«Медуза»: в «Яндексе» сформировали «белый список» изданий, чьи статьи попадали на главную страницу новостей
По словам бывших сотрудников компании, перечень СМИ согласовывали с администрацией президента.
Фото: iStock
В «Яндексе» использовали список изданий, чьи статьи можно было публиковать на главной странице новостей. При этом публикации независимых медиа не попадали в топ заголовков. Об этом «Медузе» рассказали несколько бывших сотрудников компании.
Негласный «белый список»
В перечне состояли 15 изданий. Известно, что в нём были:
- «Известия»,
- РИА «Новости»,
- ТАСС,
- «Интерфакс»,
- «Российская газета»,
- «Коммерсантъ»,
- «Ведомости»,
- РБК,
- «Газета.ру»,
- RT,
- «Лента»,
- Regnum,
- «Независимая газета»,
- «Взгляд».
Новости независимых медиа, например, «Дождя», «Эха Москвы» и «Новой газеты», выводить на главную страницу было нельзя.
Связи с администрацией президента
По словам собеседников «Медузы», «белый список» ввели по согласованию с администрацией президента. «АП давно пыталась давить на „Яндекс“ и совершала пляски с бубном в попытках сделать свой список СМИ, из которого будет формироваться пятёрка на главной странице», — рассказал один из бывших сотрудников «Яндекс.Новостей». О том, что на введении такого списка давно настаивала АП, подтверждает также источник, близкий к ведомству.
Впервые люди из АП пришли в «Яндекс» в 2008 году, вскоре после войны в Южной Осетии, рассказывал РБК бывший руководитель «Яндекс.Новостей» Лев Гершензон. Тогда разговор шёл о том, чтобы в качестве источников использовались только одобренные Кремлём СМИ. Чиновники также просили дать им доступ к интерфейсу главной страницы «на случай войны». Тогда от вмешательства властей «Яндексу» удалось «как-то отболтаться и отшутиться», но после 2008 года визиты представителей АП продолжились.
В 2015 году список СМИ для топа новостей обсуждали снова. Спустя несколько лет переговоров «Яндекс» и АП договорились о 15 позициях: взяли топ-50 самых цитируемых СМИ и из них согласовали полтора десятка. Такой «белый список» действовал с 2016 года. От передачи властям «кнопки доступа» к главной странице удалось «отболтаться», рассказал собеседник «Медузы».
Продажа «Яндекс.Новостей» и «Яндекс.Дзена»
Из-за сокрытия на главной странице поисковика новостей о военных действиях в Украине из компании ушла основательница The Question и бывшая руководительница «Яндекс.Кью» Тоня Самсонова. Она назвала действия «Яндекса» «преступлением». Топ заголовков также раскритиковал бывший руководитель «Яндекс.Новостей» Лев Гершензон. Многие действующие сотрудники «Яндекса» спрашивали, можно ли убрать «Новости» с главной страницы, выяснила «Медуза».
Закрыть «Новости» «Яндекс» не мог, опасаясь национализации и смены руководства. В итоге компания решила их продать, заодно избавившись от «Яндекс.Дзена», который критиковали власти из-за блогов оппозиционеров, например, политика Ильи Яшина и «фейков».
Мы устали бороться с властями и хотели избавиться от токсичных активов. О том, почему эти активы стали такими, в компании уже никто не думал — хотели спасти то, что можно спасти.
28 апреля официально объявили, что «Новости» и «Дзен» купит VK — корпорация, которую возглавляет Владимир Кириенко, сын первого заместителя руководителя администрации президента Сергея Кириенко.
Раскол «Яндекса»
После продажи «Дзена» и «Новостей» компания, предположительно, разделится на две части: руководство «Яндекса» постарается вывести все сервисы, которые только возможно, на международный рынок. Об этом рассказал «Медузе» источник, близкий к руководству компании. «Будет российский „Яндекс“, который станет процветать в России, и будет международный „Яндекс“ — другой бренд, другое название, просто построен выходцами из „Яндекса“, скажем так», — уточнил он.
На международном рынке, говорит собеседник «Медузы» в компании, «Яндекс» планирует развивать сервисы «Яндекс.Облако» и беспилотники.
#новости #расследования