Братишка, цапля, сладкий хлеб: как треш-фильм «Зелёный слоник» переродился в эпоху интернета и стал классикой мемов
Неоднозначная картина сперва удивила критиков, затем покорила рунет, а ещё спустя десятилетие оказалась под запретом в России.
Кадр из фильма «Зелёный слоник»
6 мая суд в Петербурге запретил распространение фильма «Зелёный слоник» и заблокировал несколько страниц, на которых его можно было посмотреть. В материалах дела пояснили, что некоторые сцены картины могут «нанести вред психологическому здоровью детей, вызвать у них страх, ужас или панику».
Пожалуй, неподготовленного зрителя «Зелёный слоник» действительно может шокировать, однако в рунете андеграундный фильм превратился скорее в источник бесконечных шуток и мемов.
TJ рассказывает, как артхаусное кино из девяностых обрело массовую популярность в нулевых, стало символом эпохи «ВКонтакте» и одним из культовых феноменов российской поп-культуры.
История «Зелёного слоника» до соцсетей
Сюжет «Зелёного слоника» рассказывает абсурдную историю двух офицеров, попавших на гауптвахту. Большая часть фильма состоит из диалогов в камере: «поехавший» персонаж пытается подружиться с «братишкой» и надоедает тому отвратительными историями. В основном — про испражнения и мастурбацию.
Запертого с «поехавшим» офицера сперва эти разговоры забавляют, но вскоре он выходит из себя и избивает сокамерника. За это «братишку» несколько раз наказывает охранник. Позже появляется полковник. Он начинает насиловать и пытать как обоих заключённых, так и подчинённого. Всё заканчивается сценой жестокой резни, в которой выживает лишь «поехавший».
Кадр из фильма «Зелёный слоник»
По законам жанра кино снято дёшево, но очень натуралистично, из-за чего сцены насилия выглядят ещё более отталкивающими. Продюсер фильма Олег Мавроматти рассказывал, что на съёмках использовали реальную кровь животных, а актёров приходилось уговаривать сняться в том или ином эпизоде — хотя все они понимали особенности треш-фильмов.
Главные роли исполнили Сергей Пахомов и Владимир Епифанцев. Позже они отзывались о фильме по-разному. Авангардист Пахом называл его «чудом, которое случается один раз в жизни». Епифанцев, который с тех пор снялся в десятке куда более мейнстримных картин, сравнивал «Слоника» с грязью и чувством стыда и называл Светлану Баскову «странной женщиной». Актёр при этом признавал, что подобные «протесты» иногда нужны искусству.
Это жёсткое кино. Это даже не кино, а такая психоделика, протест грязи против грязи. Но помимо грязи там существует действительно какой-то сюжет: человек был одним, стал другим.
Среди критиков «Зелёный слоник» также вызвал спорные мнения: сразу после выхода его приняли холодно, называя откровенным трешем и одним из самых омерзительных фильмов в истории. Спустя какое-то время появились и другие точки зрения. Помимо ценности для артхауса и «вызова» нормам, зрители выделяли скрытые смыслы — антимилитаристские идеи и метафоры о слабом человеке в агрессивном обществе.
Версию критиков подтверждает режиссёр фильма Светлана Баскова, называя «Слоника» протестом против чеченской войны. Женщина отметила, что фильм рассказывает «не о насилии, а о человеческом достоинстве и чести офицера», а сама она не ставила цели травмировать зрителя: это была скорее её личная реакция и попытка найти ответы на тяжёлые вопросы.
Взаимодействие [героев] друг с другом в замкнутом пространстве было метафорой всего того, что происходило в это время в России. Тот, кто пытается сохранить свою честь, в итоге сходит с ума и кончает жизнь самоубийством.
В декабре 2000 года «Зелёный слоник» даже удостоился премии на фестивале «Любить кино!» в Москве, а в течение следующих нескольких лет участвовал в международных фестивалях в Берлине, Париже, Вене и Роттердаме. В Европе фильм призов не получил, но попадание на такие мероприятия уже рассматривают в качестве признания на мировом уровне.
Новая жизнь «Зелёного слоника» в рунете
Культовой картина, однако, стала только в конце нулевых, на заре соцсетей. Главную роль сыграли не антивоенные высказывания и не скрытые смыслы картины. Массовый зритель оценил «Зелёного слоника» за его абсурдность, сцены насилия и статус «одного из самых мерзких фильмов тысячелетия».
Фильм начали распространять и обсуждать во «ВКонтакте» и на имиджбордах, а людям вне контекста его иронично рекомендовали к просмотру — вместе с другими шокирующими картинами вроде «Свадебной вазы» или «Розовым фламинго» (которым отчасти вдохновлялись создатели «Слоника»). Издание «Палач» даже назвало фильм Басковой «русским аналогом рикролла».
В конце концов о «Зелёном слонике» в рунете узнали почти все, даже если сами не смотрели его. В соцсетях стали общаться цитатами из фильма, самые запоминающиеся сцены репостили и отправляли друг другу в личку, а кадры разбирали на мемы, которых на рубеже десятилетий было ещё не так много, а потому каждая вирусная картинка со смешной подписью ценилась больше.
Это тот фильм, про который скорее принято говорить, чем смотреть его. Более того, это сложносоставной мем, которому соподчинены внутренние мемы. Другое дело, как и почему фильм стал мемом. Возможно, он «мемный» сам по себе — то есть располагает к тому, чтобы о нём говорили.
