Интернет

Витуберы стали главными онлайн-звёздами Азии — но за ними стоят реальные актёры с человеческими проблемами

Люди, исполняющие роли цифровых аватаров, также выгорают, жалуются на тяжёлые условия труда и низкие гонорары — и покидают работодателей.

Виртуальные блогеры и артисты набрали популярность в сети ещё в начале 2010-х, а к концу десятилетия захватили рынок онлайн-развлечений. Многие считали, что цифровые аватары эффективнее удовлетворят запросы как аудитории, так и бизнеса: они могут быть на связи почти без перерывов, компаниям легче договориться со студиями о коллаборациях, а в некоторых случаях витуберов можно просто «заменить».

Однако реальность оказалась не такой безоблачной. Каждый инфлюенсер — это результат работы не только команды продюсеров, но и актёров, которые исполняют роль виртуальных звёзд в костюме захвата движений и дарят им свой голос. И эти люди не лишены проблем обычных блогеров — у них также возникают разногласия с работодателями и случается выгорание. Издание Rest of World рассказало об индустрии витуберов и её скрытых проблемах.

* * *
  • Крупные развлекательные студии в Китае и Японии в последние годы всё больше инвестируют в виртуальных знаменитостей: на сцене появляются голограммы цифровых поп-исполнителей, стримеров вытесняют аватары аниме-персонажей, а бренды разрабатывают своих онлайн-талисманов. В 2021 году, по данным iiMedia, объём рынка только в Китае составил около 16 миллиардов долларов.

Витуберы позволяют брендам лучше контролировать свой маркетинговый образ, внешний вид виртуального маскота и рекламные интеграции с ним.

Пабло Маурон, менеджер шанхайской студии Digital Luxury Group
  • В большинстве случаев за контент и образ персонажа отвечают студии, но успех также зависит от актёров: как и реальные звёзды, они должны быть достаточно харизматичны и интересны публике. Фанаты привязываются к личности, поэтому актёров обычно не заменяют — аудитория замечает это и критикует студию.
  • Виртуальные звёзды действительно дольше остаются в центре внимания: они не стареют, почти не высказывают мнения по поводу острых тем и не разочаровывают фанатов. Однако человеческий фактор всё равно играет свою роль — во время «живых» выступлений и онлайн-трансляций актёры могут сказать что-то «неудобное» или вынести на публику подробности об индустрии.
  • Подобная ситуация произошла, например, с витубером Vox Akuma — он в прямом эфире пожаловался на своих зрителей, которые из-за любви к цифровому кумиру «заставляют» его работать на износ. «Дошло до того, что если я беру больше одного выходного подряд, сразу случаются споры, начинаются какие-то драмы», — заявил актёр на аудиторию в примерно 350 тысяч человек.

Длительность рабочего дня актёров захвата движений определяется не ими, это решает персонал, стоящий за виртуальной знаменитостью. Условия труда этих людей остаются за кадром.

Мэнью Пэн, бренд-директор компании SuperACG

Vox Akuma

  • У японского агентства Hololive в первой половине года произошло сразу несколько скандалов, связанных с виртуальными блогерами. Сперва в феврале «уволили» Рушию Уруху за утечку конфиденциальных данных — она якобы раскрыла детали бизнес-проектов компании на аудиторию в 1,6 миллиона подписчиков. В мае виртуальная певица по имени Пекора Усада объявила о бессрочном перерыве, чтобы вылечить горло после почти трёх лет регулярных музыкальных эфиров.
  • Ещё одна громкая ситуация произошла в популярной китайской группе A-Soul, в составе которой с 2020 года выступали пять виртуальных аниме-аватаров. За каждой из участниц стояла анонимная актриса, они отвечали не только за вокальные данные, но и уникальные характеры персонажей.

Виртуальная группа A-Soul

  • В мае группа внезапно объявила, что состав покидает одна из участниц по имени Кэрол. Изначально студия не объяснила решение, но поклонники группы нашли актрису, которая предположительно выступала под именем виртуальной певицы. В соцсетях девушка жаловалась на домогательства и травмы на рабочем месте. Кроме того, китайские СМИ писали, что всем участницам группы платят лишь небольшую часть от доходов.
  • Компания, стоящая за A-Soul, отвергла обвинения и заявила, что актрисы получали 10% от общего дохода группы и дополнительную компенсацию. Однако слова студии не убедили некоторых слушателей, и те отвернулись от прежних кумиров. Часть фанатов зато начали следить за анонимной актрисой, которая предположительно раньше играла роль Кэрол — хотя официально она так и не подтвердила эту информацию.

Персонаж Кэрол всё ещё остаётся в руках компаний, но она навсегда потеряла свою душу.

Аякс, один из бывших фанатов A-Soul
https://tjournal.ru/post/602162

#азия #музыка #витуберы #интернет