самый лёгкий жанр, в котором можно было что-то сделать, не парясь над звуком, был фонк. И все начали писать фонк.
Российские фонк-продюсеры сами стали использовать автомобильную тематику, чтобы продвигать свои треки: делать ролики с дрифтом и ставить на обложки синглов автомобили.
Весной 2020 года на ютубе появились фонк-ремиксы популярных российских песен вроде «Бумера» или «Восточных сказок» или тем из советских мультфильмов — многие ролики набирали более миллиона просмотров. Вскоре фонк зазвучал из колонок машин в провинциальных городах — а люди, которые её включали, вряд ли разбирались в мемфис-рэпе или SoundCloud.
Так появился поджанр российского дрифт-фонка, который отличается от современного «классического» высокими басами, частым использованием каубэллов для создания мелодии и искажённых до неузнаваемости сэмплов.
Дрифт-фонк зародился у нас в России. Впервые такое получилось, что что-то у нас появилось раньше, чем на Западе.
Ключ к популярности российского дрифт-фонка — тикток
Получив новую фан-базу среди автомобильных фанатов, дрифт-фонк всё же оставался нишевым жанром. Но в 2021 году всё изменилось благодаря тиктоку — треки российских битмейкеров стали использовать в популярных трендах и снимать под них разнообразные ролики.
В конце 2020 года трек «Scary Garry» битмейкера Kaito Shoma попал в тикток и стал саундтреком для тренда «Flash Warning», в котором на фоне людей в обычной обстановке появляются странные персонажи будто из фильмов ужасов с эффектом мигающих цветов. За год по звуку набралось 482 тысячи роликов, а в Spotify трек набрал 48 тысяч прослушиваний.
При этом Кирилл сделал трек «за 15 минут, по приколу» ещё в 2016 году: «Загрузил видос с мемом, где дед сидит на скамейке, врубает пластинку и кричит „Эй, баба Вика, слушай“ и начинает играть „Scarry Garry“ под меняющиеся цвета — примерно, как в тренде из тиктока. Потом в пабликах во „ВКонтакте“ вроде „MDK“ и „Злого школьника“ локально завирусился мем с Геннадием Гориным, где он играет на кастрюлях под этот трек».
Кирилл не публиковал трек на стриминговых сервисах — всё это время он был доступен только во «ВКонтакте». Поэтому битмейкер не сразу заметил, когда «Scary Garry» начал вируситься в тиктоке — только когда об этом ему рассказали подписчики.
До этого Кирилл не выкладывал «Scary Garry» на стриминги, потому что боялся получить жалобу за нарушение авторских прав — в треке он использовал вокальные сэмплы рэперов Kingpin Skinny Pimp и DJ Paul из Three 6 Mafia. Но после популярности в тиктоке он попытался выложить трек в Spotify и Apple Music: «Я в панике, не знаю, что делать, пытаюсь отгрузить самостоятельно на дистрибуцию трек через агрегаторы, но они его отклоняют. Поддержка пишет, что качество ужасное, они не могут это загрузить».
Тогда Кирилл решил найти лейбл, чтобы загрузить трек с их помощью, но получил такой же ответ от российского Национального цифрового агрегатора — «плохое качество». «Я был очень расстроен, но на следующий день мне пришло письмо от американского лейбла Black 17, который сотрудничает с DJ Paul и другими рэперами из Мемфиса. Я понимаю, что это лучший вариант — я буду работать напрямую с этим артистами», — вспоминает продюсер.
Кирилл подписал договор с лейблом, поделил роялти с западными рэперами и выгрузил трек в стриминги: «За считанные дни он собирает миллионы прослушиваний, попадает в мировые чарты Shazam и Spotify. Я не понимал, что происходит, для меня это было сказкой, фантастикой. Мне стали писать в инстаграм много ребят из Индии, они больше всего слушали мои песни. Ребята из Америки, из других стран, все меня хвалили, это было очень круто».
Кирилл выпустил ещё несколько треков — «Gaz» и «Haunted House» тоже попали в тикток. Он планирует продолжать выпускать музыку и пробовать себя в новых жанрах: «Даже если с фонком что-то случится, я совершенно спокоен, у меня есть очень много опыта, у меня много пристрастий к музыкальным жанрам».