Никому не известный артхаус превратился в массовый феномен рунета. Фильм регулярно перезаливают на различных площадках, в комментариях оставляют восторженные (и не всегда ироничные) отзывы, а оценки на агрегаторах закрепились на среднем значении — между мнениями людей, серьёзно оценившими фильм, и теми, кто в шутку ставит «десятки».
Одним из самых ярких примеров единения ценителей «Слоника» стала акция против редизайна «Кинопоиска» в 2015 году. Пользователи не оценили новый сайт, но не стали ограничиваться критикой сервиса. В знак протеста они начали ставить высокие оценки работе Басковой: в итоге он попал в список 250 лучших фильмов платформы с рейтингом 9,1. Позже модераторы удалили «протестные» отзывы, а общая оценка вернулась к 5,5.
В таком поп-культурном контексте отношение к фильму пересмотрели и некоторые критики. Например, журнал «Афиша» включил «Зелёного слоника» в список «100 главных русских фильмов 1992-2013 годов». Журналист Феликс Сандалов оценил градус безумия картины и контраст между абсурдностью и жестокостью, а также назвал её «главным фильмом поколения „ВКонтакте“».
Популярность «Слоника» повлияла и на исполнителей главных ролей — в умах зрителей Епифанцев и Пахомов прочно ассоциируются с образами «братишки» и «поехавшего». Последний всегда оставался вызывающим артистом, а волну интереса к фильму использовал для популяризации личного творчества. А вот Епифанцев, который раньше говорил о роли «братишки» с осторожностью, сам решил к ней вернуться и в 2017 году анонсировал ремейк культовой картины. К нынешнему моменту фильм так и не вышел, но актёр говорил, что не отказался от идеи.
Сергей Пахомов «стоит как цапля» на шоу «Битва экстрасенсов»
Мемное наследие «Зелёного слоника»
Важную роль в обретении «Зелёным слоником» культового статуса сыграли мемы, которых за полтора десятка лет набралось огромное количество. Во «ВКонтакте» и на других платформах набирали популярность сообщества, где пользователи делились смешными картинками и переделанными сценами из фильма, а цитаты главных героев стали существовать сами по себе.
Самым узнаваемым фрагментом фильма стала сцена, где герой Пахомова приносит «братишке» кал, который называет «сладким хлебом», и предлагает «покушать». Эпизод расходился сам по себе и в формате мемов, в которых персонажей заменяли на других известных героев или обыгрывали сцену в разнообразных шаблонах.
Ещё одной культовой цитатой стали слова «братишки», который срывается на «поехавшего» и кричит: «Кто „вы“-то?! К кому ты обращаешься? Я один здесь, на***! Кто „людьми“-то, ***дь? Я уже не человек, ***дь, я зверь на***!».
В рунете фраза разделилась на две: первую половину обычно используют, указывая на неправильное употребление местоимений, а вторую — выражая раздражение или просто обыгрывая «превращение в зверя».
Авторы мемов не ограничиваются главными персонажами «Слоника». В другой культовой сцене начальник гауптвахты рассказывает заключённым о тихоокеанском театре военных действий, а затем проверяет знания вопросом о количестве военной техники: «Сколько истребителей, сука?! Сколько, ***дь, истребителей, скотина, ***дь?!».
Хотя большая часть диалогов сымпровизирована актёрами, почти весь «сценарий» в итоге разобрали на крылатые фразы. В «Вики-цитатнике» перечислены почти полсотни цитат, по которым можно восстановить чуть ли не весь сюжет. Многие фразы становились первоисточниками разнообразных ремиксов, мэшапов и пупов.
Одним из главных «амбассадоров» «Слоника» стал популярный блогер Enjoykin, который посвятил картине почти все свои первые мэшапы. За девять лет они в сумме набрали больше 27 миллионов просмотров и положили начало как дальнейшему творчеству автора, так и десяткам других ремиксов по мотивам фильма.
Реакция на запрет «Зелёного слоника»
В мае 2022 года петербургский суд запретил «Слоника» и его распространение в сети. Хотя принять меры против фильма предлагалось и раньше, реальных действий в этом направлении российские власти не принимали. К примеру, в конце 2013 года Союз офицеров России призвал изучить фильм на наличие экстремизма, но дальше заявления дело не зашло. В соседней Беларуси картина запрещена с 2000 года.
В соцсетях многие удивились решению — спустя 23 года после релиза запрет выглядит крайне неожиданным. Некоторые посчитали, что антивоенная картина в нынешних условиях попадает под статью о дискредитации российской армии. После новости о блокировке нескольких страниц с фильмом сработал «эффект Стрэйзанд» — многие решили посмотреть его впервые и порекомендовали другим.
Запрет «Зелёного слоника» прокомментировал и исполнитель роли «поехавшего» Сергей Пахомов. В разговоре с изданием The Insider он предположил, что российскими властями «вздыбливаются папки прошлого».
Я думаю, что «Зеленый слоник» предрёк всю историю, которая сейчас происходит на наших глазах. Это — предтеча всего и великая Библия мразей, агрессии, любви, ненависти и, естественно, насилия. Всех молодых людей, которые даже на уровне мемов не знают о «Зеленом слонике», я бы послал на **й.
#кино #мемы #блокировки