Российский фонк повсюду
Похожими историями поделились и другие российские битмейкеры: первые попытки делать музыку в 2018-2019 годах, публикация музыки в нишевых сообществах, внезапная популярность в тиктоке, сделка с лейблом и многомиллионные прослушивания.
Большинство российских битмейкеров, чьи треки вирусились в тиктоке, оказались в плейлисте «phonk», который создала российская редакция Spotify — они первыми среди российских музыкальных сервисов обратили внимание на возрастающий тренд. В пресс-службе компании рассказали TJ, что плейлист появился в мае 2021 года, к сентябрю достиг отметки в 100 тысяч слушателей, а ещё через несколько месяцев его заметили за границей — за рубежом его активнее всего слушают в США, Германии и Польше.
В мае трек «Close Eyes» российского продюсера из Краснодарского края DVRST тоже резко взлетел в тиктоке: пока одни пользователи снимали под песню меланхоличные признания в любви и хвастались дорогими сердцу безделушками, а другие продолжили создавать ролики на дрифт-тематику. В итоге по звуку набралось более 167 тысяч видео, некоторые их них набирали миллионы просмотров. В одном из поздних, но самых популярных трендов с треком толстый рыжий парень из «Рога и копыта» превращался в супергероя из «Мегамозг» — пользователи сняли сотни похожих мемов.
Благодаря тренду в тиктоке «Close Eyes» набрала 68 миллионов прослушиваний в Spotify, став одним из самых популярных дрифт-фонк треков. DVRST попал на первое место в плейлисте «phonk» в Spotify, а, по данным преcc-службы «ВКонтакте», популярность исполнителя возросла за год в «VK Музыке» в тысячу раз. При этом продюсер написал трек ещё в январе, а на следующий месяц загрузил его на SoundCloud и ютуб, но тот, по словам продюсера, почти полгода «ничего не набирал».
Ya$h написал «фонк для бега» в 2020 году и только спустя год столкнулся с популярностью: «Очень долго до трека никому не было дела. Потом мы заметили, что трек попал в тикток. Нам сразу начали писать и говорить, мол, вау, чуваки, очень круто». По треку сняли 40 тысяч видео, а в Spotify он набрал 4 миллиона прослушиваний. 16-летний битмейкер из Самары Prxnxt Fxture сам выложил свой трек «Any Doe» в тикток. Хотя песню не использовали в трендах, она всё равно собрала свою аудиторию — в основном под неё снимали ролики про автомобили. При этом она набрала 2,5 миллиона прослушиваний в Spotify.
Теперь большинство российских участников плейлиста «phonk» подписаны на американский лейбл Black 17, который занимается дистрибуцией и «очищает» им сэмплы — заключает договоры о разделе роялти с рэперами. Битмейкеры, с которым пообщался TJ, называют российское сообщество дружным и всегда способным протянуть руку помощи. Представителей российской музыкальной индустрии же они обвиняют в том, что те сразу не заметили популярный тренд и не помогли начинающим музыкантам. «Они работать не хотят и только на всё готовое могут идти. Видимо, не начнут шевелиться, пока не попадешь в чарты», — отмечает Kaito Shoma.
Есть ли будущее у фонка
Трудно сказать, достиг ли фонк пика популярности или его ожидает более успешное коммерческое будущее. Но многие битмейкеры, с которым пообщался TJ, уверены, что музыкальный стиль как минимум не умрёт, а продолжит перерождаться и порождать другие поджанры — новым трендом уже становится хаус-фонк.
«Думаю, что фонк не затухнет, будет принимать новые формы и окончательно укоренится как жанр», — считает Pharmacist. Даже если популярность фонка утихнет, то битмейкеры не переживают — многие планируют или уже занимаются электронной музыкой.
«Мемность» фонка битмейкеры тоже не считают чем-то негативным или пренебрежительным для жанра — наоборот, они только рады тому, что тикток помог им набрать аудиторию. «Для кого-то это мемный жанр, для кого-то нет, но то, что он набирает огромную популярность — это факт», — полагает 20-летний Макар из Тольятти, известный как Ghostface Playa.
Мы, парни из СНГ, заразили фонком весь мир. У нас все главные представители этого жанра.
#соцсети #мемы #tiktok #музыка #интервью